Правописание безударных чередующихся гласных. Корни с чередованием: правописание, примеры

Тема чередования гласных в корнях вызывает путаницу у школьников. Чтобы запомнить все чередования, нужно зубрить правила, запоминать исключения, регулярно выполнять упражнения.

В этой статье вы узнаете правила правописания, найдёте упражнения на чередование гласных в корне и ответы на них.

Чередование гласных

В целом чередуются и буквы. Одна морфема может встречаться с разными буквами.

Чередование гласных - это особенность некоторых корней менять гласную в зависимости от некоторых факторов. Другими словами, два однокоренных слова могут иметь разную гласную. Например, слово зага р имеет букву "А" в корне, а слово заго реть - букву "О".

Это кажется непонятным для школьников. Вроде бы слова однокоренные, но корни разные... Если не хотите запутаться и наделать ошибок в упражнениях на корни с чередованием, то читайте дальше нашу статью.

История чередующихся корней

Откуда в русском языке появилось чередование до конца не ясно. Считается, что сначала появилась традиция языка, то есть сложившаяся с годами привычка написания. Долгое время люди писали так, как им нравилось, поэтому однокоренные слова имели разные гласные. Когда лингвисты решили упорядочить язык и подчинить правописание правилам, корни с чередованием пришлось оставить такими, какими их привыкли видеть.

Постоянно филологи обнаруживают корни, которые до этого не знали. Обновляется и база упражнений на корни с чередованием гласных, которые ученикам приходится решать.

Существуют несколько факторов, влияющих на правописание чередующихся букв:

  1. следующая за чередующейся гласной согласная;
  2. ударение;
  3. суффикс;
  4. смысловое значение.

Правописание гласных А-О: соседняя согласная

Чередование "А" и "О" зависит от всех четырёх факторов. Нужно запомнить, какие корни от какого показателя зависят.

От соседней согласной зависят следующие корни: лаг-лож, скак-скоч, раст-ращ-рос.

После "Г", "К", "СТ" и "Щ" пишите букву "А" в корне. После "Ж", "Ч" ставьте в корне букву "О".

Например: располаг аться - располож иться, предполаг ать - предполож ить (но полог ), скак ать - вскоч ить. (но скач ок, скач у), ра сти - нара щивать - взро сление (но ро сток, отра сль, Ро стов, ро стовщик)

Правописание гласных А-О: ударение, суффикс

От ударения зависят шесть корней с чередованием: плав-плов, зар-зор, пай-пой, гор-гар, клон-клан и твор-твар.

В безударной позиции в корнях -пла в-, -за р-, -па й- пишите букву "А".

Например: зо рька - за ря, припо й - па йка, пла вать (но зо ревать, пло вец, пло вчиха).

В безударной позиции в корнях -го р-, -тво р- и -кло н- ставьте букву "О":

Например: зага р - заго реть, тва рь - тво рение, кла няться - покло ниться (но выга рки, прига рь, утва рь).

От суффикса зависят корни кас-кос, лаг-лож. Если после корня стоит суффикс "А", то в корне пишите букву "А".

Например: ка са ться - ко снуться, отло жить - безотла гательно.

Правописание гласных А-О: значение корня

От смыслового значения зависят только два корня: равн-ровн и мак-мок. По смыслу они скорее являются разными корнями, чем двумя вариантами одного корня. Тем не менее, их считают корнями с чередующимися гласными.

Корень ра вн употребляется в значении "равнять, становиться равным".

Например: ура внять права, сра внительный анализ.

Корень ро вн употребляют в значении "ровнять, делать ровным".

Например: подро внять (чёлку), сро внять с землёй, ро весник. Исключения: ра внина (ро вная), ра внение (становиться ро вно).

Корень -ма к- употребляется в значении "опускать в жидкость".

Например: прома кнуть салфеткой, ма кнуть печенье в чай.

Корень мо к означает «пропускать жидкость».

Например: промо кнуть до нитки, замо чить рубашку перед стиркой.

Чередование гласных А-О

Попробуйте проверить знания, решив упражнения с ответами на чередование корней.

Вставьте потерянные буквы:

1) Подл(_)жили булавку, наивно пол(_)гаем, правильно изл(_)гаем мысли, пол(_)жите игрушки на место, случайно к(_)снулся, не прик(_)сайтесь руками, нал(_)гаются обязательства, распол(_)гайтесь на диване, соприк(_)сновение, нал(_)женный платёж, Соборное ул(_)жение, предл(_)гают помощь; знаменитая пл(_)вчиха, выпл(_)вляется сталь, пл(_)вучесть судна; старые сапоги пром(_)кают, пром(_)кни руки салфеткой, пром(_)кнуть до нитки;

2) Р(_)внение в рядах, разр(_)внять бетон, ср(_)внить два варианта корня, неср(_)внимые суждения, выр(_)внять загар, повысить ур(_)вень жизни, р(_)вняются на лучших учеников, ур(_)внять яму, живописные р(_)внины; густая пор(_)сль, врожденное ср(_)щение пальцев, зар(_)стают сорняком, пор(_)стёт густой травой, современная отр(_)сль производства, нар(_)стили силы.

Ответы на упражнения на чередование "А" и "О" в корне слова:

1) Подло жили булавку, наивно пола гаем, правильно изла гаем мысли, поло жите игрушки на место, случайно ко снулся, не прика сайтесь руками, нала гаются обязательства, распола гайтесь на диване, соприко сновение, нало женный платёж, Соборное уло жение, предла гают помощь; знаменитая пло вчиха, выпла вляется сталь, пла вучесть судна; старые сапоги промо кают, прома кни руки салфеткой, промо кнуть до нитки;

2) Ра внение в рядах, разро внять бетон, сра внить два варианта корня, несра внимые суждения, выро внять загар, повысить уро вень жизни, ра вняются на лучших учеников, уро внять яму, живописные ра внины; густая поро сль, врожденное сра щение пальцев, зара стают сорняком, пора стёт густой травой, современная отра сль производства, нара стили силы.

Чередование гласных е-и: правила правописания

Правописание определяется с помощью одного показателя - суффикса "А". Если после корня этот суффикс есть, то ставим букву "И". Если суффикса нет, тогда пишем букву "Е".

Необходимо заучить корни, в которых происходит подобное чередование. А именно: бер-бир, дер-дир, мер-мир, пер-пир, тер-тир, блест-блист, жег-жиг, стел-стил, чет-чит.

Например: забе рёт - заби ра ет, приде рётся - приди ра ется, заме рли - зами ра ет, запе р - запи ра ется, выте рся - выти ра ется, бле стит - бли ста ет, выже г - выжи га ют, посте лить - рассти ла ться, выче т - вычи та ть.

Исключения: соче та ть, соче та ние.

Чередование гласных Е-И

Проверьте себя, решив упражнения с корнями с чередованием "Е" и "И".

1. Стекло бл(_)стит, звёзды бл(_)стают, грибы соб(_)рают, соб(_)рут игрушки, ум(_)раю со смеху, зам(_)р от восхищения, отп(_)реть дверь, отп(_)рают ворота, прот(_)реть лицо, прот(_)рают пыль, выд(_)рну скотч, выд(_)рают зубы; разм(_)наем мышцы, подж(_)мает хвост, припом(_)нают о домашних делах, произносят закл(_)нания.

Стекло бле стит, звёзды бли стают, грибы соби рают, собе рут игрушки, уми раю со смеху, заме р от восхищения, отпе реть дверь, отпи рают ворота, проте реть лицо, проти рают пыль, выде рну скотч, выди рают зубы; разми наем мышцы, поджи мает хвост, припоми нают о домашних делах, произносят закли нания.

И еще упражнение на правописание корней с чередованием Е и И:

2. Переб(_)рём старую одежду, переб(_)рается через дорогу, бл(_)снуть на солнце, зам(_)рла от страха, зап(_)реться в комнате, гармоничное соч(_)тание, выт(_)реть со стола, сд(_)рать скотч, переб(_)рать черешню, ум(_)рать со смеху, вым(_)рающий вид, отп(_)рать замок, изб(_)рательная кампания, выст(_)ранные футболки, подб(_)решь одежду, выд(_)рнут зуб, приж(_)гать рану, выт(_)рать пыль, прид(_)рется к опечаткам, зан(_)маться предприн(_)мательством.

Перебе рём старую одежду, переби рается через дорогу, бле снуть на солнце, заме рла от страха, запе реться в комнате, гармоничное соче тание, выте реть со стола, сди рать скотч, переби рать черешню, уми рать со смеху, выми рающий вид, отпи рать замок, изби рательная кампания, высти ранные футболки, подбе решь одежду, выде рнут зуб, прижи гать рану, выти рать пыль, приде рется к опечаткам, зани маться предприни мательством.

И последнее упражнение на чередование гласных в корне слова ("А" и "О", "Е" и "И"):

1. Р(_)стислав Иванович переб(_)рал пойманную утром рыбу. Чешуя ее ярко бл(_)стела на солнце.

2. В Р(_)стове-на-Дону провели изб(_)рательную кампанию. Скоро р(_)стовчане пойдут выб(_)рать депутатов.

3. Мы сг(_)раем от нетерпения увидеть бл(_)стательную игру этой актрисы.

4. Услышав шаги, все сначала зам(_)рли от страха, а потом мигом выск(_)чили на улицу, даже не зап(_)рев дверь.

5. После переезда в купленную квартиру нам пришлось переб(_)рать старые вещи, подм(_)тать пол и прот(_)рать вековую пыль.

Выполняйте больше упражнений на корни с чередованием, так вы лучше их запомните. Устно или даже письменно группируйте корни по признакам при выполнении домашней работы. Это поможет запомнить правила правописания.

Учите теорию, не забывайте о практике, и вас ждёт успех!

Чередование гласных в корнях слов.

Корней с чередующимися и трудными для написания гласными в русском языке сравнительно немного. Чтобы при письме не делать ошибок в правописании безударных гласных в этих случаях, необходимо знать правила.

Чередование, и - е

В корнях бир-бер-, пир-пер-, мир-мер-, стил-стел-,

дар- дер- и подобных, где и чередуется с е, пишется и только тогда, когда за корнем следует суффикс -а-: собираю - соберу, запирать - запереть, умирать - умереть, постилать - постелить, раздирать - раздеру.

На этом же правиле основано правописание корней, в которых -а-(-я-) чередуется с -им - или -ин -, например: сжать - сжимать, примять - приминать, начать - начинать, снять - снимать; -им- или -ин- пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс -а-.

Надо запомнить правописание слов сочетать, сочетание.

Проверь себя

Упражнение 1 . Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Устно укажите вид глаголов. Подчеркните чередующиеся гласные одной чёрточкой, суффикс -а - двумя.

Уб..раю комнату - уб..ру комнату, отп...рать замок - отпереть замок, зам...реть от восторга - зам...рать от восторга, раст...реть сахар в ступке - раст...рать сахар в ступке, уд...рает без оглядки - уд...рёт без оглядки, разж...гать костёр - разж...чь костёр, выч...тать одно число из другого - выч...сть одно число из другого, пожать руки - пож...мать руки, прокл...нать кого-нибудь-проклясть кого-нибудь, занять позицию - зан...мать позицию.

Чередование а - о.

1 .В корнях лаг- - лож- и кас- - кос- буква а пишется, если за

корнем следует суффикс -а-: полагать - положить (исключение: полог), касаться - коснуться.

2 .В корне плав- - плов- буква а пишется во всех случаях, кроме

слов пловец, пловчиха, например: плавник, плавучий. Слово плывуны пишется с буквой ы .

3 .Корень мак- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость: макать (хлеб в молоко); обмакнуть (перо в чернильцу); корень мок- пишется в словах со значением „пропускать жидкость", „становиться влажным": сапоги промокают, непромокаемый плащ, промокательная бумага.

Проверь себя

Упражнение 2 . Перепишите слова и словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание. С выделенными словами составьте предложения (устно).

Изл...гать, изл...жить, предпол...гать, предпол...жить, прик...саться, прик...снуться, предпол...жение, предпол...гаемый, соприк...саться, нал...гать, ул...жение, прил...гательное, разложение, разл...гать; пл...вцы, попл...вок, распл...влять, вы-пл...вка, пл...вучесть, выпл...влять; обувь пром...кает, обм...-кнуть кисть в краску, хорошая пром...кашка, непром...каемое пальто, вым...кнуть под дождём.

4 . В корнях клан- -клон-, твар- -твор - под ударением может быть

и а, и о, без ударения - только о, например: кланяться, поклон, наклонение; тварь, творчество, творение. Исключение: утварь.

В корне гар - гор- в безударном положении также обычно бывает о

(под ударением - а ), например: загореть - загорать, загорелый, загар. Исключение: выгарки.

5 . В противоположность рассмотренным в п. 4 корням, в корне зар

зор- в безударном положении пишется а (под ударением бывает и а, и о), например: заря, зарница, озарённый, но зори, зарево.

6 . Необходимо запомнить написание слов с корнем скак-(скач-) - скоч- , например: скакать, вскочить, заскакать, заскочить, скачок, выскочка, подскочить.

7 . Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с „равный" („одинаковый"), например равномерный, равнозначный, сравнить, всё равно, а также в словах равнение, равняться, равняйся, поравняться, равнина; корень роен- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с „ровный" („гладкий", „прямой"), например: ровнять, (дорожки), заровнять (яму), подровнять (клумбы), уровень, ровня.

8 . В корне раст- -рос- гласная а без ударения пишется лишь перед

согласными ст и щ; перед с без последующего т пишется о, например: возраст, наращение, но росла.

Исключение: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, а также производные от них, например: отраслевой, росточек, ростовщический, ростовский и т. д.

Проверь себя

Упражнение 3 . Перепишите, вставляя пропущенные буквы, объясните их правописание.

Держать р...внение в рядах, совершать равномерное движение, разр...внять грядки, ср...внить два числа, неср...внимые величины, подр...внять кусты сирени, увеличить ур...вень производства, р...вняться на передовиков, решить уравнение, удачное сравнение, зар...внять канаву, великолепная р...внина; буйная пор...ель, р...сти вширь и вглубь, неправильное ср...щение кости, зар...стать травой, болото пор...ело мхом, новая отр...сль промышленности, нар...стить силы, отвратительный р...стовщик.

Чередование гласных в корнях русских слов - системное явление. Корней с чередующимися гласными не очень много, всего 20. Их нужно запомнить и твёрдо знать весь список. Это поможет избежать множества досадных ошибок. И с легкостью выполнить задание А13.

1. Чередование гласных в корнях бер//бир , пер//пир , мер//мир , жег//жиг , тер//тир , дер//дир , чет//чит , блест//блист , стел//стил : стереть-стирать

Если в слове с корнями: -бер-//-бир-, -пер-//-пир-, -жег-//-жиг-, -мер-//-мир-, -тер-//-тир-, -дер-//-дир-, -чет-//-чит-, - блест-//-блист-, -стел-//-стил-

есть суффикс а, пиши в корне и : убирать , блистать ,
нет суффиксаа,пиши е: берёт, блестеть.

2.Чередование гласных в корнях кос//кас : коснуться - касаться

Если в слове

· есть суффикс а, пиши в корне а : касаться, касание,

· нет суффикса а, пиши о: коснуться, прикосновение

3.Чередование гласных в корнях мок//мак : вымок - макать

Если в словах с корнями -мок- //-мак- значение:

«пропускать жидкость, впитывать жидкость», то пиши о: вымок под дождем ,
«погружать в жидкость», пиши а: макать .

4. Чередование гласных в корнях ровн//равн : выровнять -уравнять

Если в словах с корнями -ровн-//-равн- значение:

«ровный, гладкий», пиши о: выровнять дорогу , заровнять ямки ,
«равенство», пиши а: уравнять в правах, равносторонний.

5. Чередование гласных в корнях гор//гар , твор//твар , клон//клан : блин подгоре´л

Если корни -гар- //-гор- , -твар- //-твор- , -клан- //-клон-

без ударения, пиши о : гори´т , клони´лся , твори´ть ,
под ударением, пиши, как слышишь: зага´р , кла´няться , тво´рчество , тва´рь .

Исключение:
при´гарь

6. Чередование гласных в корнях зор//зар : заря´

Если корни -зар-//-зор-

без ударения, пиши а: заря´, зарни´цы
под ударением, пиши, как слышишь: зо´ри.

Исключение: зорева´ть

7. Чередование гласных в корнях плов//плав : поплаво´к– пловцы´ (искл.)

Если корни -плав-//-плов-

без ударения, пиши а: поплаво´к,
под ударением пиши, как слышишь: пла´вать, пла´вание, заплы´в.

Исключение: пловцы´, плове´ц, пловчи´ха, плывуны´

8. Чередование гласных в корнях рос//раст//ращ , лаг//лож , скак//скоч : выросло растение , слагаемое - сложение , скакать - выскочка

Если в корне согласные:

· с, пиши о : росла, ст или щ , то а : расти, выращенный,

· перед ж , пиши о : предложение, перед г , то а : слагаемое,

· ч , пиши о : выскочка,
к , то а : скакалка.

Исключение: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав

Список корней нужно выучить:

1-9: -бер-//-бир- , -пер-//-пир- , -мер-//-мир- , -жег-//-жиг- , -тер-//-тир- , -дер-//-дир- , -чет-//-чит- , -блест-//-блист- , -стел-//-стил-

10: -кас-//-кос-

11: -мок-//-мак-

12: -ровн-//-равн-

13-15: -гор-//-гар- , -твор-//-твар- , -клон-//-клан-

16: -зор-//-зар-

17: -плов-//-плав-

18-20: -рос-//-раст-//-ращ- , -лаг-//-лож- , -скак-//-скоч-

9 задание

Приставок в русском языке много.
Одни пишутся всегда одинаково, делать ошибки в их написании особенно обидно.
Некоторые приставки пишутся строго по правилу: пойми, как действовать, и не ошибёшься.
А есть такие, которые требуют постоянного внимания, например приставки пре- и при- .
Узнай, как писать русские приставки.

Раньше задания на правописание приставок включали и слова с другими орфограммами:

И и Ы в корне после приставок на согласный
- Ъ и Ь.
Но сейчас формулировка задания изменена. В задании 9 будут только слова, в которых пропущены буквы в приставках.

Какие приставки пишутся всегда одинаково?

1. Приставки в- , об- , от- , над- , под- , у- , о- , вы- , на- , за- , до- , по- , пере- : войти - внести - вбежать - встать

Нет проблем! Пиши их всегда одинаково!

Многие приставки пишутся всегда одинаково, например: вбежать, встать. Слышишь разные звуки в начале этих слов? Звуки [в] и [ф] - это разные произношения одной приставки в-. Почему произношение может быть разным? Это зависит от последующего звука. Работает закон оглушения звонких перед глухими. Итак, произносить эти приставки мы можем по-разному, в зависимости от фонетической позиции в слове, но пишем их всегда одинаково.

Запомни:

Запомнить эти приставки поможет список примеров:

Надпись, подпись и увёртка,
окончание, отвёртка,
выход, вход и нападение,
и доход, и объедение,
а еще заход, поход
и подземный переход.

В русских словах также встречаются заимствованные иноязычные приставки:

дез-, контр-, транс-, пост-, суб-, супер-, пан-.

Пиши их всегда одинаково.

2. Приставка с-: сдача

Существует только приставка с-.

Ошибочные написания этой маленькой приставки настолько распространены, что пришлось выделить особое правило. Дело еще и в том, что многие путают приставку с- с приставками, оканчивающимися на буквы с или з . О них речь пойдёт ниже.

Пиши приставку с- всегда одинаково: и перед гласными, и перед любыми согласными: сдача, сделать, смыть.

Перед парными звонкими согласными приставка с- произносится как [з]: cделать, сдать.

Не путай:

В словах здесь, здание, здоровье , (не видно) ни зги и других подобных буква з относится к корню.

Какие приставки пишутся неодинаково?

1. Приставки, оканчивающиеся на буквы з и с : беспомощный бездомный

Внимание на границу приставки и корня!

Приставки: раз-// рас-, из-//ис-, без-// бес-, воз-// вос-, вз-// вс-, низ-// нис-, через-// черес-, чрез-// чрес- если корень слова

· начинается на гласный или звонкий согласный, пиши с буквой з : бездомный,

· если корень начинается на глухой согласный, - с буквой с : беспомощный.

2. Приставки пра-//про : правнук прогульщик

Думай о значении:

Если выражены значения:

· «давность, история, древность, отдаленность времен, явлений, отношений, лиц», пиши пра-: прадед,праславянский язык,

· любые другие - пиши приставку про-: простоять(долго), просмотреть(быстро, бегло), прописать (назначить лечение), пророссийская политика и т. д.

3. Приставки раз- (рас-)//ро´з- (ро´с) : расписать ро´спись

Внимание на ударение:

В приставках раз-, рас-//роз-, рос-

· без ударения пиши а : расска´з,

· под ударением – о : ро´сказни.

4. Приставки пре-//при- : премилый , преграда прийти , привязать , прикрыть , придорожный

Думай о значении:

Пиши пре-, если передаются значения:

· «очень» - премилый, престарый,

· «пере» - преграда.

Пиши при-, если передаются значения:

· «приближение» - прийти, приехать,

· «присоединение» - пришить, привязать,

· «чуть-чуть» - прикрыть, приоткрыть,

· «около, близко» - прибрежный, придорожный

Внимание:

Многие слова не входят в перечисленные группы: привыкать, присутствовать, прислушаться и другие. Их написание старайся запомнить.

Не путай:

В ряде слов пре и при входят в состав корня: причина, привет, приказывать, превратить, презирать, препятствие и другие. Такие написания старайся запомнить.

Внимание:

Не путай слова с приставками со сложносокращёнными словами: пединститут, политиздат, спортинвентарь. Никакого отношения к этому правилу они не имеют.

Внимание:

Для расширения языкового опыта обратись к рубрике СОС.
СОС - это многоцелевой словарь-трансформер. Можно создать список слов, задав параметры по интересующей тебя теме, например, по заданию 9 . Актуальный материал см. в Правильном словарике. Можно регулировать уровень сложности по классам или по параметрам: "Лёгкие", "Трудные", "Важные", "Новые".

СОС - это эффективная помощь при подготовке к ЕГЭ.

10 задание

Задание 10 не включает орфограммы с н - нн (этой теме посвящено отдельное задание. Но и без них объём материала велик, потому что русский - это язык с развитой суффиксальной системой: суффиксов множество. Грамотному человеку нужно знать правописание суффиксов существительных, прилагательных, наречий и глаголов. Однако в КИМах встречаются далеко не все суффиксы. Формулировки заданий предполагают поиск слов либо с буквой е , либо с буквой и . Это позволяет существенно сузить круг «нужных» суффиксов. Более того, в огромном большинстве тренировочных вариантов, подготовленных ФИПИ, в заданиях реально встречаются в основном глаголы в неопределённой форме, причастия, деепричастия, прилагательные. Могут ли быть вопросы относительно правописания суффиксов существительных? Да, потому что, во-первых, это предусмотрено «Обобщённым планом экзаменационной работы ЕГЭ по русскому языку» и, во-вторых, суффиксы существительных с уменьшительно-ласкательным значением встречаются в заданиях.

Предлагаю порядок изложения справочного материала для подготовки не в соответствии с традицией (от существительных к другим частям речи), а по частотности, с которой слова встречаются в КИМах. Итак, порядок таков: глагольные формы (включая причастия и деепричастия), прилагательные, а уж потом существительные (их, похоже, не более 10%). Тот, кто претендует на максимально высокий балл, должен дойти с нами до самого конца.

Советую всем внимательно рассматривать примеры. Осознанно выученный пример будет служить образцом для рассуждений по аналогии.

Cуффиксы глаголов

1. Суффиксы ова, ева, ыва, ива: рисовать, горевать - опаздывать, оценивать

Проверяй себя, для этого определи форму 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени.

Если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени есть сочетания

· ую, юю , то пиши суффиксы ова, ева: советовать - советую, командовать - командую

· ываю, иваю , то пиши суффиксы ыва, ива: опаздывать - опаздываю, рассматривать - рассматриваю

Примечание:

ева и ива - это фонетические варианты суффиксов ова и ева, которые встречаются после мягких согласных.

2. Различение суффиксов е + ва и ыва, ива: одолевать, заболевать - оправдывать, успокаивать

Внимание на ударение.

Суффикс ва всегда под ударением: одолева´ть, заболева´ть.
Перед суффиксом ва пиши суффикс е.

Суффиксы ыва, ива безударные: записывать, склеивать, прицеливаться .

Не путай:

В словах типа наливать, распевать буквы и и е в корне.


3. Суффиксы в неопределённой форме глагола:
видеть, красить
Cуффиксы у глаголов 1-го спряжения различны. Суффикс глагольной основы 2-го спряжения и.

Внимание:

Глаголы-исключения для выполнения этого задания интереса не представляют: ведь нужно узнать букву не в окончании, а в суффиксе. Поэтому, если ты определяешь букву в суффиксе неопределённой формы глагола, смело пиши е в глаголах-исключениях на еть с безударной буквой в суффикcе: обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть и производных от них: увидеть, завидеть, обидеться и других подобных. В остальных словах-исключениях суффикс в ударной позиции.

4. Суффиксы в причастиях и деепричастиях.
Взадании 10 никто не проверяет, знаешь ли ты суффиксы причастий и деепричастий. В причастиях и деепричастиях пропущены гласные основы, от которой образованы данные в заданиях формы.
Примеры из заданий:
скле...вающий, выдёрг...вая, прицел...вающийся, понаде...вшийся, зачервив...вший, повизг...вая

Не стоит отвлекаться на форму причастия и деепричастия, вспоминать их суффиксы. Нужно заняться другим: научиться безошибочно определять, от какого глагола образованы причастия и деепричастия.


Скле...вающий - от склеИвать
выдёрг...вая - от выдёргИвать
прицел...вающийся - от прицелИваться
понаде...вшийся - от понадеЯться
зачервив...вший - от зачервивЕть
повизг...вая - от повизгИвать


Типичной ошибкой является смешение глаголов разных видов при восстановлении исходной формы. Например, ошибочно полагать, что причастие склеивающий образовано от глагола склеить , прицеливающийся - от прицелиться и т.п. Во множестве случаев подобная ошибка приведёт к неправильному определению гласной буквы.
Правильно: Склеивающий образовано от склеивать , прицеливающийся - от прицеливаться .

Суффиксы прилагательных

Здесь рассматриваются только суффиксы отымённых прилагательных, так как именно этот материал относится к теме (отглагольные прилагательные - это слова, в суффиксах которых встречается орфограмма н-нн ). Список суффиксов прилагательных, образованных от имён существительных, не сводится к двум правилам, приведённым ниже, но в практике ЕГЭ использованы слова именно на эти правила.

1. Суффиксы ив, ев, лив, чив: красивый - боевой, счастливый, доверчивый

Внимание на ударение.

В прилагательных, образованных от существительных:
- под ударением пиши суффикс ив: краси´вый
- без ударения - суффикс ев: боево´й.
Пиши суффиксылив, чив и под ударением: счастли´вый, и без ударения: дове´рчивый.

2. Суффиксы ов, оват, овит - ев, еват, евит: деловой, сероватый, ядовитый - речевой, синеватый, боевитый

Внимание на последний согласный корня.

После твёрдых согласных пиши суффиксы ов, оват, овит: деловой, сероватый, ядовитый.
После мягких согласных, шипящих, ч и ц пиши суффиксы ев, еват, евит: речевой, синеватый, боевитый.

Суффиксы существительных


Похожая информация.


Чередование а и о

1. В корне гар- – гор- под ударением пишется а, без ударения – о; заг а́ р, уг а́ р – загор е́ лый, угор е́ ть.

Исключения: в ы́ гарки, и́ згарь, пр и́ гарь (специальные и диалектные слова).

2. В корне зар- – зор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – а: з а́ рево, з о́ рька – зарн и́ ца, озар я́ ть.

Исключение: зорев а́ ть.

3. В корне кас- – кос(н)- пишется о, если дальше следует согласная н, в остальных случаях – а: касаться, касательная – коснуться, прикосновение.

4. В корне клан- – клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о: кл а́ няться, покл о́ н – поклон и́ ться, поклон е́ ние.

5. В безударном корне лаг- – лож- перед г пишется а, перед ж – о: предлаг а́ ть, прилаг а́ тельное – предлож и́ ть, облож е́ ние.

Исключение: п о́ лог (семантически уже не связывается с корнем лаг- – лож-).

6. Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождем, промокн у́ ть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ.

7. В корне плав- гласный звук может быть ударяемым и безударным: пл а́ вать, плав у́ честь, поплав о́ к. Корень плов- содержится в словах пловец и пловчиха; корень плыв- – в слове плывуны.

8. Корень равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, сравнить, поравняться (стать наравне). Корень ровн- – в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»; заровнять, ровесник, сровнять, уровень. Ср.: подравнять (сделать равным) – подровнять (сделать ровным); выравнен (сделан равным) – выровнен (сделан ровным).

9. В корне раст- – рос- пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ), в остальных случаях пишется о: расти, наращение – выросший, заросль, поросль.

Исключения: отрасль (хотя нет cm); росток, выросток, ростовщик, Ростов и др. (хотя есть cm).

10. В безударном корне скак- – скоч- перед к пишется а, перед ч – о: подскак а́ ть – подскоч и́ ть.

Исключения: скач о́ к, скач у́ .

11. В корне твар- – твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о: тварь, тв о́ рчество – твор и́ ть, твор е́ ц.

Исключение: у́ тварь (семантически уже не связывается с корнем твар- – твор-). В корнях некоторых глаголов при образовании видовых пар наблюдается чередование как безударного, так и ударного о: уговор и́ ть – угов а́ ривать, затр о́ нуть – затр а́ гивать, зараб о́ тать – зараб а́ тывать.

Чередование е и и

12. В корнях бер- – бир-, дер- – дир-, мер- – мир-, пер- – пир-, тер- – тир-, блест- – блист-, жег- – жиг-, стел-– стил-, чет- – чит- пишется и, если дальше следует суффикс -а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.

Исключения: сочетать, сочетание.

Чередование а(я) и им, а(я) и ин

13. В корнях с чередованием а(я) – им, а(я) – ин пишутся им и ин, если дальше следует суффикс -а-: сжать – сжимать, понять – понимать, начать – начинать. Ср.: внимательный, заклинать, напоминать, принимать и др. В производных формах сохраняется им, даже если дальше и не следует суффикс -а-, например: сниму, сними, подниму, подними и т.д.

Все корни с чередованием таблица корни правила примеры исключения

ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Написание чередующихся гласных а/о, е/и, а(я)/им, а(я)/ин в корне слова может зависеть:

1) от суффикса, следующего за корнем;

3) от буквы, следующей за гласной;

4) от значения слова.

Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем

1. В корнях с чередующимися е/и (-бир- - -бер-, -блист- - -блест-, -дир- - -дер-, -жиг- - -жег-, -мир- - -мер-, -пир- - -пер-, -стил- - -стел-, -тир- - -тер-, -чит- - -чет-) пишется и -а-, в остальных случаях - е : зами рать - заме реть, сти рать - сте реть, бли стать - бле стеть .

Исключения: сочетать, сочетание, чета.

2. В корнях с чередующимися а(я)/им, а(я)/ин пишутся -ин-, -им- , если дальше следует суффикс -а- : заним ать - заня ть, сжим ать - сжа ть.

3. В корнях –кас- - -кос-, -лаг- - -лож- пишется а , если за корнем следует суффикс -а- , в остальных случаях - о : ка с а ться - ко снуться, предла г а ть - предло жить

Написание гласных, зависящее от ударения

1. В корнях -гар- - -гор- под ударением пишется а , без ударения - о : заг̀а̀ р - заго ра̀ть .
2. В корнях –зар- - -зор- а , под ударением пишутся а или о за ря̀, за рнѝца, но; зо̀ ри, за ̀рево.

Исключение: зо рева̀ть.

3. В корнях –клан- - -клон-, -твар- - -твор- в безударном положении пишется о , под ударением пишутся а или о в соответствии с произношением: покло нѝться, кла ̀няться, покло ̀н; тво рѝть, тва рь, затво ̀р.

Исключение : у̀тва рь.

4. В корнях —плав- - -плов- в безударном положении буква о пишется только в двух словах: пло вѐц, пловчиха . В остальных случаях пишется а : попла во̀к, пла внѝк, пла ву̀чий . В слове плы ву̀н пишется ы в соответствии с произношением.

Написание гласных, зависящее от буквы, следующей за гласной

1. В корнях -раст- - -рос- пишется а перед ст, щ , в остальных случаях - о : ра ст и, сра щ ение, ро сла.

Исключения: ро сток, ро ст, ро стовщик, выро стковый, Ро стов, Ро стислав; отра сль.

2. В корнях -скак- - -скоч- пишется а перед к ; пишется о перед ч в безударных корнях: ска к ать - вско ч ить.

Исключения: ска чок, ска чу.

Написание гласных, зависящее от значения слова

1. В корнях -мак- - -мок- пишется а в словах со значением «погрузить в жидкость» , о - со значением «пропускать жидкость, мокнуть» : ма кать (хлеб в молоко); вымо кнуть (под дождем); промо кательная (бумага), промо кашка.

2. В корнях -равн- - -ровн- пишется а в словах со значением «равный, одинаковый» , о - со значением «ровный, прямой, гладкий »: сра внение, сра внивать; сро внять.

Исключения: ра внина; ро весник, поро вну, уро вень.

xn——6kcajdilda3aj8b2dehdgk4f9ezc.xn--p1ai

Корни с чередованием. Все правила

Чередование, зависящее от букв в суффиксе или корне

Правило I. Корни с чередованием И//Е

Если за корнем стоит суффикс А , то в корне пишем букву И , но если суффикса А Е .

  • -бир-а // -бер- (со бИр ать - за бЕр ёшь)
  • -пир-а // -пер- (за пИр ает - под пЕр еть)
  • -дир-а //-дер- (с дИр ать - дЕр ёт)
  • -тир-а // -тер- (с тИр ать - вы тЕр еть)
  • -жиг-а //-жеч- (с жИг ать - с жЕч ь)
  • -блист-а // -блест- (блИст ать - блЕст еть)
  • -стил-а // -стел- (пере стИл ать - за стЕл ешь)
  • -чит-а //-чест- (по чИт ать - по чЕс ти)
  • -мир-а //-мер- (за мИр ал - за мЕр еть)
  • Правило II. Корни с чередованием А//О

    Если за корнем стоит суффикс а , то в корне пишем букву А , но если суффикса а нет, то в корне пишется буква О .

  • -кас-а //-кос- (кАс аться – кОс нуться)
  • -лаг-а // -лож- (по лАг ать – по лОж ить)
  • Правило III. Корни с чередованием А//О

    Если в корне есть буквы Т или Щ , то пишем букву А , но если этих букв нет, то в корне пишется буква О .

    • -рАст-//-рАщ- // -рОс- (вы рАст и– вы рАщ енный — вы рОс ли).
    • Исключения: рост ок, отрас ль, Рост ислав, рост овщик, Рост ов.

      Правило IV. Корни с чередованием А//О

      Если корень оканчивается на К , то пишем букву А , но если корень оканчивается на Ч , то в корне пишется буква О .

    • -скак // -скоч- (ск Акать – вск Очить ).
    • Чередование, зависящее от ударения

      Правило V. Корни с чередованием А//О

      Если на корни –гАр — и – клАн — падает ударение, то в них пишем букву А , но если эти корни безударные, то в них пишем О .

    • -гАр -//- гор- (за гАр – за гор ать)
    • -клАн-//-клон- (клАн яться – по клон иться)
    • Правило VI. Корни с чередованием А//О

      Если на корень –зАр — НЕ падает ударение, то в нём пишем букву А , но если этот корень ударный, то в нём пишем О .

      Исключения: зор янка, зор евать.

    • -зОр-//-зар- (зар я – зОрь ка)

    Чередование, зависящие от смысла (значения) слова

    Правило VII. Корни с чередованием А//О

    Если значение слова «погружать в жидкость», то пишем А , но если слово обозначает «пропускать жидкость», то пишем О .

  • -мак -//- мок- (мак ать хлеб в мёд промОк нуть под дождём)
  • Правило VIII. Корни с чередованием А//О

    Если значение слова «одинаковый, сходный», то пишем А , но если слово обозначает «ровный, гладкий, прямой», то пишем О .

  • -равн -//- ровн- (сравн итьхарактеры подровн ять грядку ).
  • Корни с чередованием гласных: таблица и примеры

    Корень - основа слова, несущая основную лексическую нагрузку. Он является самой устойчивой морфемой в языке: базовая лексика любого естественного языка ведёт своё происхождение из глубины веков. За время существования языка в нём могут до неузнаваемости измениться фонетика, синтаксис, грамматика, письменность, но система корней достаточно консервативна. И именно по корневому составу устанавливаются такие вещи, как родство языков, иностранные влияния и многое другое.

    При всей своей устойчивости корень слова также подвергается изменениям во времени, и следы этих изменений присутствуют в языке; русский язык тут не исключение. Ниже мы поговорим о таком явлении, как чередующиеся гласные в корне слова. В науке это явление получило название аблаута.

    В русском языке аблаут - явление историческое. Слов с ним достаточно много. А если мы имеем дело с безударной чередующейся гласной корня, значит, нельзя воспользоваться школьным правилом, по которому гласную надо поставить под ударение, чтобы узнать, какую писать. Ещё сложнее людям, изучающим русский как иностранный, ведь во многих случаях, которые для носителя языка очевидны (то есть безударной гласной в корне нет, ударение присутствует), иностранцу приходится запоминать нестандартную модель словообразования или словоизменения.

    Происхождение чередующихся гласных в корне слова

    Откуда в русском языке корни с аблаутом - обширная тема и заслуживает отдельной статьи. Ниже будут приведены причины этого явления в сжатом виде. Но хочется отметить, что процесс продолжается: в настоящее время он существует в фонетике, несмотря на то что орфографические нормы русского языка давно закреплены.

    Это интересно: пословицы о семье и семейных ценностях для 5 класса.

    Итак, откуда в русском языке чередующиеся гласные в корне слова?

    Иногда вместе работали несколько факторов, например, в словах жать, пожинать, жница , пожима ть такое разнообразие в корне – следствие и исчезновения носовых звуков, и падения редуцированных.

    Правописание корней с чередующимися гласными

    Как бы то ни было, а в русском языке есть около тридцати слов с аблаутом, где сами носители языка делают ошибки. Меньше всего проблем в орфографии у тех людей, которые много читают: графический образ слова у них не отделяется от самого слова, а потому в знании правил они не нуждаются. Для остальных же попробуем составить сводную таблицу, где попытаемся классифицировать типы чередования в корне и их правописание. Таблица полезна ещё и потому, что поможет в правописании именно безударных гласных в корне.

    obrazovanie.guru

    Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника. Абу-аль-Фарадж

    четверг, 6 сентября 2012 г.

    Таблица » Чередующиеся гласные в корне слова»

    11 комментариев:

    очень классный сайт)

    да,Мария, я с Вами согласна.

    очень классный сайт,просто огромное спасибо!!

    Спасибо огромное! Лучший учебный сайт!

    очень классный сайт

    Спасибо гигантское! Очень помогли)))

    Искала, но не нашла связи с админом или модератором страницы, потому напишу в отзывы. Таблица хорошая, однако, можно улучшить. Написать перед таблицей как определять слова с чередующимися гласными в корнях. Я искала долго правило и с трудом нашла нечто вразумительно поясняющее. В корнях -гор- -гар-, не вписано слово исключение — вЫгарки, ударение падает на 1-й слог, но пишется во втором -гар-.

  • Преступление характеризуется формой поведения Что такое преступление. Комментарии к закону Статья 14 главы 3 Уголовного кодекса гласит: 1. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное […]
  • -гар- - -гор- под ударением пишется а , без ударения - о : загар, угар -загорелый, угореть. Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (специальные и диалектные слова).
    В корне -зар- - зор- а : зарево, зорька - зарница, озарять . Исключение: зоревать.
    В корне -кас- - кос (н)- пишется о , если дальше следует согласная н , в остальных случаях - а : касаться, касательная-коснуться, прикосновение .
    В корне -клан- - -клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - о : кланяться, поклон - поклониться, поклонение .
    В безударном корне -лаг- - -лож- перед г пишется а , перед ж - о : предлагать, прилагательное - предложить, обложение. Исключение: полог .
    Корень -мак- содержится в глаголах , имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила . Корень -мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождем, промокнуть написанное . Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ .
    В источниках бюрое перводов , указано что в корне -плав- гласный звук может быть ударяемым и безударным: плавать, плавучесть, поплавок . Корень -плов- содержится в словах пловец и пловчиха , корень -плыв - - в слове плывуны .
    Корень -равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, сравнивать . Корень -ровн- - в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»: заровнять, ровесник, сровнять, уровень . Сравните: подравнять (сделать равным) - подровнять (сделать ровным); выравнен (сделан равным) - выровнен (сделан ровным).
    В корне -раст- - -рос- пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ ), в остальных случаях пишется о : расти, наращение - выросший, заросль, поросль . Исключения: отрасль; росток, выросток, ростовщик, Ростов.
    В безударном корне -скак- - -скоч- перед к пишется а , перед ч - о : подскакать - подскочить. Исключения: скачок, скачу.
    В корне -твар- - -твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - о : тварь, творчество - творить, творец . Исключение: утварь.
    В корнях -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, -пер- - -пир-, -тер- - -тир-, -блест- - -блист-, -жег- - -жиг-, -стел- - -стил-, -чет- - -чит- пишется и, если дальше следует суффикс -а- : собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать ; в противном случае пишется е : беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить . Исключения: сочетать, сочетание.
    В корнях с чередованием -а- (-я-) - -им-, -а- (-я-) - -ин- пишутся -им- и -ин- , если дальше следует суффикс -а-: сжать - сжимать, понять - понимать, начать -начинать . Сравните: внимательный, заклинать, напоминать, приминать и другие. В производных формах сохраняется -им- , даже если дальше не следует суффикс -а-, например: сниму, сними, подниму, подними и так далее.