Парусные суда, их виды и характеристика. Парусные яхты

Самые первые парусные суда (будут описаны в данной статье) появились более трех тысяч лет назад в Египте и представляли собой обычный плот с прямой мачтой и рулевым веслом. Немного позже более усовершенствованные модели стали делать финикийцы. Для их постройки они использовали древесину ливанского кедра и дуба. В портах Финикии были судостроительные верфи, которые производили торговые одномачтовые лодки и более оснащенные военные суда. Примерно в V в. до н. э. морской флот уже имели древние греки и римляне. Однако крупные парусные суда появились в Европе в период великих географических открытий. Именно тогда самые мощные европейские державы в поисках новых колоний стали оснащать морские флотилии для путешествий не только через океан, но и вокруг света. Так началась упорная борьба за господство в море, что способствовало активному развитию судостроительной отрасли.

в современном мире

В наше время, когда военный флот составляют оснащенные по первому слову техники мощные корабли, парусные модели стали использоваться в основном для развлечения. Большую часть современных парусников составляют яхты. В Европе и Америке, где существуют спортивные яхт-клубы, ежегодно устраиваются спортивные регаты. Чаще всего в подобных мероприятиях принимают участие

Регата - это водное состязание между парусными или гребными судами.

Традиционно такие соревнования проводятся в Америке и Англии. Некоторые регаты являются крупными международными соревнованиями, как, например. «Кубок Америки».

Классификация парусных судов определяется в зависимости от оснастки и технических характеристик. Ниже приведены основные виды разновидностей парусников.

Классификация по типу парусов

Суда с прямыми парусами.

Суда с косыми парусами.

Прямой парус использовался еще древними египтянами и финикийцами. Он представляет собой полотно в виде трапеции, прикрепляющееся к горизонтальной рее. Корабли с прямыми парусами хорошо идут только с попутным ветром, поэтому их довольно быстро сменили на суда с косыми парусами.

Косой парус располагается с задней стороны мачты, к которой он крепится своей передней кромкой. Суда с косыми парусами отлично ходят как под попутным ветром, так и под острым к ветру курсом. Косые паруса, в свою очередь, делятся на:

Латинские.

Гафельные паруса.

Кливера и стаксели.

Классификация по количеству мачт

Одномачтовые парусные яхты.

Двухмачтовые яхты.

Многомачтовые яхты.

Мачта - это часть парусного вооружения. Она представляет собой вертикальную корабельную конструкцию, которая обычно поддерживается с помощью специальных растяжек. Изготавливались мачты в основном из хвойных пород древесины.

Мачты в современном мире

На крупных современных судах, не имеющих парусного оснащения, мачты утратили свою основную функцию и используются для иных целей:

Для несения национальных атрибутов своей страны (флага и герба).

Для несения опознавательных знаков о текущем состоянии судна (карантин на борту, пожар на борту, учебная тревога и т. д.).

Для установки различных осветительных сигнальных знаков.

Для установки некоторых звуковых сигнальных устройств.

Для того чтобы отдать дань уважения государству, в чьих водах на данный момент находится судно. На мачте устанавливают национальный флаг этой страны.

Если на борту есть покойник, то в знак траура и дани уважения его памяти приспускается государственный флаг.

Виды мачт

Фок-мачта. Это самая первая мачта, если считать от носа судна.

Грот-мачта. Она является второй по счету конструкцией подобного типа от носа корабля. На двух-трехмачтовых судах она является еще и самой высокой.

Бизань-мачта. Кормовая мачта, которая на любом судне является самой последней от носа.

Какие виды водных транспортных средств существуют?

Классификация парусников по виду корпуса:

Деревянные.

Пластиковые.

Стальные.

Классификация парусных кораблей по количеству корпусов:

Однокорпусные

Двухкорпусные (парусные катамараны)

Трехкорпусные (парусные тримараны).

И, наконец, классификация парусных судов в зависимости от использования киля:

Килевые яхты (на таких судах используют тяжелый позволяет существенно уменьшить дрейф судна и снизить центр тяжести).

Швертботы (на таких яхтах устанавливается специальный шверт, при необходимости его можно поднять и уменьшить осадку судна).

Яхты-компромиссы (на них используют промежуточные конструктивные решения между швертботами и килевыми конструкциями).

Разнообразие судов

Следует перечислить названия парусных судов.

Аак - небольшое одномачтовое судно с плоским дном, предназначенное для перевозки малых грузов.

Барк - это крупный корабль, имеющий от трех до пяти мачт. Судно в основном оснащено прямыми парусами, только на кормовой мачте закреплен один косой.

Баркентина - морской трех-пятимачтовый парусник. Большинство мачт оснащены косыми парусами. Только носовая конструкция имеет прямой парус.

Бриг - двухмачтовый корабль, имеющий прямое парусное вооружение на грот-мачте и фок-мачте и косой гафельный парус на гроте.

Бригантина - легкое двухмачтовое судно с косыми парусами на грот-мачте и прямыми парусами на фок-мачте, такой тип парусного вооружения называется смешанным.

Галеон - большое многопалубное морское судно с мощным артиллерийским вооружением. Галеоны предназначались для дальних морских путешествий и сражений. Такие парусные суда были достаточно быстроходными и маневренными и составляли основную часть испанского и английского флота.

Джонка - деревянное двух-четырехмачтовое судно, которое использовалось в основном в Юго-Восточной Азии и предназначалось для речных или прибрежных морских грузовых перевозок.

Иол - двухмачтовое судно, имеющее косые паруса и положение кормовой мачты позади оси руля.

Каравелла - трех-четырехмачтовое морское судно со смешанным парусным вооружением, предназначенное для морских плаваний и значительных грузовых перевозок.

Галера - так называют практически все парусно-гребные суда, они использовались еще в древности. Помимо парусного вооружения, имели один или два весельных ряда.

Каракка - большое трехмачтовое судно, использовавшееся для торговых и военных целей. Судно могло иметь до трех палуб и обладало внушительным пушечным вооружением.

Кэч - маленькое двухмачтовое судно. Отличается расположением кормовой мачты впереди оси руля.

Фрегат - военный трехмачтовик, имеющий полное парусное вооружение. Классический фрегат был создан во Франции в середине восемнадцатого века и представлял собой легкое маневренное судно с хорошим вооружением.

Флейт - хорошее морское парусное судно, предназначенное для военно-транспортных целей. Благодаря тому что длина этого судна была в несколько раз больше его ширины, флейт мог ходить довольно круто к ветру, и это давало ему значительное преимущество перед другими, менее маневренными судами.

Шлюп - военный трехмачтовый корабль, идущий под прямыми парусами. Использовался в качестве дозорного и транспортного средства.

Шхуна - легкое парусное судно, которое имело минимум две мачты с косыми парусами. Шхуны очень удобны в управлении. Они в основном использовались для различных торговых перевозок.

Яхта

Изначально парусные яхты представляли собой быстрые и легкие суда, использующиеся для перевозки высокопоставленных персон. Впоследствии яхтой стали называть любое или просто парусное судно, предназначенное для туристических или спортивных целей.

Первые яхты появились в восемнадцатом веке. Они были достаточно быстры и комфортабельны, именно поэтому богатые люди предпочитали этот вид морского транспорта. Современные парусные яхты имеют подвесной мотор, который позволяет легко маневрировать в порту и плыть с невысокой скоростью даже во время полного штиля. Они делятся на крейсерские (на их борту есть каюта), прогулочные и гоночные.

Купить в магазине

На сегодняшний день многие исторические парусники уже не существуют и остались только на страницах приключенческих романов и на картинках в журналах и книгах. Но не стоит сильно расстраиваться. В магазине можно приобрести судов, предназначенные для тематического декора. Существуют также специальные наборы и пособия для сборки парусных кораблей своими руками. Стоит отметить, что собирать модели кораблей - это очень занимательное хобби, набирающее обороты в России.

Самые знаменитые и легендарные парусные суда, фото и модели которых пользуется популярностью:

Барк «Индевор» - это знаменитое судно Джеймса Кука, на котором он плавал к неизведанным тогда берегам Австралии и Новой Зеландии.

«Нева» и «Надежда» - два шлюпа, которые впервые в российской истории совершили кругосветное плавание.

«Принц» - английский фрегат, затонувший в 1854 году в Черном море после катастрофического шторма. Популярность получил благодаря слухам о затонувших сокровищах, которые он перевозил.

«Мэри Роуз» - флагманский военный английского короля Генриха восьмого, который трагически затонул в 1545 году.

«Great Republic» - самый большой клипер девятнадцатого века, который был построен известным судостроителем Дональдом Маккеем.

«Ариэль» - британский клипер, который прославился благодаря тому, что в 1866 году выиграл знаменитую «чайную гонку» из Китая в Лондон.

«Приключение» - это корабль одного из самых известных пиратов - капитана Уильяма Кидда.

Заключение

Эпоха парусных кораблей была поистине захватывающим временем приключений и романтики. Парусные суда участвовали в многочисленных морских битвах, плавали к неизведанным берегам и перевозили бесценные сокровища, с которыми связано великое множество легенд. Кораблям подобного типа посвящено огромное количество литературных произведений. На основе исторических событий и мистических рассказов с участием парусных моделей снято множество знаменитых приключенческих фильмов.

А не будет ли меня тошнить? А не сгорю ли я на солнце? А что будет, если случится шторм? А как принимать душ на яхте? Эти и миллиарды других вопросов роились в моей голове, когда я несколько месяцев назад собиралась в свое первое недельное плавание ().

Пока эти впечатления и восторги новичка еще свежи, расскажу про бытовую сторону плавания на яхте.

Так укачивает или не укачивает?
Этот вопрос был самым острым и болезненным вопросом для меня (вестибулярный аппарат у меня низко-средней выносливости). Скажем так — укачивает, но это можно побороть. В первые 2 дня наш прекрасный капитан не рекомендовал нам спускаться в каюты более, чем на 10 минут (ну и на сон), так как снаружи, в открытом пространстве качка переносится намного легче. В закрытом — довольно быстро может начать мутить. Если море спокойное и вы сидите наверху, не в каюте — то проблем с укачиванием не возникает — можно спокойно есть (тоже наверху), разговаривать и наслаждаться пейзажами. Если море не очень спокойное, есть волны и яхту довольно сильно качает — в первые дни скорее всего будет плохо даже наверху, правда, если не принять чудо-средство — таблетку «Драмина». Проверено на себе — действует круто и как надо. Правда, с ней немного хочется спать, но если немного пересилить себя — через полчаса желание спать проходит, а действие таблетки остается. Как говорил наш капитан, спустя 2-3 дня почти все к качке привыкают, перестают пить Драмину, уже могут сидеть в каюте и даже читать там книжки и смотреть в монитор. В общем-то у нас так и было.

Еще интересный факт про укачивание: оказывается, тошнота — это еще не самый неприятный эффект. Морская болезнь может настигнуть довольно внезапно и выражаться в сильнейшей слабости и остром желании спать. Так, один из новичков застрял в туалете на целый день, пока не закончились волны — он просто не мог поднять руку, чтобы открыть защелку и выйти. Хорошо, что на яхте два туалета))

Погода и загар
Если уж в открытом море светит солнце, то греет оно довольно-таки ядовито — не стоит пренебрегать средствами для (или от) загара.
В море всегда есть хотя бы небольшой ветерок, так что там на несколько градусов прохладнее, чем на берегу. В любую погоду, если вы будете плавать хотя бы два дня, стоит взять с собой хотя бы легкую, но непродуваемую куртку, желательно с капюшоном. В каюте, конечно, теплее, чем на палубе, но первые несколько дней сидеть внутри чревато, я уже писала чем.

Загорать на носу яхты
Это, конечно, здоровское ощущение — впереди бескрайнее море, а ты на белой яхте, лежишь, смотришь в небо, дышишь свежайшим морским воздухом…
Но важно понимать вот что: если ты загораешь таким образом, то обязательно должен быть кто-то, кто хотя бы раз в пять минут будет проверять, не выпал ли ты за борт. Если море спокойное, и волн практически нет, то случайно оказаться в море сложновато (только если заснуть и потерять всякий контроль), но если вдруг случилась волна, например, от большого проходящего мимо корабля, а ты зазевался — то в общем-то свалиться за борт можно.
Оказывается, сам факт падения с яхты в море, особенно если ты умеешь плавать — не очень-то и страшен, страшно другое — из-за шума мотора люди могут не услышать твои крики и хватиться тебя только тогда, когда яхта уже отплывет на приличное расстояние. А если к этому времени начнет смеркаться или волны будут больше, то найти человека в море в таких условиях становится достаточно сложно. Так что прежде чем идти на нос корабля, убедитесь, что за вами будут присматривать.

Навигация
Вообще, почти весь маршрут яхту ведет автопилот. Но автопилот корабли не обойдет и рифы не объедет, он может только следовать заданному курсу. Поэтому кто-то обязательно должен быть наверху (или хотя бы раз в 5 минут там появляться) для того, чтобы корректировать курс. Тут действуют свои правила морского движения, так сказать. Интересно, что во многом они похожи на ПДД. Например, тут тоже есть правило помехи справа — нужно уступать кораблю, который справа. Или, если уже выбрал курс, то не суетиться, не метаться из стороны в сторону, чтобы капитану второго судна был понятен твой маршрут и он мог бы подкорретировать свой. Есть тут даже такое понятие, как полосы движения и полоса-разделитель трафика — люди договорились, что тут будут ходить корабли, которые плывут в одну сторону, а здесь — корабли, которые идут в обратную, отметили это дело на морских картах, и теперь все это условие соблюдают.

«Квартирные» вопросы

Каюты
Вот так выглядела общая каюта на яхте, на которой мы плавали. Мы были в восторге, места хватало, ну и чем больше яхта, тем больше места, соответственно. Обратите внимание, как сглажены углы — сделано все, чтобы при сильной качке не удариться — даже ручки на ящиках простым нажатием убираются, чтобы поверхность стала гладкой.

Сами каюты — места для сна — не очень большие, но кровать — просторная — и втроем, наверное, можно поместиться.

Душ и туалет
Выражаясь «квартирным» языком, на яхте совмещенный санузел. Места не очень много, но все есть. В туалете — ручной смыв — сделав дело, нужно потягать специальную ручку раз 15-20 — это не тяжело, но необходимо — автоматизм сего действа вырабатывается довольно быстро, и потом, на суше, ты начинаешь недоуменно озираться — где же эта самая ручка?
Что касается душа — то его качество и частота мытья зависит от класса яхты и вашего маршрута. Дело в том, что вся вода берется из специального бака, который надо периодически пополнять. А пополнить запасы воды — это в большинстве случаев означает заезд на яхтенную стоянку — марину — который стоит денег, в среднем от 50 до 200 долларов за сутки. Если каждый день ночевать на такой стоянке не предполагается, то каждый день принимать душ, особенно если вы путешествуете большой компанией, не получится — воды просто на всех не хватит. Но зато если вы уже остановились в марине, то, как правило, там есть стационарные, как правило, более просторные души, и можно мыться в них, а не на яхте.

Палуба
Если смотреть снизу, из общей каюты, наша палуба выглядела вот так:

Интернет
Насколько мы привыкли к интернету в домах и гостиницах, настолько же непривычным было проверять рабочую почту, сидя в шортиках на палубе и почти не видя берега ни с одной стороны… В общем, наличие интернета на яхте обуславливается мощностью передатчиков провайдера. Не знаю, будет ли он где-то посреди Тихого океана, но во всем Мраморном море проблем с ним не было. Если идти вдоль берегов любого туристического моря — с помощью симки от местного оператора без интернета вы не останетесь.

Высадка на берег
До первого путешествия на яхте, меня, как слабо умеющую плавать, несколько пугал этот момент. По факту, ситуация следующая — если вы причаливаете на оборудованную яхтенную стоянку, то тут — ничего страшного, зазор между твердой землей и яхтой минимален — тут нужно просто поймать ритм волн и совершать этот в буквальном смысле слова важный шаг в момент, когда яхта идет на сближение с берегом, а не на отдаление. Один раз мы причалили к высокой пристани, предназначенной для большого парома — земля была где-то в полчеловеческого роста выше, чем края нашей яхты — пришлось взбираться по шинам, которые крепятся на откос, чтобы не поцарапались бока корабля. Это было немного пострашнее, но в целом приемлимо (я — ужасная трусиха в этом плане, так что если я пишу, что это было приемлимо, значит тот, кто не такой трус, может вообще не заметить такого подъема на берег).

Но вот если к берегу по тем или иным причинам пристать не получается (например, там нет причала, а есть пологий пляж и мель), тогда яхта бросает якорь в 50-100 метрах от берега, а оставшиеся метры переплываются на небольшой резиновой лодочке — динга. Вот это для меня, особенно в первый раз, был экстрим — лодочка очень маленькая, тоненькая, прямо чувствуешь перекаты волн под собой, спускаться в нее нужно прямо с яхты по лесенке, сидеть там нужно смирно, потому что она может перевернуться… В общем, то еще удовольствие. Но с надетым спасательным жилетом, скажу честно, становилось веселее. Менее впечатлительные участники нашего похода (то есть все, кроме меня) не переживали.

И все-таки, что взять с собой?
Когда такой вопрос мы задали капитану, он ответил просто, мол, собирайтесь, как в отель «все включено», берите купальники, крем от загара, таблетки от укачивания «Драмина» и ни о чем больше не беспокойтесь. Я, конечно, засомневалась немного — уж слишком прост набор для такого специфического способа путешествовать. Но по факту оказалось, что капитан был прав — ничего особенного не нужно.
Конечно, все зависит от того, с кем, где и на каких условиях вы будете плавать. На всякий случай, стоит уточнить, есть ли на вас постельное белье и спасательные жилеты.

Передвижение парусной яхты по ветру фактически определяется простым давлением ветра на ее парус, толкающим судно вперед. Однако, как показали исследования в аэродинамической трубе, путешествие под парусом против ветра подвергает парус воздействию более сложного набора сил.

Когда набегающий воздух обтекает вогнутую заднюю поверхность паруса, скорость воздуха уменьшается, в то время как при обтекании выпуклой передней поверхности паруса эта скорость растет. В результате на задней поверхности паруса образуется область повышенного давления, а на передней - пониженного. Разность давлений на двух сторонах паруса создает тянущую (толкающую) силу, которая перемещает яхту вперед под углом к ветру.

Парусная яхта, расположенная примерно под прямым углом к ветру (по морской терминологии - яхта идет галсом), быстро движется вперед. Парус подвергается воздействию тянущей и боковой сил. Если парусная яхта идет под острым углом к ветру, ее скорость замедляется из-за уменьшения тянущей силы и увеличения боковой. Чем сильнее парус повернут к корме, тем медленнее яхта движется вперед, в частности из-за большой боковой силы.

Парусная яхта не может плыть прямо против ветра, однако может продвигаться вперед, совершая серию зигзагообразных коротких перемещений под углом к ветру, называющихся галсами. Если ветер дует в левый борт (1), говорят, что яхта идет левым галсом, если в правый борт (2) - правым галсом. Для того чтобы быстрее пройти дистанцию, яхтсмен старается увеличивать до предела скорость яхты, регулируя положение ее паруса, как это показано на рисунке слева внизу. Для минимизации отклонения в сторону от прямой линии, яхта передвигается, меняя курс с правого галса на левый и наоборот. Когда яхта меняет курс, парус перебрасывается на другой борт, и при совпадении его плоскости с линией ветра какое-то время полощется, т.е. находится в бездействии (средний рисунок под текстом). Яхта попадает в так называемую мертвую зону, теряя скорость до тех пор, пока ветер снова на надует парус с противоположной стороны.