Как шум влияет на здоровье. Производственный шум

Шум в последнее время стал настоящим бедствием для больших городов.

Влияние шума на человека фактор здоровья фотоИ это даже не удивительно, так как с развитием промышленности и техники в офисах появилось множество компьютеров, в цехах новейшего оборудования, а дороги крупных мегаполисов кишат спешащими куда-то автомобилями. Тот факт, что шум негативно сказывается на здоровье человека, уже давно доказано. А вот к каким последствиям может привести постоянное влияние шума на человека, к сожалению, понимают далеко не все.

Что такое шум и каково его влияние на здоровье?

Им можно обозначить любые звуки, которые мешают воспринимать полезные сигналы, это такие звуки, которые оказывают раздражающее и вредное действие. Если посмотреть на шум, как на физическое явление, то можно сказать, что это волновые колебания твердых тел, различной частоты и интенсивности. Человек способен слышать колебания, частота которых 16-20000 ГЦ.

Чем же так вреден шум? Влияние шума на здоровье , несомненно, зависит от того, как долго человек находится под его влиянием, от интенсивности звуков и их периодичности. Доказано, что более вредное влияние оказывают даже не интенсивные, а постоянные звуки. Очень опасен инфразвук, который человек даже не ощущает. Звуки, диапазоном в 3-5 ГЦ способны вызвать тревогу, боли в голове и позвоночнике. Все это происходит потому, что звуки такого диапазона совпадают с частотным резонансом человеческого тела. Вообще, вред наносимый шумом в крупных городах, можно лишь сравнить с тем негативным влиянием, которое оказывает на людей загрязненная города.

Влияние шума на здоровье человека может быть различным – от простого раздражения до серьезных патологических заболеваний всех внутренних органов и систем. Прежде всего, конечно, страдает слух человека. Уровень громкости и частота шумовых эффектов напрямую влияет на развитие тугоухости. Болезнь развивается постепенно, поэтому необходимо заблаговременно защищать себя от этого раздражителя. Из-за сильного высокочастотного звука в слуховых органах происходят патологические и необратимые изменения.

Вредное воздействие шума не ограничивается влиянием только лишь на органы слуха. Повышенный шумовой раздражитель негативно влияет на нервную систему человека, сердечно – сосудистую систему, вызывает сильное раздражение. Повышенный шум может стать причиной бессонницы, быстрого утомления, агрессивности, влиять на репродуктивную функцию и способствовать серьезному расстройству психики.

Вредное воздействие на человека оказывают даже небольшие уровни звука, от 40 до 70 дБА. Существуют допустимые нормы шума , которые отображают приемлемый уровень шума при трудовой деятельности и в быту.

Если рассматривать факторы, влияющие на здоровье человека в крупных городах, то шум обладает едва ли не самым важным негативным воздействием на здоровье людей. Для защиты от вредного воздействия шума нужно строго регламентировать его длительность, спектральный состав, интенсивность и другие характеристики. Эта цель и стоит перед санитарно – гигиеническими учреждениями.

Очень жаль, но на сегодняшний день из-за негативного влияния шумового раздражителя, многие люди обращаются за помощью в лечебные учреждения, покупают лекарства. И эти заболевания не только нервного характера, шум способствует развитию и других серьезных заболеваний.

Допустимым уровнем шума можно назвать тот, который не оказывает негативного влияния на физиологические функции человеческого организма. Если шум вызывает раздражение, головную боль и ухудшение слуха, то с этим необходимо бороться. Дома поставить звукоизоляцию, на рабочем месте проверить уровень шумового раздражителя и обратиться к руководству предприятия, а также интернет-аптека поможет быстро доставить препараты от головной боли на дом.

Шум и его влияние на здоровье. Шум беспорядочное сочетание различных по силе и частоте звуков. Под бытовым шумом понимают всякий неприятный, нежелательный звук или совокупность звуков, нарушающих тишину, оказывающих раздражающее или патологическое воздействие на организм человека.

Звук как физическое явление представляет собой механическое колебание упругой среды (воздушной, жидкой и твердой) в диапазоне слышимых частот. Ухо человека воспринимает колебания с частотой от 16000 до 20000 Герц (Гц). Звуковые волны, распространяющиеся в воздухе, называют воздушным звуком. Колебания звуковых частот, распространяющиеся в твердых телах, называют структурным звуком или звуковой вибрацией.

Шум имеет определенную частоту или спектр, выражаемый в герцах, и интенсивность уровень звукового давления, измеряемый в децибелах (дБА). По виду спектры шума могут быть разбиты на низкочастотные от 16 до 400 Гц, среднечастотные от 400 до 800 Гц и высокочастотные свыше 800 Гц. Шумы подразделяют на постоянные, уровень звука которых изменяется во времени не более, чем на 5 дБА, и непостоянные, или прерывистые, уровень звука которых изменяется во времени более, чем на 5 дБА. Могут быть еще импульсные шумы. Постоянный шум в жилых помещениях это звук часов или доносящийся с улицы шум дождя. К непостоянному относится транспортный шум, шум включающегося агрегата холодильника, к импульсным шумам относится хлопанье дверьми.

Влияние шума на организм человека. Реакция человека на шум различна. Некоторые люди терпимы к шуму, у других он вызывает раздражение, стремление уйти от источника шума. Психологическая оценка шума в основном базируется на понятии восприятия, причем большое значение имеет внутренняя настройка к источнику шума. Она определяет, будет ли шум восприниматься как мешающий. Часто шум, воспроизводимый самим человеком, не беспокоит его, в то время как небольшой шум, вызванный соседями или каким-нибудь другим источником, оказывает сильный раздражающий эффект. Большую роль играет характер шума и его периодичность.

На степень психологической и физиологической восприимчивости к шуму оказывают влияние тип высшей нервной деятельности, характер сна, уровень физической активности, степень нервного и физического перенапряжения, вредные привычки (алкоголь и курение). Звуковые раздражители создают предпосылку для возникновения в коре головного мозга очагов застойного возбуждения или торможения. Это ведет к снижению работоспособности, в первую очередь умственной, так как уменьшается концентрация внимания, увеличивается число ошибок, развивается утомление.

Такое состояние неблагоприятно отражается на сердечно-сосудистой системе: изменяется частота сердечных сокращений, повышается или понижается артериальное давление, повышается тонус и снижается кровонаполнение сосудов головного мозга. Существует зависимость между заболеваемостью центральной нервной системы и сердечно-сосудистой системой, уровнями шума и длительностью проживания в шумных городских условиях. Рост общей заболеваемости населения отмечается после 10 лет проживания при постоянном шумовом воздействии с интенсивностью в 70 дБА и выше.

Следовательно, городской шум можно отнести к факторам риска возникновения гипертонической болезни, ишемической болезни сердца. При действии шума наиболее уязвима столь важная функция организма, как сон. Порог влияния шума на спящих для разных людей лежит в области спектра от 30 до 60 дБА. Постоянное действие интенсивного шума (80 дБА и более) может явиться причиной гастрита и даже язвенной болезни, так как могут нарушаться секреторная и моторная функции желудка.

Громкая музыка (по радио, телевизору, воспроизводимая специальной аппаратурой) может достигать 100 дБА, а на концертах с использованием электроакустической аппаратуры до 115дБА. Длительное воздействие звука высокой интенсивности и высокой частоты может вызвать необратимую потерю слуха (тугоухость). Для предотвращения неблагоприятного воздействия шума на здоровье человека решающее значение имеют мероприятия по разработке гигиенических нормативов допустимых уровней шума и по устранению шума.

Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде и, например, в античных городах вводились правила ограничения шума.

Влияние шума на человека до некоторых пор не было объектом специальных исследований. Ныне воздействие звука, шума на функции организма изучает целая отрасль науки – аудеология. В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека.

Механизм действия шума на организм сложен и недостаточно изучен. Когда речь идет о влиянии шума, то обычно основное внимание уделяют состоянию органа слуха, так как слуховой анализатор в первую очередь воспринимает звуковые колебания и поражение его является адекватным действию шума на организм. Наряду с органом слуха восприятие звуковых колебаний частично может осуществляться и через кожный покров рецепторами вибрационной чувствительности. Имеются наблюдения, что люди, лишенные слуха, при прикосновении к источникам, генерирующим звуки, не только ощущают последние, но и могут оценивать звуковые сигналы определенного характера.

Возможность восприятия и оценки звуковых колебаний рецепторами вибрационной чувствительности кожи объясняется тем, что на ранних этапах развития организма они осуществляли функцию органа слуха. Затем, в процессе эволюции, из кожного покрова сформировался более совершенный орган слуха, который реагировал на акустическое воздействие.

Среди органов чувств, слух - один из важнейших. Благодаря ему мы способны принимать и анализировать все многообразие звуков окружающей нас внешней среды. Слух всегда бодрствует, в известной мере даже ночью, во сне. Он постоянно подвергается раздражению ибо не обладает никакими защитными приспособлениями, сходными, например, с веками, предохраняющими глаза от света. Ухо – один из наиболее сложных и тонких органов: он воспринимает и очень слабые, и очень сильные звуки.

Под влиянием сильного шума, особенно высокочастотного, в органе слуха происходят необратимые изменения. Изменения, возникающие в органе слуха, некоторые исследователи объясняют травмирующим действием шума на внутренне ухо. Имеется мнение, что действие шума на орган слуха ведет к перенапряжению и при отсутствии достаточного отдыха приводит к нарушению кровоснабжения внутреннего уха.

При высоких уровнях шума слуховая чувствительность падает уже через 1-2 года, при средних - обнаруживается гораздо позже, через 5 – 10 лет, то есть снижение слуха происходит медленно, болезнь развивается постепенно.

Последовательность, с которой происходит утрата слуха, сейчас хорошо изучена. Сначала интенсивный шум вызывает временную потерю слуха. В нормальных условиях через день или два слух восстанавливается. Но если воздействие шума продолжается месяцами или, как это имеет место в промышленности, годами, восстановление не происходит, и временный сдвиг порога слышимости превращается в постоянный.

Сначала повреждение нервов сказывается на восприятии высокочастотного диапазона звуковых колебаний (4 тыс. герц или выше), постепенно распространяясь на более низкие частоты. Высокие звуки «ф» и «с» становятся неслышными.

Нервные клетки внутреннего уха оказываются настолько поврежденными, что атрофируются, гибнут, не восстанавливаются.

Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий.

Некоторые люди теряют слух даже после короткого воздействия шума сравнительно уменьшенной интенсивности.

Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости.

Шум, даже когда он невелик, создает значительную нагрузку на нервную систему человека, оказывая на него психологическое воздействие. Это особенно часто наблюдается у людей, занятых умственной деятельностью. Слабый шум различно влияет на людей. Причиной этого могут быть: возраст, состояние здоровья, вид труда. Воздействие шума зависит также и от индивидуального отношения к нему. Так, шум, производимый самим человеком, не беспокоит его, в то время как небольшой посторонний шум может вызвать сильный раздражающий эффект.

Отсутствие необходимой тишины, особенно в ночное время, приводит к преждевременной усталости. Шумы высоких уровней могут явиться хорошей почвой для развития стойкой бессонницы, неврозов и атеросклерозов.

Шум обладает аккумулятивным эффектом, то есть акустические раздражения исподволь, подобно яду, накапливаются в организме, все сильнее угнетая нервную систему. Изменяется сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов – тем более, чем интенсивнее шум. Реакция на шум нередко выражается в повышенной возбудимости и раздражительности, охватывающих всю сферу чувственных восприятий. Люди, подвергающиеся постоянному воздействию шума, часто становятся трудными в общении.

Поэтому перед потерей слуха от воздействия шумов возникает функциональное расстройство центральной нервной системы. Особенно вредное влияние шум оказывает на нервно-психическую деятельность организма.

Процесс нервно-психических заболеваний выше среди лиц, работающих в шумных условиях, нежели у лиц, работающих в нормальных звуковых условиях.

Шумы вызывают функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы, оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижают рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм.

Итак, мы можем выделить следующие последствия влияния шумов на человека:

1.Шум становится причиной преждевременного старения. В тридцати случаях из ста шум сокращает продолжительность жизни людей в крупных городах на 8-12 лет.

2.Каждая третья женщина и каждый четвертый мужчина страдает неврозами, вызванными повышенным уровнем шума.

3.Достаточно сильный шум уже через 1 мин может вызывать изменения в электрической активности мозга, которая становится схожей с электрической активностью мозга у больных эпилепсией.

4.Такие болезни, как гастрит, язвы желудка и кишечника, чаще всего встречаются у людей, живущих и работающих в шумной обстановке. У эстрадных музыкантов язва желудка - профессиональное заболевание.

5.Шум угнетает нервную систему, особенно при повторяющемся действии.

6.Под влиянием шума происходит стойкое уменьшение частоты и глубины дыхания. Иногда появляется аритмия сердца, гипертония.

7.Под влиянием шума изменяются углеводный, жировой. белковый, солевой обмены веществ, что проявляется в изменении биохимического состава крови (снижается уровень сахара в крови).

Отсюда можно сделать вывод: от чрезмерного шума (свыше 80 дБ) страдают не только органы слуха, но и другие органы и системы (кровеносная, пищеварительная, нервная т.д.), нарушаются процессы жизнедеятельности, энергетический обмен начинает преобладать над пластическим, что приводит к преждевременному старению организма.

Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Человек против шума практически беззащитен.

В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы.

Итак, шум оказывает свое разрушающее действие на весь организм человека. Его гибельной работе способствует и то обстоятельство, что против шума мы практически беззащитны. Ослепительно яркий свет заставляет нас инстинктивно зажмуриваться. Тот же инстинкт самосохранения спасает нас от ожога, отводя руку от огня или от горячей поверхности. А вот на воздействие шумов защитной реакции у человека нет.

Неблагоприятно сказывается на нашей жизни. В данном случае под словом шум имеется в виду его гигиеническое значение, а именно совокупность нежелательных для нас звуков, то есть тех звуков, которые не несут для нас никакой полезной информации, а лишь загрязняют тот информационный фон, в котором мы находимся.

В то же время, не все знают, какое же именно действие оказывает шум на организм человека и каких последствий следует ожидать, например, работающему в условиях воздействия высоких уровней шума.

В настоящее время доказано, что шум – это общебиологический раздражитель
, то есть он оказывает воздействие не только на орган слуха, но и на весь организм в целом. В первую очередь влияние шума сказывается на структурах головного мозга, что вызывает неблагоприятные изменения в функциях различных органов и систем.

Таким образом, действие шума можно разделить на специфическое и неспецифическое. Специфическое действие шума проявляется в изменениях, которые наступают слуховом анализаторе, а неспецифическое – в изменениях, возникающих в других органах и системах человека.

Специфическое действие шума

Влияние шума на слуховой анализатор проявляется в ауральных эффектах, которые, главным образом, заключаются в медленно прогрессирующем понижении слуха по типу неврита слухового нерва (кохлеарный неврит). В этом случае патологические изменения затрагивают в одинаковой степени оба уха.

Профессиональная тугоухость развивается при более или менее длительном стаже работы в условиях высоких уровней шума. Сроки появления тугоухости зависят от многих факторов, например от индивидуальной чувствительности слухового анализатора, длительности воздействия шума в течении рабочей смены, интенсивности производственного шума, а также его частотных и временных характеристик.

У работников, работающих на шумном производствах, в первые годы проявляются неспецифические симптомы, характеризующие реакцию центральной нервной системы на действие шума: они жалуются на головную боль, повышенную утомляемость, шум в ушах и т.д. Субъективное ощущение снижение слуха обычно возникает значительно позже, причем аудиологические признаки поражение органа слуха можно выявить задолго до того момента, когда человек заметит, что стал слышать хуже.

Современные методы исследования, которые могут и должны проводиться в отношении работающих в условиях влияния шума на медицинских осмотрах, позволяют не только устанавливать первые признаки шумовой патологии на ранних этапах ее возникновения, но и прогнозировать индивидуальные сроки потери слуха.

Известно что

Шум, сопровождающийся вибрацией более неблагоприятен для слухового анализатора, чем изолированный шум.

Неспецифическое действие шума

Неспецифическое влияние шума проявляется в виде экстраауральных эффектов.

Подвергающиеся шумовому воздействию люди, чаще всего жалуются на головные боли, которые могут иметь разную интенсивность и локализацию, головокружение при перемене положения тела, снижение памяти, повышенную утомляемость, сонливость, нарушения сна, эмоциональную неустойчивость, снижение аппетита, потливость, боли в области сердца.

Влияние шума может проявляться в виде нарушения функции сердечно-сосудистой системы, например, широкополосный шум уровнем выше 90 дБА, в котором преобладают высокие частоты, способен спровоцировать развитие артериальной гипертензии, кроме того, широкополосный шум является причиной значительных изменений в периферическом кровообращении.

Следует помнить что

К субъективному восприятию шума можно привыкнуть и он уже не будет столь заметен для Вас, а вот адаптация к неспецифическим вегетативным реакциям невозможна. То есть, в физиологическом смысле привыкание к шуму не наблюдается, частота и выраженность неспецифических изменений нарастают вместе с увеличением времени контакта с шумом, например с увеличением стажа работы в шумном производстве.

Если воздействует шум интенсивностью выше 95 дБА, то можно обнаружить нарушения витаминного, белкового, углеводного, холестеринового и водно-солевого видов обмена.

Шум – это один из самых сильных стрессорных агентов. Влияние шумам сказывается на функциях эндокринной и иммунной систем организма, в частности это может проявляться в виде трех главных биологических эффектов:

  • Снижение иммунитета к инфекционным болезням;
  • Снижение иммунитета, направленного против развития опухолевых процессов;
  • Появление благоприятных условий для возникновения и развития аллергических и аутоиммунных процессов.

Доказано, что вместе со снижением слуха возникают изменения, способствующие снижению сопротивляемости организма человека, например, при увеличении производственного шума на 10 дБА, общая заболеваемость работников увеличивается в 1,2- 1,3 раза.

В то же время установлено, что скорость развития потерь слуха почти в 3 раза превышает скорость роста нервно-сосудистых нарушений, что соответствет 1,5 и 0,5% на 1 дБА, то есть при увеличении шума на 1 дБА потери слуха возрастут на 1,5%, а нервно-сосу­дистые нарушения - на 0,5%. При воздействии шума выше 85 дБА на каждый 1 дБА нервно-сосудистые нарушения развиваются на полгода раньше, чем при более низких уровнях.

Как видите, влияние шума на организм достаточно многогранно и следует избегать его вредных воздействий, поэтому мероприятия по оздоровлению Вашего личного пространства с точки зрения защиты его от шумового фактора, достаточно актуальны для современного техногенного и урбанизированного общества.

Щелманова Екатерина Александровна

В проекте рассматривается что такое шум и шумовое загрязнение, как влияет шум на здоровье человека, приведены результаты анкетирования учителей и учащихся школы по влиянию шума на их здоровье, приводятся результаты практической работы по определению остроты слуха у учащихся 9 и 11 классов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа №19 с углублённым изучением отдельных предметов».

Проект по экологии

«Влияние шума на здоровье человека»

Выполнила ученица 11 «А» класса

Щелманова Екатерина Александровна

Руководитель проекта:

Учитель химии и экологии Хрипунова Т.В.

г. Заволжье 2012 г.

  1. Введение …………………………………………….3
  2. Актуальность работы………………………………5
  3. Цель работы…………………………………………5
  4. Характеристика звука…………………………….5
  5. Шум…………………………………………………..6
  6. Влияние звуков на человеческую психику…..8
  7. Практическая часть:

Практическая №1…………………………………9

Практическая №2………………………………...12

  1. Заключение………………………………………..13
  2. Приложение……………………………………….14

10.Литература……………………………………….15

Введение

В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение.

Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Но естественные звучания голосов Природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными транспортными и другими шумами

Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку.

Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма. Отсюда возникают нарушения их деятельности.
Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, - децибелах. Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20-30 децибелов (дБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов. Звук в 130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым. Недаром в средние века существовала казнь “под колокол”. Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного.

Очень высок уровень и промышленных шумов. На многих работах и шумных производствах он достигает 90-110 децибелов и более. Не намного тише и у нас дома, где появляются все новые источники шума - так называемая бытовая техника.

Шум

Шум действует на организм как стресс-фактор, вызывает изменение звукового анализатора, а также, благодаря тесной связи слуховой системы с многочисленными нервными центрами на самом различном уровне, происходят глубокие изменения в центральной нервной системе.

Наиболее опасно длительное действие шума, при котором возможно развитие шумового болезни - общего заболевания организма с преимущественнымпоражением органа слуха, центральной нервной и сердечнососудистой систем.

Уровни шума в жилых квартирах зависят от:

Расположения дома по отношению к городским источникам шума

Внутренней планировки помещений различного назначения

Звукоизоляции ограждающих конструкций здания

Оснащения дома инженерно-технологическим и санитарно-техническим оборудованием.

Источники шума в окружающей человека среде могут быть разбиты на две большие группы - внутренние и внешние.

Внешние источники:метрополитен, тяжелые грузовые автомобили, железнодорожные поезда, трамваи

Внутренние: лифты, насосы, станки, трансформаторы, центрифуги

Источники шума

Уровень

шума

Влияние на организм

шепот

20дБ

безвреден

Негромкий разговор

30-40 дБ

Ухудшается сон

Громкий

разговор

50-60 дБ

Снижается внимание, ухудшается зрение

Перемена в школе

80дБ

Изменение кровотока кожи, возбуждение организма

Мотоцикл

Автобус

На производстве

Реактивный самолет

86 дБ

91 дБ

110дБ

102 дБ

Нарушение слуха, утомляемость, головная боль, заболевания сердца

взрыв

130-150 дБ

Болевые ощущения, смерть

Актуальность работы

Где бы мы ни находились, что бы ни делали - нас всюду сопровождают самые различные звуки. Каждое наше движение вызывает звук - шорох, шелест, скрип, стук. Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуки природы всегда приятны ему, они успокаивают его, снимают стрессы. Но в повседневный жизни мы больше сталкиваемся с шумом бытовой техники, промышленными, транспортными шумом. И замечаем, что наш организм устает все больше и больше. С чем это связано, неужели окружающие нас звуки так сильно влияют на состояние, в чем тогда оно проявляется?

Цель работы

  1. Выяснить, что такое шум, какое влияние могут оказывать звуки на человека, что такое шумовое загрязнение и каковы его источники, как проявляется шумовая болезнь.
  2. Узнать из литературы о воздействии шума на человека и окружающую среду
  3. Определить уровень слуха учащихся при выполнении практической работы, методы борьбы с шумовым загрязнением.

План исследования:

  1. Характеристика звука
  2. Шум и его влияния на здоровье человека
  3. Исследовательская работа с учащимися и учителями
  4. Вывод
  5. Памятка: Что нужно сделать, чтобы в доме было тише

Характеристика звука

Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуком называют такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 20 до 20 000 колебаний в секунду). Колебания большей частоты называют ультразвуком, меньшей - инфразвуком. Шум - громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание.

Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды.

Шум

Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде и, например, в античных городах вводились правила ограничения шума.

В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает и угнетает его. Так, сотрудники одного конструкторского бюро, имевшего прекрасную звукоизоляцию, уже через неделю стали жаловаться на невозможность работы в условиях гнетущей тишины. Они нервничали, теряли работоспособность. И, наоборот, ученые установили, что звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, в особенности процесс счета.

Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий.

Некоторые люди теряют слух даже после короткого воздействия шума сравнительно уменьшенной интенсивности.

Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости.

Очень шумная современная музыка также притупляет слух, вызывает нервные заболевания.

Шум обладает аккумулятивным эффектов, то есть акустические раздражение, накапливаясь в организме, все сильнее угнетают нервную систему.

Поэтому перед потерей слуха от воздействия шумов возникает функциональное расстройство центральной нервной системы. Особенно вредное влияние шум оказывает на нервно-психическую деятельность организма.

Процесс нервно-психических заболеваний выше среди лиц, работающих в шумных условиях, нежели у лиц, работающих в нормальных звуковых условиях.

Шумы вызывают функциональные расстройства сердечнососудистой системы; оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм.

Как показали исследования, неслышимые звуки также могут оказать вредное воздействие на здоровье человека. Так, инфразвуки особое влияние оказывают на психическую сферу человека: поражаются все виды интеллектуальной деятельности, ухудшаются настроение, иногда появляется ощущение растерянности, тревоги, испуга, страха, а при высокой интенсивности - чувство слабости, как после сильного нервного потрясения.

Например известный американский физик предложил постановщику спектакля использовать очень низкие, рокочущие звуки, которые, полагал ученый, и создадут в зрительном зале обстановку чего-то необычного, пугающего. Для получения тревожного звука физик сконструировал специальную трубу, которая присоединяется к органу. И первая же репетиция испугала всех. Труба не издавала слышимых звуков, но когда органист нажимал клавишу, в театре происходило необъяснимое: дребезжали оконные стекла, звенели хрустальные подвески канделябров. Хуже того, все, кто присутствовал в этот момент в зале и на сцене почувствовали беспричинный страх! А виновником были неслышимые человеческим ухом инфразвуки!

Даже слабые звуки инфразвуки могут оказывать на человека существенное воздействие, в особенности, если они носят длительный характер. По мнению ученых, именно инфразвуками, неслышно проникающими сквозь самые толстые стены, вызываются многие нервные болезни жителей крупных городов.

Ультразвуки, занимающие заметное место в гамме производственных шумов, также опасны. Механизмы их действия на живые организмы крайне многообразны. Особенно сильно их отрицательному воздействию подвержены клетки нервной системы.

Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Нарушения в организме человека против шума практически беззащитен.

В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы.

Влияние звуков на человеческую психику

Кошачье мурлыканье способствует нормализации :

Сердечнососудистой системы

Артериального давления

Классическая музыка (Моцарт) способствует:

Общему успокоению

Повышению выделения молока (на 20%) у кормящей матери

Ритмичные звуки за счет прямого воздействия на мозг способствуют:

Выбросу стрессовых гормонов

Ухудшению памяти

Колокольный звон быстро убивает:

Тифозные бактерии

Вирусы

Практическая работа №1

Социологический опрос, проведённый среди учеников и учителей школы №19 о влиянии шума на здоровье:

Учителя Ученики

Вывод: По мнению учителей и учеников, шум влияет на здоровье человека

2.Как Вы думаете, где на территории школы повышено шумовое загрязнение

Учителя Ученики

Вывод:Главными источниками шума являются этажи, спорт залы и столовая

3.Считаете ли вы шум причиной рассеянности, отвлечённости учащихся на уроке?

Учителя Ученики

Вывод:Большинство учителей и учеников, считаю, что шум влияет на сосредоточенность на уроке

4. А что лично Вам мешает сосредоточиться на уроке?

Учителя Ученики

Вывод:По мнению большинства, шум в коридоре мешает на уроке

5.Что Вы чувствуете при шумовом загрязнении? Как шум влияет на вас?

Учителя Ученики

Вывод:У большинства опрошенных шум вызывает головную боль и усталость

6. Где большое шумовое загрязнение?

Учителя Ученики

Вывод:Большинство опрошенных считают, что наибольшее шумовое загрязнение в школе

Таким образом, по мнению учащихся и учителей, шум может быть источником болезней, усталости, может мешать нормальному ритму жизни, а школа является объектом повышенного уровня шума.

Практическая работа №2

«Определение остроты слуха»

Цель: определить остроту слуха учащихся.

Оборудование: линейка, часы.

Острота слуха –это минимальная громкость, которая может быть воспринята ухом испытуемого

Ученики 9 класса

1расстояние

2расстояние

Сред.расстояние

1 ученик

2 ученик

26,5

3 ученик

Вывод: у всех учеников хороший слух

Ученики 11 класса

1 расстояние

2 расстояние

Сред.расстояние

1 ученик

2 ученик

24,5

3 ученик

Вывод: у учеников 11 класса так же хороший слух.

Вывод: у учеников школы хороший слух, но у учеников 9 класса на немного лучше.

Заключение

Звуки негативно влияют на здоровье человека, особенно в современном мире, когда вокруг много шум носителей. Исходя из опроса учащихся и учителей было выяснено что: шум влияет на здоровье человека, главными источниками шума являются этажи,спорт залы и столовая, шум влияет на сосредоточенность на уроке, шум в коридоре мешает на уроке, шум вызывает головную боль и усталость и что наибольшее шумовое загрязнение в школе.

Мнение учителей и учеников схоже с таблицей, приведённой перед практическими работами. В ходе работы над проектом, также удалось определить уровень слуха у учащихся 9 и 11 классов, который показал, что пока особых проблем со слухом нет, но которые могут возникнуть впоследствии, так как в 11 классе уровень слуха уже ниже.

Все это связано с тем, что подростки очень часто слушают громкую музыку в наушниках и с тем, что появилось много техники, которая негативно влияет на здоровье людей(мобильные телефоны, машины)

Приложение

Памятка

Что нужно сделать, чтобы в дому, где вы живете, было тише:

  1. Внешние стены должны иметь звукоизоляцию
  2. Двойные стекла существенно снижают шум
  3. Высадите деревья между домом и дорогой
  4. Замените тонкие двери более основательными
  5. Настелите толстые ковровые покрытия с хорошей прокладкой
  6. Выберите самую тихую модель бытовой техники
  7. Если бытовые приборы сильно шумят, вызывайте специалиста
  8. Пользуйтесь дома мягкой обувью

Литература

  1. http://tmn.fio.ru/works/40x/311/p02.htm Влияние шумов на здоровье человека.
  2. http://schools.keldysh.ru/labmro/web2002/proekt1/zaklych.htm - факторы здоровья
  3. Криксунов Е.А. Экология 9 кл. М. Дрофа 2007г.
  4. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России 9-11 кл.
  5. Кузнецов В.Н. Экология М. Дрофа 2002г

Подписи к слайдам:

Проект по экологии«Влияние шума на здоровье человека»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ».
Выполнила: ученица 11 «А» класса Щелманова Екатерина АлександровнаРуководитель проекта: учитель химии и экологии Хрипунова Т.В.
г. Заволжье 2012 г.
Обоснование выбора темы
Где бы мы ни находились, что бы ни делали - нас всюду сопровождают самые различные звуки. Каждое наше движение вызывает звук - шорох, шелест, скрип, стук. Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуки природы всегда приятны ему, они успокаивают его, снимают стрессы. Но в повседневный жизни мы больше сталкиваемся с шумом бытовой техники, промышленными, транспортными шумом. И замечаем, что наш организм устает все больше и больше. С чем это связано, неужели окружающие нас звуки так сильно влияют на состояние, в чем тогда оно проявляется?
Цель работы
Выяснить, что такое шум, какое влияние могут оказывать звуки на человека, что такое шумовое загрязнение и каковы его источники, как проявляется шумовая болезнь. Узнать из литературы о воздействии шума на человека и окружающую средуОпределить уровень слуха учащихся при выполнении практической работы, методы борьбы с шумовым загрязнением. Здоровье нации должно стоять на первом месте в любой стране. Поэтому изучению влияния различных факторов на здоровье человека уделяется большое внимание. Знание проблемы - первый шаг в её решении
План исследования:
Характеристика звукаШум и его влияния на здоровье человекаВлияние звуков на человеческую психикуИсследовательская работа с учащимися и учителямиВывод Памятка: Что нужно сделать, чтобы в доме было тише
Характеристика звука
Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуком называют такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 20 до 20 000 колебаний в секунду). Колебания большей частоты называют ультразвуком, меньшей - инфразвуком. Шум - громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание.Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды.
Шум и его влияние на здоровье человека
Шум - это неприятный или нежелательный звук либо совокупность звуков, мешающих восприятию полезных сигналов, нарушающих тишину, оказывающих вредное или раздражающее действие на организм человека, снижающих его работоспособность.Шум является общебиологическим раздражителем и в определенных условиях может влиять на все органы и системы целостного организма, вызывая разнообразные физиологические изменения.
Источники шума
Уровни шума в жилых квартирах зависят от:расположения дома по отношению к городским источникам шумавнутренней планировки помещений различного назначениязвукоизоляции ограждающих конструкций зданияоснащения дома инженерно-технологическим и санитарно- техническим оборудованием. Источники шума в окружающей человека среде могут быть разбиты на две большие группы - внутренние и внешние
Влияние уровня шума на здоровье человека
Внешние источники-транспортные средства, создающие при работе большие динамические нагрузки, которые вызывают распространение вибрации в грунте и строительных конструкциях зданий. Эти вибрации часто являются также причиной возникновения шума в помещениях зданий.-метрополитен-тяжелые грузовые автомобили-железнодорожные поезда-трамваи Внутренние источники-инженерное и санитарно-техническое оборудование, которое может находиться в соседних помещениях вашей квартиры или офиса -лифты-насосы-станки-трансформаторы -центрифуги
Единицы измерения шума
Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления -децибелах (ДБ). Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20-30 ДБ –безвреден, это естественный фон. Громкий звук -80 ДБ. 130 ДБ –болевые ощущения,150 –звук становится невыносимый
Влияние звуков на человеческую психику
Кошачье мурлыканье способствует нормализации:Сердечнососудистой системыАртериального давленияКлассическая музыка (Моцарт) способствует: Общему успокоениюПовышению выделения молока (на 20%) у кормящей материРитмичные звуки за счет прямого воздействия на мозг способствуют:Выбросу стрессовых гормоновУхудшению памятиКолокольный звон быстро убивает:Тифозные бактерииВирусы
Назначение района, застройки, территорий, помещений
Допустимый уровень звука, Дб
7-23 ч
23-7 ч
Курортные и лечебно-оздоровительные(зоны)
40
30
Территории и зоны массового отдыха (вне курортных районов)
50
-
Промышленные районы или зоны с жилой застройкой
65
55
Кабинеты врачей больниц, санаториев, поликлиник, провизорские аптеки
35
35
Жилые комнаты квартир
40
30
Спальные помещения в детских дошкольных учреждениях
40
30
Классы в школе
40
-
Пришкольные участки
50
-
Спортивные залы
50
-
Практическая работа №1
Социологический опрос, проведённый среди учеников и учителей школы №19 о влиянии шума на здоровье: 1.Можно ли считать шум невидимым убийцей Учителя Ученики
2.Как Вы думаете, где на территории школы повышено шумовое загрязнение
Учителя Ученики
По мнению учителей и учеников, шум влияет на здоровье человека
Главными источниками шума являются этажи,спорт залы и столовая
3. Считаете ли вы шум причиной рассеянности, отвлечённости учащихся на уроке? Учителя Ученики
4.А что лично Вам мешает сосредоточиться на уроке
Учителя Ученики
Большинство учителей и учеников, считаю что шум влияет на сосредоточенность на уроке
По мнению большинства, шум в коридоре мешает на уроке
5. Что Вы чувствуете при шумовом загрязнении? Как шум влияет на Вас? Учителя Ученики
6.Где больше шумовое загрязнение?
Учителя Ученики
У большинства опрошенных шум вызывает головную боль и усталость
Большинство опрошенных считают, что наибольшее шумовое загрязнение в школе
Практическая работа №2 «Определение остроты слуха»
Цель: определить остроту слуха учащихся.Оборудование: линейка, часы.Острота слуха –это минимальная громкость, которая может быть воспринята ухом испытуемого. ХОД РАБОТЫ:1.Приближайте к себе часы, пока не услышите звук.2.Приложите часы плотно к уху и отводите их от себя, пока не исчезнет звук.3.Измерьте расстояние (в 1 и2 случаях) между ухом и часами в см.4.Найди среднюю величину двух показателей. Сделайте вывод.
В проекте были задействованы ученицы 9 и 11 класса. Ученики9 класса: Ученики 11 класса: ВыводИнтенсивность звука существенно меняется в зависимости от удаленности источника звука (шума), чем ближе часы, тем выше уровень шума, и наоборот.Если звук часов слышен на расстоянии 15-20 см- удовлетворительный (небольшие проблемы), 5см- это уже признак тугоухости (в дальнейшем возможна полная глухота). В результате практической работы выяснилось что у учеников 9 класса слух не намного лучше чем у 11 класса.

1ученик
2ученик
3ученик
1
26
24
23
2
28
25
29
3
27
24,5
26
1ученик
2ученик
3ученик
1
27
25
24
2
29
28
28
3
28
26,5
26
Вывод
Звуки негативно влияют на здоровье человека, особенно в современном мире, когда вокруг много шум носителей. Исходя из опроса учащихся и учителей было выяснено что: шум влияет на здоровье человека, главными источниками шума являются этажи,спорт залы и столовая, шум влияет на сосредоточенность на уроке, шум в коридоре мешает на уроке, шум вызывает головную боль и усталость и что наибольшее шумовое загрязнение в школе. Мнение учителей и учеников схоже с таблицей приведённой перед практическими работами. В ходе работы над проектом, также удалось определить уровень слуха у учащихся 9 и 11 классов, который показал, что пока особых проблем со слухом нет, но которые могут возникнуть впоследствии, так как в 11 классе уровень слуха уже ниже.Все это связано с тем, что подростки очень часто слушают громкую музыку в наушниках и с тем, что появилось много техники, которая негативно влияет на здоровье людей(мобильные телефоны, машины)
Памятка
Что нужно сделать, чтобы в дому, где вы живете, было тише:Внешние стены должны иметь звукоизоляциюДвойные стекла существенно снижают шумВысадите деревья между домом и дорогойЗамените тонкие двери более основательнымиНастелите толстые ковровые покрытия с хорошей прокладкойВыберите самую тихую модель бытовой техникиЕсли бытовые приборы сильно шумят, вызывайте специалистаПользуйтесь дома мягкой обувью
Литература
http://tmn.fio.ru/works/40x/311/p02.htm Влияние шумов на здоровье человека.http://schools.keldysh.ru/labmro/web2002/proekt1/zaklych.htm - факторы здоровьяКриксунов Е.А. Экология 9 кл. М. Дрофа 2007г.Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России 9-11 кл.Кузнецов В.Н. Экология М. Дрофа 2002г