Тимуровское движение: прошлое и настоящее первых добровольцев ссср. Тимуровцы информобщества

МБОУ «Яконурская средняя общеобразовательная школа»

Тимуровский отряд

9 класса

«Забота»

Руководители отряда: Бадакин Артем, Ороев Алан

Адрес: Усть-Канский район село Яконур, ул.Улагашева 14А

Контактный телефон: 25-3-16 (школа)

Классный руководитель: Сабина Маргарита Викторовна

Творческий отчет о деятельности тимуровского отряда «Забота»

Наш девиз: Твори добро сегодня и сейчас

Цель :

    Пропаганда идеи тимуровского движения.

    Развитие у учащихся чувства сопереживания к проблемам общества.

Задачи:

    Воспитывать у учащихся понимание сущности добровольной помощи людям.

    Вовлечение детей в различные виды положительной деятельности.

    Популяризация трудовой деятельности детей.

    Формирования у подростков внимательности, скромности, предупредительности и сознания собственной полезности.

Законы объединения:

дружба и товарищество

честь и совесть

забота и милосердие.

Общий сбор: Разрабатывает, обсуждает и утверждает:

заповеди тимуровца;

основные планы совместных действий;

новых ребят на посвящение в члены отряда;

кандидатуры для поощрения.

Тимуровец всегда готов:

Нести добро людям.

Защитить слабого.

Спасти утопающего.

Учить хорошему малышей.

Организовать акцию, операцию

по тимуровской работе.

В нашей школе существует тимуровский отряд «Забота» В тимуровской работе ребята оказывают посильную помощь пожилым людям, ветеранам войны и труда которые нуждаются в помощи.

В своей работе ребята стараются разглядеть чужую беду, умело и быстро прийти на помощь, понять человека, которому нужна помощь, почувствовать его боль, вникнуть в его проблемы. Ребята следуют тимуровской заповеди: « Чужой беды не бывает » . Наша тимуровская команда начала свою работу с 5-го класса. За все эти годы тимуровцы проделали много хороших дел: оказывали помощь учителям-ветеранам нашей школы, ветеранам труда и тыла.

Мы хотим рассказать о ветеране педагогического труда, кавалере ордена Ленина, вдове ветерана ВОВ, замечательной женщине, труженице, многодетной матери, доброй и милой бабушке и прабабушке многих внуков и правнуков Варваре Ивановне Шарковой накануне 70-летия Великой Победы. Ей в 2014 году исполнилась 90 лет, поэтому наша помощь ей очень необходима. Заранее созваниваемся и уточняем время встречи, виды работ. Особенно весной и осенью, когда надо привести в порядок огород, ухаживать за саженцами, складывать дрова, а осенью помогаем собирать урожай. В конце работы мы все дружно садимся за стол и пьем чай с вареньем.

«Я с нетерпением ожидаю часа, когда ребята приходят ко мне. После встречи с ними, будто я возвращаюсь в детство» - говорит Варвара Ивановна.

Варвара Ивановна прожила долгую и сложную жизнь. Все большие и малые события, происходившие в истории страны, так или иначе коснулись ее семьи, ее самой и оставили свой неизгладимый след в ее жизни.

Из воспоминаний Варвары Ивановны

«Моя мать из рода Шиловых была дочерью крестьян, которые в голодные годы 19 века из Центральной России оказались в наших краях в поисках лучшей доли. Осели они в селе Черный-Ануй, здесь их старшая дочь вышла замуж за Степана Стенина и родила ему в браке четырех дочерей. В годы первой мировой войны ее мужа забрали, он только раз побывал дома в отпуске, больше не вернулся. Осталась она одна с дочерями: Анной, Степанидой, Евдокией, Марией. Свекор со свекровью были людьми зажиточными, справедливыми и по-крестьянски рассудительными, относились к овдовевшей снохе и внучкам хорошо и посоветовали ей выйти замуж во второй раз за работника в их доме Юстукова Яшу. Яша был из рода тонжан, старшим сыном многодетной семьи из села Верх-Бело-Ануй, имел трёх братьев и сестру. Братья его Эчен и Сырга впоследствии погибли в Великой Отечественной Войне. В то время православной женщине брак разрешался только с крещенным, поэтому молодой человек принял крещенье, после чего он стал Шарковым Иван Лаврентьевичем по крестному отцу. В этом браке родились еще две сестры –Варвара и Прасковья Ивановы – в семье, уже пререехавшей в село Верх-Бело-Ануй. Ныне из сестёр осталась одна я.»

Труд учителя, почётный и уважаемый во все времена, является неоценимым для будущего страны. Трудовую деятельность в качестве учителя Варвара Ивановна начала в 1941 году, после окончания 9 класса, Бело-Ануйской школы. Как вспоминает она, когда получив документы об окончании 9 класса, выпускники вышли на улицу, увидели большое скопление телег, бричек, верховых лошадей. Началась война, всех мужчин призывали на войну. Так она из вчерашней ученицы, рано повзрослев в 16 лет, стала учительницей 1-3 классов Верх-Бело-Ануйской начальной школы. В 1942-1943 учебном году перевели в Яконурскую семилетнюю школу.

В годы войны, по ее воспоминаниям, они трудились днём и ночью. После занятий в школе учителя пешком обходили ближние лога, учили детей, которые не могли посещать уроки в школе, после работы вязали снопы, косили сено, молотили зерно вручную, объезжали полевые станы с агитбригадой, доводили информацию с фронта. Все жили под девизом «Всё для фронта, всё для победы» Это всё закаляло характер человека, навсегда привило большое чувство ответственности, долга, помощи слабым, внутренней стойкости к любым трудностям.

П
осле войны в 1946 году она закончила Горно-Алтайское педучилище, по специальности учитель начальных классов. Варвара Ивановна более 33 лет проработала в школе, имеет многочисленные поощрения и награды, среди них высокое призвание ее заслуг – Орден Ленина. Но самой высокой наградой остаётся живая память ее благодарных учеников.

Дети интересуются и стараются помочь ей. Она всегда рада ребятам. Варвара Ивановна не раз благодарила наш тимуровский отряд за оказанную помощь в газете «Голос времени» от 2012г., 2013г.,2014г.



Уборка картофеля

Складирование дров

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
"Основная общеобразовательная школа" с. Константиноградовка

ПОЛОЖЕНИЕ
о деятельности разновозрастного тимуровского отряда "Добрые руки"

1. Общее положение

1.1. Разновозрастный тимуровский отряд является добровольным, самостоятельным, самодеятельным, гуманистическим общественным объединением детей и взрослых при МОБУ ООШ с. Константиноградовка, представляющим и защищающим интересы и права своих членов, с ярко выраженной социально значимой и личностно ориентированной направленностью своей многопрофильной деятельности.
1.2. В своей деятельности отряд руководствуется Уставом МОБУ ООШ с. Константиноградовка и Уставом детского объединения "Страна знаний", пользуется правами и обязанностями, предусмотренными законодательством Российской Федерации для общественных объединений.
1.3. Отряд имеет свою символику и атрибутику (девиз, эмблему), законы и речёвку.
1.4.В рамках, установленных законодательством, отряд свободен в определении своей внутренней структуры, форм и методов деятельности.
1.5. Деятельность отряда является гласной, а информация о её учредительных и программных материалах - общедоступной.
1.6. Отряд вправе: свободно распространять информацию о своей деятельности, выступать с инициативами по вопросам оказания помощи нуждающимся, осуществлять благотворительную деятельность: трудовые рейды не запрещённую действующим законодательством.

2. Цель

Воспитание у детей готовности раскрыть и применить свои способности на пользу Родине, людям, своей семье, себе.
Для достижения цели отряд ставит перед собой следующие задачи:

  • способствовать нравственному и духовному становлению детей и подростков;
  • формировать социальный опыт детей;
  • осуществлять взаимодействие с государственными и другими социальными институтами общества;
  • организовывать работу по привлечению общественного внимания к проблемам пожилых и нуждающихся в помощи людей;
  • осуществлять волонтёрскую деятельность.

3. Права и обязанности членов (участников) отряда

3.1. Члены (участники) отряда имеют равные права: обсуждать и вносить предложения на собраниях, сборах; выдвигать кандидатуры, избирать и быть избранным; представлять интересы отряда; свободно выходить из состава отряда.
3.2. Члены (участники) отряда обязаны: соблюдать законы отряда, участвовать в деятельности отряда, заботиться об авторитете отряда, отстаивать его права, выполнять решения органов самоуправления отряда.
3.3. Члены (участники) отряда могут быть исключены из него за деятельность, противоречащую целям и задачам отряда, а также за действия, дискредитирующие отряд, наносящие ей моральный и материальный ущерб.
3.4. Исключение из членов отряда принимается советом отряда простым большинством голосов. Решение об исключении может быть обжаловано на сборе отряда, решение которого является окончательным.

4. Законы разновозрастного тимуровского отряда

  • Закон точности (закон "ноль-ноль"): все дела начинать вовремя, не опаздывать.
  • Закон поднятой руки: если человек поднял руку, значит, ему есть что сказать.
  • Закон равенства: все идеи равны, будь они предложены директором, классным руководителем, командиром или ребёнком.
  • Закон правды: запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям.
  • Закон добра: будь добр к ближнему: добро вернётся к тебе.
  • Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям; помни об их интересах, потребностях, нуждах.
  • Закон милосердия: тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай их.
  • Закон памяти: народ, забывший свою историю, умрёт. Помни о своём народе и своей истории.
  • Закон уважения: хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других людей.
  • Закон старости: помни, старость уважается у всех народов. Будь цивилизован.
  • Закон свободы: каждый человек хочет быть свободным. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе ближнего.
  • Закон чести: вспоминай о физической силе только наедине с собой; помни о духовной силе, благородстве, долге, достоинстве.

5. Структура отряда

5.1. Отряд делится на звенья по количеству обучающихся в 5-9 классах. В каждом звене определяется свой командир.
5.2. Высшим органом отряда является сбор, который проводится один раз в учебную четверть. На сборе принимается план работы, решаются вопросы деятельности, выдвигаются и принимаются кандидатуры командиров.
5.3. В период между сборами деятельностью отряда руководит совет отряда, который собирается не реже одного раза в месяц.

6. Приём в члены отряда

6.1. Прием в отряд осуществляется с 10 лет.
6.2. Ритуал приёма проводится на торжественной линейке в начале учебного года.
6.3. Координатор звена является классные руководители.
6.4. Вступающие в отряд дети, дают обещание :

"Я, ............., вступая в тимуровский отряд обещаю:
Быть честным и справедливым человеком,
оказывать помощь нуждающимся в ней,
работать на благо моего села, района, области,
моей Родины, быть её достойным гражданином".

7. Символика тимуровского отряда

1. Эмблема

2. Галстук в виде зелёной ленты - символ жизни

3. Девиз:

Добрые руки, горячие сердца - вот девиз тимуровца!

4. Речёвка:
Раз, два, три, четыре -
Жить всегда мы будем в мире!
Пять, шесть, семь, восемь -
Никого в беде не бросим!

5. Песня

"Дорога добра"
Слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова

1. Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

2. Забудь свои заботы, падения и взлеты.
Не хнычь, когда судьба
Себя ведет не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо.
Спеши к нему, всегда
Иди дорогою добра.

3. Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов
Не забывай, что жизнь -
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный.
Иди, мой друг, всегда

8. Карта-схема зоны тимуровской работы "Добрые руки"


п/п
Наименование работы Ответственные
Сентябрь
1. Создание тимуровского отряда Президент ДШО,
кл. руководители
2. Беседа с членами Тимуровского отряда. Чтения плана на месяц. Президент ДШО, тимуровский отряд
3. Закрепление улиц за звеньями тимуровского отряда
4. Закрепление тимуровцев за ветеранами ВОВ, ветеранами педагогического труда и престарелыми людьми Президент ДШО, командир тимуровского отряда, звеньевые отрядов
5. Оказание помощи престарелым людям в уборке огорода, двора Тимуровский отряд
6. Организация и участие в акции "Примите наши поздравления" Тимуровский отряд
7. Распространение листовок "Позвони бабуле" 1 звено
8. Акция "Пожилые люди" 2 звено
Октябрь
1. Организация и участие в акции "Ветеран живет рядом" Тимуровский отряд, президент ДШО
2. Уборка памятника 3 звено
3. Организация поздравления на дому учителей-пенсионеров с Днем Учителя Тимуровский отряд
4. Организация поздравления на дому ветеранов ВОВ и пожилых людей с Днем пожилого человека 4 звено
5. Организация поздравления на дому ветеранов ВОВ с днем рождения 5 звено
Ноябрь
1. Оказание помощи престарелым людям в уборке двора Тимуровский отряд
2. Уход за памятником 1, 2 звено
3. Организация поздравления на дому женщин-ветеранов с Днем Матери Тимуровский отряд
4. Организация поздравления на дому ветеранов ВОВ с Днем народного единства Тимуровский отряд
Декабрь
1. Акция "Спешите делать добро", посвященная Дню инвалида Тимуровский отряд
2. Поздравление на дому ветеранов ВОВ с Новым Годом 3 звено
3. Тимуровский отряд
Январь
1. Уборка на дому. Акция "Акция георгиевская ленточка" 4 звено
2. Акция "Милосердие" Оказание помощи ветеранам ВОВ и престарелым людям в уборке двора Тимуровский отряд
3. Уборка памятника 5 звено
4. Акция "Бессмертный полк" Тимуровский отряд
5. Акция "За чашкой чая …" посещение пожилых людей Тимуровский отряд
Февраль
1. Акция "Бессмертный полк" 1 звено
2. Встречи с участниками боевых действий 2 звено
3. Организация и участие в месячнике военно-патриотического воспитания Тимуровский отряд
4. Организация и участие в операции " С Днем защитников Отечества" Тимуровский отряд
Март
1. Организация поздравления на дому учителей-пенсионеров и женщин-ветеранов с Днем 8 Марта Тимуровский отряд
2. Акция "Милосердие" Оказание помощи престарелым людям Тимуровский отряд
3. Акция "За чашкой чая …" посещение на дому ветеранов войны и труда Тимуровский отряд
Апрель
1. Организация и проведение субботника Тимуровский отряд
2. Уборка памятников 3 звено
3. Акция "Ветеран живет рядом" Оказание помощи ветеранам ВОВ Тимуровский отряд
4. Трудовой десант "Мы за чистое село" Тимуровский отряд
5. Операция "Домик пернатому другу" Тимуровский отряд
Май
1. Акция "Милосердие" Оказание помощи в уборке двора Тимуровский отряд
2. Встреча с ВОВ, организация праздника для них Тимуровский отряд
3. Участие в акции "Вахта памяти", "Георгиевская ленточка" Тимуровский отряд
4. Организация поздравления на дому ветеранов ВОВ с праздником Днем Победы Тимуровский отряд
5. Уборка памятника 4, 5 звено
6. Трудовой десант "Чистое село" Тимуровский отряд
7. Уборка лесопосадок Тимуровский отряд
8. Помощь администрации села в благоустройстве детских площадок Тимуровский отряд
9. Работа в школьной библиотеке. Акция "Бессмертный полк" Тимуровский отряд
10. Работа на дому у ВОВ Тимуровский отряд
11. Поход Тимуровского отряда Президент ДШО, звеньевые
12. Подведение итогов по звеньям 1-5 звенья. Президент ДШО
  • Не навреди, не разрушай, а помогай и улучшай окружающую жизнь.
  • Живи для улыбки других.
  • Красота, но без прикрас и добро не напоказ - вот что дорого для нас.
  • Помогай и защищай людей, нуждающихся в помощи.
  • Думать коллективно - работать оперативно.
  • Спорить доказательно для всех обязательно.

10. Приоритетные направления в работе

1. Формирование здорового образа жизни.
2. Гражданское и патриотическое воспитание.
3. Эстетическое воспитание.
4. Экологическое воспитание.

11. Поощрения и наказания

Член тимуровского отряда поощряется за:

  • учебу;
  • общественную работу;
  • трудолюбие и отвагу.

Вид поощрения и порядок их присуждения определяется на общем собрании тимуровского отряда (награждение грамотой, благодарностью).
Член тимуровского отряда может быть наказан за нарушение положения. К нему могут быть применены следующие меры:

  • выговор или замечание;
  • лишение права участвовать в общих делах.

12. Педагогическое руководство

Педагогическое руководство отрядом осуществляется ответственным за тимуровское движение и классными руководителями, которые обладают правом совещательного голоса на сборе.

13. Порядок прекращения деятельности отряда

Прекращение деятельности отряда осуществляется путём его реорганизации или ликвидации. Решение об этом принимается простым большинством голосов членов отряда, участвующих в работе сбора.

Президент ДШО ______________ /________________________/
Подпись Ф.И.О.

Руководитель тимуровского отряда ______________ /________________________/
Подпись Ф.И.О.

    Кто такие тимуровцы?

    Тимуровцы современного общества.

    История тимуровского движения в нашей школе.

  1. Фотоотчёт.

Кто такие тимуровцы?

Тимуровец - понятие, пришедшее к нам из советских времён, обозначающее образцового школьника, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо общества. Слово "тимуровец" происходит от книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», герой которой, Тимур, организовал отряд ребят, тайно помогавший семьям фронтовиков, женщинам, пожилым и больным людям.Образ Тимура писатель ассоциировал со своим сыном Тимуром Аркадьевичем Гайдаром.

После появления этой книги и стало зарождаться неформальное тимуровское движение. Поначалу советская власть отнеслась к нему настороженно,так как оно, как казалось, создавало некоторую конкуренцию пионерской организации. Но позже тимуровцы стали лучшей частью идеологической системы, сохраняя при этом дух волонтерства и добровольчества.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях, по месту жительства; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 млн. тимуровцев. Они шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. В послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым, ухаживали за могилами погибших воинов.

В 1960-е гг. поисковая работа тимуровцев по изучению жизни Гайдара во многом способствовала открытию мемориальных музеев писателя в Арзамасе, Льгове. На средства, собранные тимуровцами, в Каневе организована библиотека-музей им. Гайдара.

Традиции тимуровского движения нашли свое выражение и развитие в добровольном участии детей и подростков в благоустройстве городов и сёл, охране природы, помощи трудовым коллективам взрослых и во многом другом. Тимуровские команды и отряды создавались в Германии, Болгарии, Польши, Вьетнама, Чехословакии. При этом слово "тимуровец" звучало по-русски.

В современной России тимуровское движение сохранилось в ряде регионов, а с 2009 года было инициировано новое Всероссийское детско-юношеское и молодежное тимуровское (добровольческое) движение по направлению «Тимуровцы информационного общества», призванное способствовать развитию волонтерского движения в помощь социально-незащищенным группам граждан в информационном обществе.

Тимуровцы современного общества

Сегодня людям старшего возраста крайне сложно адаптироваться к условиям жизни в современном обществе, пользоваться электронными государственными услугами и осуществлять социальное общение. Не секрет, что молодежь гораздо быстрее «находит общий язык» с компьютером, чем люди за сорок и старше.

Цифровое неравенство затрагивает социально уязвимые группы граждан, именно тех, кому в большей степени необходима социальная поддержка.

Представителям более старшего поколения сложно собирать информацию о работе государственных органов, искать перечни необходимых документов для получения государственных услуг, узнавать время работы нужного ведомства и т.д. Вся эта информация в данный момент доступна в сети Интернет, ее можно получить за несколько минут, однако людям старшего возраста из-за компьютерной неграмотности приходится отстаивать часовые очереди, тратить время и деньги на поездки в органы государственной власти.

Во многих случаях люди старшего возраста получают помощь в обучении основам информационных технологий в рамках своих семей. Молодежь пытается помочь старшему поколению освоить компьютер, научиться пользоваться интернетом, сервисами мгновенного обмена сообщениями, порталами органов государственной власти и интернет-магазинами.

Для старшего поколения это не только вопрос получения знаний и навыков,
но и важный опыт социальной адаптации и межпоколенческого общения.

История тимуровского движения в нашей школе

13 марта 2012 года к нам в школу обратились представители Сбербанка России с просьбой оказать содействие по обучению пенсионеров компьютерной грамотности в рамках социальной акции "Школа современного пенсионера", организованной Дальневосточным банком ОАО "Сбербанк России" и Отделением пенсионного фонда России по Хабаровскому краю.

На просьбу сразу откликнулись 20 старшеклассников, и желающих становиться всё больше. Такое количество волонтёров позволяет организовать сменный график работы.

Обучение рассчитано на одно занятие в течении 4 часов для каждой группы пенсионеров из 7-10 человек. Проводят обучение волонтёры-старшеклассники. В программу входит: обучение элементарным навыкам работы по набору текста с переключением языка, регистра букв, работы с интернетом- поисковики, почтовые серверы, социальные сети, ознакомление с
сайтами www.pfrf.ru , www.gossuslugi.ru . А также, с сервисом онлайн услуг Сбербанка пенсионеров знакомят специалисты Сбербанка.

Первые занятие

Первое занятие согласно графику состоялось 17 марта 2012 года. Вместе с учащимися 33 школы проводили занятие ученики 10Б класса Ведров Кирилл, Жолобов Александр, Малинок Артём.

Каждому достались разные ученики. Саша и Артём занимались с людьми, которые уже обладали небольшими навыками работы с компьютером, и, соответственно, грамотно могли сформулировать вопросы, которые их беспокоили. Обучение проходило очень активно. Кириллу досталась бабушка, которая совсем не имела опыта работы с компьютером, но, несмотря на это, по окончании занятия она смогла зарегистрироваться на почтовом сервере и создала свой почтовый адрес. Дальнейшее обучение компьютерной грамотности будет
зависеть от её желания практиковаться в этом виде деятельности.

Занятие проходила с очень хорошим психологическим настроем. Мальчики устали, но остались довольны своим вкладом в эту интересную акцию.

Следующие, кто попробовали себя в роли персональных учителей, учащиеся 11 классов: Вдовина Евгения, Пилипенко Анна, Филенко Алексей, Зиновьев Александр, Чепенко Марк; учащиеся 10 классов: Василенко Дмитрий, Фищенко Маргарита, Пименова Елизавета, Парфёнова Елизавета, Саенко Екатерина, Сайдашев Роман.

Особая благодарность учащимся, которые проводили занятия во время школьных весенних каникул абсолютно самостоятельно: Василенко Д., Ведрову К., Жолобову А., Парфёновой Е., Пименовой Е., Сайдашеву Р.























Заявили о своём желании участвовать в волонтёрской деятельности более 26 человек. Работали ещё не все, но большинство, уже попробовавших свои силы в этой благодарной благотворительной работе, выказывают желание работать ещё и ещё.

Жду отзывов участников акции для публикации в газете.

Если и Вы хотите реализовать свои способности и желания помогать людям старшего возраста в овладении компьютерными технологиями, обращайтесь в кабинет № 30 нашей школы к Дементьевой Людмиле Викторовне

И ещё, надо как-то назвать нашу команду волонтёров! Предлагайте названия и эмблемы))

"Взялся сделать — сделай хорошо", — говорил главный герой повести "Тимур и его команда". Этот лозунг подхватили советские подростки по всей стране. Книга Аркадия Гайдара о мальчике, тайно помогающем семьям солдат и офицеров, вызвала невероятный резонанс. Так в Советском Союзе появилось первое добровольческое движение — тимуровцы.

Добровольцы, или волонтеры, бескорыстно помогающие другим, были всегда. Особую роль в жизни России они начали играть после Октябрьской революции.

Тогда идеи добровольной помощи активно пропагандировались на государственном уровне. Образ добровольца, восстанавливавшего народное хозяйство, покоряющего целину, практически впечатывали в сознание молодых людей. Порой волонтерство приобретало добровольно-принудительный характер (как, например, субботники), но часто искреннее желание новой жизни вдохновляло многих на бескорыстную помощь, альтруизм.

Самым ярким явлением в добровольчестве Союза стало тимуровское движение.

© РИА Новости Репродукция иллюстрации к книге Аркадия Гайдара "Тимур и его команда"

© РИА Новости

С чего все начиналось

В 1940 году Аркадий Гайдар написал повесть "Тимур и его команда" про мальчика, который со своими друзьями помогал семьям военных, ушедших на фронт.

Образ Тимура настолько вдохновил советских школьников, что появились подражатели. Они организовывали отряды, чтобы помогать старикам, семьям солдат и офицеров.

Первый отряд появился в подмосковном Клину — именно там Гайдар создал это произведение. Шесть подростков практически стали первопроходцами в тимуровском движении.

Затем такие отряды возникли по всей стране. Причем порой в одной местности сосуществовали две-три подобные команды. Из-за этого происходили и курьезы — подростки по несколько раз за день рубили дрова в одном дворе или трижды там подметали.

Многие считают, что Аркадий Гайдар описывал опыт деятельности скаутских организаций начала XX века. Как бы то ни было, помощь тимуровцев оказалась очень своевременной и нужной. Такие отряды помогали в детских домах и школах, брали шефство над семьями офицеров и солдат, работали в полях, собирали металлолом — всего и не перечислить. Отдельного внимания заслуживает их работа в госпиталях, где юные активисты по поручению солдат писали письма и помогали медперсоналу. При этом подростки продолжали ходить на уроки.

Расцвет, угасание и возрождение

Во время Великой Отечественной войны тимуровское движение расширилось. Можно сказать, что в него были вовлечены почти все школьники. В 1945-м в Советском Союзе насчитывалось около трех миллионов тимуровцев.

После Победы тимуровцы продолжили помогать фронтовикам, инвалидам, престарелым, ухаживали за могилами красноармейцев. Но постепенно энтузиазм добровольцев начал угасать.

Добровольчество возродилось лишь в период оттепели — в 1960-х годах. Тогда дети и взрослые стремились помочь друг другу, и государство стало отмечать их заслуги — лучшим вручали награды.

Выход на новый уровень

В этот же период тимуровское движение возобновилось и приобрело статус всесоюзного. Воодушевленные школьники помимо обычной помощи занялись поисками пропавших без вести на войне.

В 1970-х при редакции журнала "Пионер" был сформирован всесоюзный штаб Тимура. А в 1973-м в лагере "Артек" состоялся первый всесоюзный слет. Тогда даже была принята программа тимуровского движения.

Более того, оно вышло за пределы СССР — отряды возникали в Болгарии, Польше, Венгрии, Чехословакии и ГДР.

Развал Советского Союза логично привел к ликвидации практически всех советских начинаний, не исключая тимуровского движения.

Однако желание помогать невозможно искоренить — спустя несколько лет добровольчество постепенно начинает возрождаться. Власти активно участвуют в поддержке волонтерских инициатив. И вновь у школьников появилась возможность непосредственно участвовать не только в жизни своего города, но и всей страны.

Как и раньше, подростки помогают нуждающимся, стараются быть полезными обществу.

Быть или не быть

"Это была, с одной стороны, игра, с другой — мы чувствовали себя причастными к чему-то очень важному и взрослому", — вспоминает бывший тимуровец Евгений.

По его словам, молодежные движения и объединения развивают в подростках уважение к пожилым людям. К тому же вырабатывается ответственность: ты берешь деньги у людей, если идешь в магазин или аптеку, покупаешь именно то, что нужно.

Как объясняют психологи, подросткам необходимо объединяться в группы и иметь общее хобби. Очень важно, какие интересы объединят подрастающее поколение.

Многое зависит от того, как именно подать эту идею подросткам. Напомню, что, по книге, тимуровское движение образовалось самими ребятами, без какого-либо участия взрослых. И подобный опыт самоорганизации можно только приветствовать и в современных условиях, поддерживать его, развивать", — отмечает психолог Алиса Курамшина.

По ее словам, если вменять помощь ближнему в обязанности каждому школьнику, то стоит делать это очень аккуратно, мягко, выдавать как норму жизни, без которой человек не может считаться полноценным гражданином, членом общества.

"Соблюдая эти условия, можно надеяться на то, что ответственность и забота о людях будут прививаться. Еще лучше будет результат, если к этому привлекать не только школьников, но и их семьи", — считает психолог.

  • Тиму́ровец - понятие из советских времён, обозначающее образцового пионера, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо социалистического общества. Происходит от книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», герой которой, Тимур, организовал отряд ребят, тайно помогавший семьям фронтовиков, пожилым или больным людям.

    После появления этой книги стало зарождаться неформальное тимуровское движение. Тимуровцы стали частью советской идеологической системы, сохраняя при этом некоторый дух волонтерства.

    Первые тимуровские отряды создавались в городе Клин Московской Области - в городе, где Аркадий Петрович Гайдар и написал свою повесть «Тимур и его команда». Первая тимуровская команда была основана в школе № 2 в 1940 г. (ныне МОУ-Гимназия № 2). Состояла она из 6 тимуровцев: Калининой Анны Васильевны, Дуженкова Владимира Ивановича и др. После 1982 году, когда школа № 2 переехала в новое здание (где находится и поныне) был основан тимуровский штаб «Красный Конник» (рук. Захарова Н. И. - примерный тимуровский штаб, который участвовал во многих слётах (к примеру слёт тимуровских отрядов в Черкассах). После перестройки Захарова Нина Ивановна руководитель «Красного Конника» и администрация школы решили продолжить тимуровское дело старого штаба и основали тимуровский штаб «Данко», который существует и по сих пор. В штабе «Данко» проводятся такие операции, как «Ветеран всегда рядом», «Соберём макулатуру», «Молодой солдат» и многие другие. Штаб «Данко» является штаб-лидером и примером других детских организаций. Девиз штаба «Данко»: «Дарим сердце людям».

    В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 млн тимуровцев. Они шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. В послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым, ухаживали за могилами погибших воинов.

    В 1960-е гг. поисковая работа тимуровцев по изучению жизни Гайдара во многом способствовала открытию мемориальных музеев писателя в Арзамасе, Льгове. На средства, собранные тимуровцами, в Каневе организована библиотека-музей им. Гайдара. В начале 1970-х гг. был создан Всесоюзный штаб Тимура при редакции журнала «Пионер».

    Традиции тимуровского движения нашли своё выражение и развитие в добровольном участии детей и подростков в благоустройстве городов и сёл, охране природы, помощи трудовым коллективам взрослых и др.

    Тимуровские команды и отряды создавались в пионерских организациях ГДР, НРБ, ПНР, СРВ, ЧССР.

    В современной России тимуровское движение сохранилось в ряде регионов.