Многопартийная система существует в странах. Классификация партийных систем

  • Автоматизированная система наблюдений и контроля окружающей среды
  • Агроценоз (агроэкосистема), его отличие от биогеоценоза. Круговорот веществ в агроценозе и пути повышения его продуктивности.
  • Многопартийная, система отличается политической конкуренцией нескольких партий. В зависимости от количества партий выделяются партийные системы умеренного (от трех до пяти) и крайнего (от шести и более) плюрализма, ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти. В результате возникает необходимость организации коалиций как для формирования правительства, так и для внутрипарламентской работы. Многопартийные системы подразделяются на системы с доминирующей партией и без таковой.

    В рамках многопартийной системы выделяют:

    многопартийную систему без доминирующей партии. В такой системе ни одна из партий не имеет абсолютного большинства в парламенте и, следовательно, вынуждена при формировании правительства заключать союзы и соглашения с другими представленными в парламенте партиями;

    многопартийную систему с доминирующей партией, которая характеризуется тем, что одна из партий лидирует на политической арене, располагая самостоятельно или в тесном союзе с другой партией абсолютным большинством мест в парламенте;

    «блоковую» многопартийную систему, которая принимает форму резкой поляризации политических сил, группирующихся в периоды проведения избирательных компаний на два противостоящих друг другу блока. Функционирование этой системы во многом напоминает функционирование бипартизма.

    Однопартийная система наиболее характерна для тоталитарных и авторитарных политических режимов. Такие режимы исключают плюрализм мнений и открытую конкуренцию различных политических сил.

    Однопартийность - это фактическая монополия одной партии на власть. Такая партийная система сливается с государственными структурами, и их функции непросто разграничить.

    Некоторые исследователи считают, что однопартийную систему нельзя причислять к числу партийных систем как таковых, поскольку один элемент не может образовывать систему. Однако на практике однопартийные системы существуют.

    Двухпартийные системы наиболее характерны для устоявшихся демократических режимов власти (США, Англия, Австралия). В таких политических системах каждая из партий способна самостоятельно, без коалиции с другими политическими силами, сформировать правительство и осуществлять власть.

    Двухпартийная (бипартийная) система имеет свои сильные и слабые стороны. К сильным относятся: стабильность политической системы; высокая степень управляемости государством; предсказуемость политической деятельности и др. К недостаткам можно отнести то, что такая система достаточно консервативна, не способна адекватно выражать все многообразие социальных интересов различных общественных групп и классов; закрыта для вхождения в политику «свежих» альтернативных сил; правящая партия сращивается с государственным аппаратом.



    Двух с половиной партийные системы - нечто среднее между двухпартийной и многопартийной системой. Суть такого симбиоза заключается в том, что ни одна из двух основных соперничающих политических партий не в состоянии набрать необходимое число голосов для формирования правительства. Например, одна партия набрала 46 % голосов, другая - 42 %, в то время как для формирования правительства необходимо иметь 50% плюс один голос. В этой ситуации несколько процентов голосов, которые имеет некая малозначительная промежуточная партия, становятся решающими для политической перспективы любой из двух основных партий. Таким образом, небольшая партия может приобрести значительные властные полномочия в политической системе.



    Многопартийная система состоит из трех и более однопорядковых по своему влиянию политических партий. Ни одна из них не располагает достаточной поддержкой со стороны избирателей и не в состоянии без вступления в коалицию победить на выборах и сформировать правительство.

    Многопартийная система более дифференцированно отражает разнообразные интересы различных социальных групп. У избирателей появляется больше вариантов выбора и соответственно больше удовлетворенность от того, что есть политическая партия, которая выражает сугубо их интересы и интересы их единомышленников. Кроме того, многопартийная система является более открытой для различного рода инноваций.

    В то же время многопартийная система также имеет определенные недостатки. Она менее стабильна, создаваемые ею правительства также неустойчивы. Разногласия между партнерами по коалиции не всегда способствуют созданию эффективного и легитимного правительства. Поиски компромиссов во время формирования правительства и в периоды принятия важных решений могут привести к конфликтам и даже к его расколу (роспуску). Кроме того, на согласование различных вопросов уходит много времени и средств.

    Партийные системы с доминирующей партией возникают в условиях реальной многопартийности, когда за власть на регулярных общенародных выборах борются несколько партий. В этом отличие данной системы от однопартийной, которая не предполагает альтернативы.

    Общая характеристика партийной системы

    Важной составляющей механизма власти является партийная система, которая представляет собой процесс развития самого политического процесса, его становление в динамике. Характеризуя специфику партийной системы можно отметить, что процесс ее формирования проходит под влиянием самых разных факторов. Это могут быть те или иные особенности национального состава населения, воздействие религии или исторических традиций, соотношений политических сил и многое другое.

    Замечание 1

    Для того, чтобы определить характер политической системы стоит обратить внимание на степень реального участия в жизни государства политических партий. Важный момент заключается в том, что решающую роль всегда играет не общее количество партий, а именно направление и число партий, реально участвующих в жизни страны.

    Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие разновидности партийных систем, а именно:

    • однопартийные;
    • двухпартийные;
    • многопартийные.

    Для того, чтобы наиболее качественно понимать многопартийность политической системы, охарактеризуем для начала однопартийные и двухпартийные системы.

    Рисунок 1. Классификация партийных систем. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

    Однопартийная система

    Однопартийную систему часто считают не состязательной. Название системы говорит уже о том, что в ее основе лежит только одна партия. Однако такая система приводит к тому, что выхолащивается институт выборов, так как отсутствует возможность альтернативного выбора. Центр принятия тех или иных решений полностью отходит к руководству партии. Так или иначе, но постепенно такая система приводит к становлению диктаторского режима и тотального контроля. В качестве примера государств с таким типом системы можно назвать Германию и Италию.

    Другая ее отличительная черта – это сильные средства защиты установленного режима, в результате процесс свержения главной партии крайне сложный. Опираясь на исторический опыт можно отметить, что среди факторов, способствующих прекращению подобного режима, служили военные положения или попытки самореформирования.

    Двухпартийные системы

    Для формирования такого типа необходимо наличие двух партий, сменяющих друг друга. Положение партий формируется в результате выборов. В таком случае партия, представляющая оппозицию, по результатам голосования может оказаться партией, формирующей правительство, передав свои оппозиционные полномочия проигравшей стороне. Однако в данном типе политической системы число не является решающим фактором, по сравнению с выше рассмотренным.

    Рассматривая в качестве примера Великобританию, отметим, что там существует далеко не одна партия, а вместе с тем можно выделить и множественное число политических организаций. Возникает вопрос: почему же Великобритания считается классической представительной двухпартийной системой? Как отмечалось выше, важную роль играет не только количество партий, но и их реальное участие в политической жизни государства. В рассматриваемом примере только две партии, а именно консерваторы и лейбористы, сменяют друг друга, формируя правительство и определяя направление развития государства, как внутреннюю, так и внешнюю политику. В сравнении с однопартийной, двухпартийная система представляется более надежной. Выстраивая политику данным образом, такая система защищает себя во всех направлениях.

    Однако есть и ряд весьма ощутимых минусов. Стоит учитывать, что главные партии страны представляют собой совершенно разные социально-политические позиции. В результате смена одной партии другой может привести к существенной встряске не только для механизма государства, но и для общества в целом.

    Многопартийная система

    Замечание 2

    Характеризуя многопартийную политическую систему, в первую очередь следует сделать акцент на том, что необходимо отличать многопартийную систему и многопартийность.

    Многопартийность, или можно встретить еще такое название как множественность партий, акцентирует свое внимание на количестве партий, что является характерным элементом для многих демократических стран. Что касается многопартийности, о чем неоднократно говорилось выше, она раскрывает способ формирования власти, то есть за управление и образование правительства отвечает несколько партий на равноправной основе. Такой тип приводит к формированию своеобразного государственного механизма.

    Характеризуя положительные стороны, отметим, что:

    • при многопартийности в большей степени реализуется потенциал гражданского общества;
    • развивается открытость политики;
    • формируется здоровая конкуренция и взаимокритика.

    Однако, как и в любой системе, здесь также имеются и свои минусы. Реализуя своей политикой легальную деятельность партий, можно пошатнуть не только демократию, но и саму многопартийность. Решением в такой ситуации становится стремление к улучшению многопартийной системы и формированию более совершенного и удовлетворяющего всем требованиям варианту. В связи с этим можно выделить ряд разновидностей многопартийной системы.

    Разновидности многопартийных систем

    Многопартийные системы можно разделить на:

    • системы с доминирующей партией и без нее;
    • «боковые» многопартийные системы.

    Для первой характерно доминирование одной из партий. При таком построении лидирующая партия способна самостоятельно или же с «дружественными» партиями контролировать парламентское большинство, что вполне устраивало бы правящую элиту, тем самым компенсируя предсказуемость результатов, исключая нежелательные результаты голосования и многое другое. Однако классический вариант, а именно многопартийная система без доминирующей партии, представляет собой систему, когда между собой борются в определенной степени равные партии, что приводит к труднопредсказуемости результата. Такой подход формирует возникновение союзов и соглашений. Вместе с тем происходит затягивание формирования правительства.

    Не стоит забывать и боковые многопартийные системы. Такая система немногим отличается от классической, то есть многопартийной без доминирующей партии. Однако ее характерная черта заключается в процессе группирования партий в противостоящие друг другу блоки. Исходя из политики и стратегии выбранного блока, партия формирует свою программу действий. Участники, не имеющие отношение ни к одному из блоков, практически не обладают шансом на победу.

    Характеризуется тем, что при наличии в стране множество партий в конкурентной борьбе за власть соперничают разные по идеологии и отношением к характеру преобразований в обществе три и более политических партий, ни одна из которых не способна получить поддержку большинства в парламенте и поэтому вынуждена формировать правительство на коалиционной основе. Эта система получила наибольшее распространение в странах Западной Европы (Бельгия, Дания, Италия, Нидерланды, Швеция и др.).

    В зависимости от количества партий, которые реально влияют на функционирование государственных институтов и идеологической дистанции между ними, Дж. Сартори различает следующие разновидности многопартийной системы:

    1) партийная система умеренного (ограниченного) плюрализма, для которой характерно представительство в парламенте лишь нескольких (как правило, трех - пяти) политических партий, ни одна из которых не имеет большинства мандатов и не может самостоятельно сформировать правительство. По этой системе партии находятся на умеренных политических позициях, между которыми существуют незначительные идеологические разногласия, а также отсутствует парламентская оппозиция внесистемная. Правительство формируется одной партией, которая получила абсолютное большинство голосов на парламентских выборах, хотя другие партии представлены в парламенте или коалицией партий в зависимости от распределения мандатов в парламенте. Стабильность правительства зависит прежде всего от того, стабильные (Швейцария) или нестабильные (Бельгия, Италия, Нидерланды, Финляндия) партийная коалиция в парламенте. Если партийная коалиция нестабильна, то правительства могут меняться несколько раз за один срок полномочий парламента;

    2) партийная система крайнего (поляризованного) плюрализма, для которой характерно представительство в парламенте шести и более политических партий, между которыми существует значительное политическое и идеологическое размежевание, наличие внесистемных оппозиционных партий, то есть таких, которые вообще выступают против существующей социально-экономической и политической системы. Правительство формируется партиями центра, а его стабильность зависит от прочности центристских (правительственных) коалиций. Эта система распространена в странах (прежде всего в постсоциалистических и постсоветских), где политическая система имеет переходный характер от авторитарно-тоталитарной системы общественного устройства к демократическому обществу и где происходит противостояние политических сил, которые выступают сторонниками прошлого или нового общественно-политического устройства;

    3) атомізована партийная система, для которой характерно представительство в парламенте многих, в том числе и внесистемных, малочисленных и маловлиятельных политических партий, наличие безответственной оппозиции. Правительство формируется либо на основе широкой коалиции партий, или на позапартійній основе. Эта система наименее стабильная и наименее эффективная из всех партийных систем. Она характерна для государств, ставших независимыми, и в которых, после длительного времени тоталитарной однопартийности, идет активный процесс партийного строительства, то есть партийная система находится в стадии своего становления. Так, начало становления партийной системы в Украине, России, Белоруссии и в других странах Восточной Европы приходится напоследок ХХ в.

    Итак, в современном мире существуют различные типы партийной системы и, как свидетельствует практика, каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Например, отдавая предпочтение многопартийной системе перед однопартийной, следует иметь в виду, что с первой связана острая межпартийная борьба, нестабильность, манипулирование сознанием населения, вторая - хотя и лишена многих недостатков многопартийной системы, но и она оказалась в конце концов неустойчивой и практически во всех странах уступила место различным типам многопартийной системы. Даже стабильная и эффективная двухпартийная система имеет свои недостатки, поскольку две политические партии снижают возможность полноправного участия третьих сил в процессе принятия решений, то есть фактически монополизируют представительство на государственном уровне всего многообразия социальных интересов.

    Количество политических партий как в России, так и в Южной Осетии постоянно растет. Если в Южной Осетии мы еще можем подсчитать количество действующих политических партий, с уверенностью заявив, что на чуть больше 50 тысяч жителей республики приходится 15 политических партий, то количество политических партий в России мы сосчитать не сможем. Скорее всего, на вопрос «Сколько в России партий?» не смогут ответить даже в Госдуме. Зюганов хватается за голову, заявляя, что «При КПСС такого не было», Жириновский собирается всех расстрелять за воровство, оставив только ЛДПР, а Путин пытается взаимодействовать с этим политическим цирком из популистов разного окраса.

    Минусы однопартийной системы

    Впрочем, несмотря на то, что Госдума во всех постсоветских странах больше похожа на цирк, чем на парламент демократической страны, однопартийная система, где все «за» или «против» - это намного хуже. Если мы не говорим о полной диктатуре, где вся власть находится в руках одного человека, а парламент просто аплодирует, когда это требуется, однопартийная система не выдерживает конкуренции с многопартийной. Итак, давайте рассмотрим пример однопартийной системы. Лучший пример однопартийной системы - это Советский Союз с его КПСС. На протяжении десятилетий КПСС оставался главной политической партией Советского Союза. Коммунисты откровенно говоря, несли какую-то ахинею о «кровожадны капиталистах» и о том, что весь мир хочет уничтожить Советский Союз только потому, что мы коммунистическое государство. Возможно, поначалу, когда мы имели дело с поколением, пережившим гражданскую и Великую Отечественную войну, в это кто-то верил, однако на закате СССР, когда железный занавес уже частично был снят, в это перестали верить не только политические элиты, не только члены КПСС, но и все граждане Советского Союза. Возможно, объяснив советскому народу что капиталисты кровожадны не потому, что они капиталисты, а потому, что они хотят единолично господствовать над миром, мы бы предотвратили распад СССР. Возможно, объяснив, что нас действительно хотят уничтожить, но не потому, что мы коммунисты, а потому, что у нас ресурсов много, мы бы все до сих пор жили в Советском Союзе. Кроме того, возможно, какая-нибудь «Единая Россия» не стала бы наблюдать за распадом СССР, а мобилизовала бы свои силы и вовремя сместила бы Горбачева. Но была только КПСС, был только один Горбачев, что сделало нашу страну неустойчивой к возможным предателям во власти.

    Посмотрим на Запад

    Многопартийная система - это один из немногих плюсов, которые мы получили от Запада после распада СССР. Просто посмотрите на американскую или британскую политические системы и вы поймете, почему в этих странах за последние 100 лет не было ни одной революции. В Великобритании правит королева, в США - «печатная машинка», банкиры ФРС. Тот, кто управляет страной в реальности, спрятан от глаз простолюдинов. Вернее, все знают о его существовании, но все верят, что правит именно Обама или Кэмерон - фигуры, которые победили на выборах от одной из партий. Демократы предлагают бороться с кризисом, республиканцы - бомбить Ирак или какую-нибудь Россию. «Статисты» - партии, которые не могут победить, предлагают помириться с Россией, оставить в покое Ближний Восток и так далее. Побеждают постоянно демократы или республиканцы. Обама или Маккейн. Народ доволен, народ может честно и демократично выразить свое мнение. При этом от этого мнения не зависит вообще ничего, так как на деле Штатами правит ФРС, а не Обама или Маккейн. Именно к такой системе правления должны стремиться мы как в России, так и в Южной Осетии.

    Многопартийная система - ширма для монарха

    Многопартийной системы в том виде, в котором ее пропагандирует Запад, не существует. На Западе многопартийность - это возможность сделать дураков из американцев, унять протесты, связанные с тем, что «КПСС» банально надоел, а также способ скрыть истинных руководителей США. В России многопартийность - это способ сделать себе политическую карьеру. Создаешь партию, грамотно развиваешь ее и приходишь во власть. Однако на все же стоит подумать над тем, чтобы использовать многопартийную систему в качестве ширмы для некого монаха. Увести Путина со сцены, подменив его какими-нибудь Медведевыми. Сделать вид, что Путин «царствует, но не правит». Переложить всю ответственность на руководящую политическую партию и премьер-министра, которого будет выбирать народ, отдав Путину пост президента навечно. Никаких протестов против этого решения сейчас не возникнет, многопартийная система позволит имитировать бурный политический процесс, а Россия сама по себе станет более устойчиво. На данный момент политическая система России и остальных постсоветских государств несовершенна. Мы не используем ее для того, для чего она в действительности предназначена. Однопартийная система - это политическая «скука» и нестабильность, в то время как парламент, состоящий из нескольких партий, имитирует бурную политическую борьбу в стране, а также позволяет сделать страну более устойчивой к внешним угрозам. В связи с этим создание новых политических партий в Наших государствах - это, бесспорно, хорошо. Но нам еще предстоит многому учиться в деле эффективного использования многопартийной системы.

    Современная политическая обстановка в России характеризуется формированием демократического режима, основным признаком которого является наличие правового государства и гражданского общества. Процесс этот - сложный и растянутый во времени. Одним из его важнейших проявлений может служить складывание таких институтов, как многопартийная политическая система и ответственный перед народом государственный аппарат.

    Партийная система и ее сущность

    Политическая система любого государства представляет собой чрезвычайно сложный механизм, включающий в себя множество разнообразных элементов. Одним из ее связующих элементов является партийная система, представляющая собой не только всю совокупность партий данного государства, но и социально-правовые механизмы взаимодействия между ними, а также степень понимания гражданами необходимости и важности их существования.

    Основные виды партийных систем

    Большинство западных политологов и социальных исследователей уже давно пришли к выводу, что наличие той или иной партийной системы достаточно точно отражает политическую развитость общества. Так, многопартийная система свидетельствует и о развитости социальной структуры, и о высокой степени влияния гражданского общества на решения органов государственной власти. Наоборот, однопартийность - неизменный признак тоталитарного общества, свидетельствующий о том, что людям намного проще переложить ответственность на чиновников, чем взять ее на себя.

    В целом ряде государств (например, в США и Великобритании) уже сравнительно давно действует двухпартийная система. При этом двухпартийность вовсе не означает существование именно такого количества партий. Просто реальная борьба идет именно между ведущими политическими силами, для других партий и движений практически шансов прийти к власти нет.

    Многопартийная система и ее особенности

    Особенности многопартийной системы включают в себя как внешние отличия от других систем, так и сложную внутреннюю сущность. К первым можно отнести наличие более двух партий, большинство из которых имеют реальные шансы придти к власти, развитое избирательное законодательство, активную деятельность институтов гражданского общества, сменяемость политической элиты.

    Внутренние особенности вытекают из того, что суть многопартийной системы - это сложный компромисс между огромным количеством участников. Это максимально публичная система, построенная на основах состязательности и взаимного уважения друг к другу. Она позволяет каждому гражданину найти именно ту политическую силу, которая будет наиболее полно представлять его интересы и интересы окружающих его людей. заставляющая каждого гражданина постоянно интересоваться происходящими в стране событиями.

    Классический тип

    Многопартийная система существует в различных разновидностях. Она зависит не только от партийного уклада, но и от существующей в том или ином обществе политической традиции и политической культуры.

    Классической считается так называемая многопартийная раздробленность, которая существует в настоящее время в таких странах, как Дания, Австрия, Бельгия. В этой системе нет партии-лидера, ни одна из политических сил не получает на выборах абсолютного большинства, поэтому вынуждена вступать в те или иные коалиции. Эта система нестабильна, вследствие чего стремится перейти в другое состояние.

    Другие разновидности многопартийных систем

    Одно из наиболее устойчивых состояний политической системы связано с блоковой многопартийностью. Данная многопартийная система, действующая, например, во Франции, разделяет все основные политические силы по нескольким основным блокам. Такая структура заставляет партии и их лидеров идти на определенные уступки со своими союзниками, более взвешенно относиться к составлению предвыборных программ и внутрипартийной дисциплине.

    Наконец, существует многопартийная система, в которой ключевую роль играет одно, самое крупное объединение. Здесь оппозиционные силы раздроблены и не в состоянии предложить гражданам внятной альтернативы. Главным недостатком такого режима, который характерен, например, для Индии и Швеции, является то, что он чаще всего ведет к застою в и вызреванию в недрах общества стремлений к революционным изменениям.

    Становление многопартийной системы в России: дореволюционный период

    Многопартийная система в России начала складываться гораздо позже, чем в большинстве развитых стран Западной Европы и Америки. Главной причиной этого был господствующий несколько столетий крепостной строй с ярко выраженной самодержавной властью.

    Реформы шестидесятых годов XIX века привели не только к бурному экономическому росту, но и к заметным изменениям на политической арене страны. Это, прежде всего, относится к процессу резкой политизации общества, когда разные искали возможность оказывать влияние на постепенно теряющее свое влияние самодержавие.

    Многопартийная система в России берет свое начало в конце XIX - начале ХХ вв., когда за неполное десятилетие оформилось более пятидесяти партий. Безусловно, этот процесс был напрямую связан с бурными событиями первой русской революции и изданием Манифеста от семнадцатого октября 1905 года. Среди наиболее заметных политических организаций стоит выделить РСДРП, Конституционно-демократическую партию, Октябристов, Союз русского народа и Партию социалистов-революционеров.

    В то же время стоит отметить, что формирование многопартийной системы в нашей стране проходило в условиях серьезных социальных изменений, и до революции этот процесс так и не был завершен. Главными препятствиями здесь были сложная многоступенчатая система выборов, неравные условия для партий в политической деятельности, а также сохранявшееся доминирующее положение самодержавия на политической арене.

    С приходом в октябре 1917 года к власти революционно настроенной партии большевиков деятельность всех других политических объединений стала постепенно сворачиваться. Уже к лету 1918 года РСДРП(б) осталась единственной легально действующей политической партией, все остальные были или закрыты, или самораспустились. На долгие десятилетия в стране установилась монополия одной силы.

    Многопартийная система в СССР стала возрождаться в конце 1980-х гг., когда в связи с перестройкой и политикой демократизации общества в стране стали появляться оппозиционные политические движения. Особенно быстрыми темпами этот процесс пошел после отмены в 1990 году шестой статьи Конституции, которая гарантировала господствующее положение КПСС.

    Уже в первые месяцы после знаменитого мартовского съезда народных депутатов министерством юстиции СССР было зарегистрировано около двадцати политических партий и движений. К моменту распада государства их уже насчитывалось более шестидесяти.

    Становление многопартийности в России: современный этап

    Формирование многопартийной системы в России перешло на качественно иной уровень после принятия в декабре 1993 года новой Конституции. Именно здесь, в тринадцатой статье, закреплен такой политико-правовой институт, как многопартийность. Он подразумевает существование неограниченного количества партий, которые, с одной стороны, имеют право в законном порядке бороться за власть, а с другой - должны отвечать за свои действия перед избирателями.

    В России в настоящее время не существует какой-либо официальной идеологии, поэтому политические партии могут иметь и правый, и левый уклон. Основное условие - отсутствие в их программных требованиях призывов к расовой или национальной дискриминации, а также к революционным действиям с целью радикально изменить существующий строй. Памятуя о советском опыте, создание партийных ячеек на заводах, в организациях и учреждениях запрещено.

    К наиболее крупным и известным политическим движениям, деятельность которых продолжается уже не один избирательный цикл, следует отнести КПРФ, «Единую Россию», «Яблоко», ЛДПР, «Справедливую Россию». Эти партии отличаются друг от друга не только программными требованиями, но и своей организационной структурой, и методами работы с населением.

    Особенности современной российской многопартийной системы

    Рассматривая формирование многопартийной системы в нашей стране, анализируя ее особенности, следует помнить, что ее становление и развитие проходило в сложных условиях перехода от одной общественной системы к другой. Кроме того следует иметь в виду особенность складывания отечественных партий, а также скептическое отношение большинства граждан к самой партийной системе.

    Одной из важнейших составляющих процесса многопартийности в нашей стране следует признать то, что он носит скачкообразный характер. Многопартийная система в современной России сильно подвержена влиянию внешним процессам. Это связано, прежде всего, с тем, что многие партии формируются исключительно из сиюминутных целей, не ставя перед собой решения серьезных социальных и идеологических задач.

    Особенность многопартийности в России заключается еще и в том, что практически все партии (за исключением, наверное, КПРФ) создаются вокруг конкретного лидера, а не как выразители интересов определенных социальных слоев или классов. Лидеры же, в свою очередь, рассматривают создание политического объединения как возможность для себя попасть в эшелоны власти и встроиться в существующую политическую модель.

    Основные трудности и пути их решения

    Главная сложность в процессе развития политического и идеологического плюрализма в нашей стране связана с тем, что в обществе за более чем двадцатилетний переходный период так и не выработалось основного идеологического стержня. Во многом именно поэтому партии ориентированы на сиюминутные выгоды, не заботясь о системной планомерной работе. Выходом из данной ситуации может стать последовательная совместная работа государства и гражданского общества, которая приведет к выработке понятных для всех идеологических ориентиров.

    Еще одна трудность состоит в том, что многопартийная система, примеры которой рассматривались выше, в большинстве стран формировалась в процессе так называемых буржуазных революций. В нашей стране многопартийность стала развиваться после семидесяти лет существований жесткой авторитарной модели. Это, в свою очередь, наложило отпечаток на отношение простых граждан к власти, на их желание и стремление активно участвовать в жизни общества.

    Основные выводы и перспективы

    Однопартийные и многопартийные системы в тех или иных странах отражают обстановку в политических сферах, дают представление о традициях и менталитете народа. Современная Россия находится в сложном когда долгое время считавшиеся незыблемыми установки оказались стремительно разрушены, а новые идеологические ориентиры так и не сформировались.

    В этих условиях многопартийная система обречена на длительный и сложный процесс своего становления. В то же время мировой опыт дает возможность предположить, что все основные трудности будут со времен преодолены, и Россия перейдет к более активному строительству современного демократического общества.