Молитвы петру и павлу. Молитвы павлу и петру на начало поста

Молитвы обладают огромной значимостью и помогают каждому христианину. Церковь взывает к усердным молитвам каждый день, а в особенности во время поста, который начнется в 2018 году уже 4 июня.

Многие ошибочно полагают, что пост включает в себя только некоторые ограничения в еде. Как правило, в период проведения поста, православным верующим дается шанс освободить свою душу от грехов, злых поступков и плохих мыслей. И в этом, как нельзя лучше, могут помочь молитвы величайшим проповедникам Петру и Павлу.

Самое необычное то, что в Петров пост нет ограничений во времени его проведения. Его начало, целиком и полностью зависит от празднования Святой Троицы, после которого, спустя ровно 7 дней, наступает Петров пост. Его окончание каждый год наступает в одну и ту же дату - 11 июля, перед днем памяти святых мучеников Петра и Павла.

Во время поста каждый христианин соблюдал правила запрета в пище, ограждались от злого поведения, каялись во грехах. Петр и Павел были не исключением. Они соблюдали все наистрожайшие воспрещения. Именно поэтому, и возник данный пост, названный в честь одного из Апостолов.

Соблюдение Петрова поста помогает людям справиться с любыми бедами, укрепить физическое здоровье, очистить душу и обрести внутреннюю гармонию. Он способствует избавлению от гнева, лжи, лицемерия, жадности и алчности. И молебны, как ничто иное, поможет каждому истинно верующему подготовиться к предстоящему посту.

Молитвы на начало поста

Петр и Павел до последнего преданно служили Иисусу Христу, поэтому церковь провозгласила их первенствующими апостолами. Они несли заветы Божии по всему миру, помогая людям в обретении веры и любви к Господу.

Великим праведникам Божиим молятся об укреплении веры, о защите от злых умыслов и всякой нечисти. Также, православные люди молятся Петру и Павлу о помощи в рабочей сфере, об исцелении болезней, о наставлении на путь истинный.

Первая молитва:

«О, великие служители Господа, Петр и Павел! Вы верой и правдой служили Иисусу, за что стоите рядом с ним на Небесах. Прошу, услышьте молитвы мои, да не оставьте без внимания, ибо на вас надежда моя. Помолитесь за меня перед Господом, пусть дарует мне благословение и простить все грехи мои, ибо каюсь я, сообщает портал Therussiantimes. Да все мы рабы Божии, и служить будем вечно Отцу нашему. Во веки веков. Аминь».

Вторая молитва:

«Святейшие апостолы, Петр и Павел, молим, не оставляйте нас в одиночестве. Все мы грешные, и просим прощения за деяния наши прискорбные. Да даруйте же нам свое прощение и благословение. Да укрепите веру нашу, и покажите дорогу к истинной вере, чтобы не сбиться нам на пути к Господу. Молим вас, святые мученики! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Третья молитва:

«О, блаженные благовестники Христа! К вам в молитвах своих обращаюсь. Да услышьте же меня! Обратите свой взор и предайте мне сил двигаться на пути моем благочестивом к Господу нашему Иисусу. Молю, укрепите веру мою, наградите большей любовью и добротой. Да простите мне все грехи мои, ибо каюсь я перед Вами, святые пророки. Исцелите душу мою и тело мое от болезней. Чтобы демоны не смогли завладеть мной, и предать умыслам злым и деяниям. Да во веки я раб Ваш! Аминь».

Абсолютно не важно, когда в какое время суток вы приступите к чтению молитвословия. Самое главное - покаяться перед Господом, нести свои слова из глубины души и веровать в божественную силу и помощь апостолов.

Без молитв прекращается духовная жизнь, поэтому наш Спаситель призывал постоянно молиться. Во время поста это особенно необходимо.

Всякий, кто считает, что пост — это лишь воздержание в пище, ошибается. В первую очередь этот период дан нам для того, чтобы очистить свою душу от грехов и пагубных желаний. Молитвы апостолам Петру и Павлу помогут начать Петров пост правильно, соблюдая все традиции этого времени.

Особенности Петрова поста

Отсутствие четких временных рамок является отличительной чертой Петрова поста. Он ежегодно начинается спустя 7 дней после праздника Святой Троицы. Окончание же всегда стабильно — 11 июля, накануне дня памяти Петра и Павла .

Учение Христа наставляет верующих соблюдать в это время праведный образ жизни, думать о Боге и о своих обязанностях перед ним. Покаяние в своих грехах, обуздание желаний, прекращение зла, укрощение лжи, зависти, гнева — все это является неотъемлемой частью поста, как и отказ от сытной пищи.

Все праведники, в том числе Петр, Павел и даже сам Иисус, постились. Именно так и возник Петров пост: церковь утвердила самоотверженность апостолов, которые соблюдали строжайшую аскезу во имя Господа. Обретенная Божья благодать за этот период помогла ученикам Иисуса нести веру непросвещенным людям.

Телесное очищение в Петров пост способствует принятию Божьих даров, укрепляет физическое здоровье, укрощая плотские желания. Воздержание помогает смягчить нрав, подавить в своем сердце алчность, гнев, корысть. Соблюдая все традиции и правила поста, вы сможете выполнить свой долг перед Богом. А молитвы на начало поста помогут вам настроиться на предстоящее время.

Молитвы на начало поста

За горячую любовь и непоколебимую верность Иисусу Христу Петр и Павел были названы церковью первоверховными апостолами. Их проповеди помогли многим людям обрести истинную веру. Поэтому в первую очередь святым молятся об укреплении веры и о заступничестве от злых помыслов, деяний и бесовской силы. Также Петру и Павлу возносят молитвы о поиске своего предназначения, о помощи в работе, об исцелении от различных недугов. Святые угодники помогут каждому обращенному соблюсти все время поста и обрести благословение Господа.

Первая молитва:

«О, святые угодники Божьи, Петр и Павел, посвятившие жизнь свою вере! Услышьте молитвы наши и помогите нам с помощью Господа бороться с беззаконием, опрометчивостью и бедами. Помогите немощным силой своей не отлучаться от своего призвания и любви Божией. За крепким заступничеством вашим просим молить о прощении безмерных грехов наших. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Во веки веков. Аминь».

Вторая молитва:

«О, святые Петр и Павел, не отдаляйтесь от нас, грешных (имя) духом и заступничеством вашим. Преклоняя колени, просим мы милости и любви Господа, прощения грехов наших и отдаления от искушений. Вы своей праведной жизнью являетесь образом благочестия. Сжальтесь и молите Бога о нас, великие апостолы. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Третья молитва:

«О, верховные апостолы Петр и Павел, твердые в своей вере и учениях Господа, верим в помощь вашу. Снизойдите теплом в наши души, усеяв все любовью Божией. Возрадуйтесь за нашу жизнь и устремите помощь свою к нам. Дабы мы, греховные рыбы Создателя нашего, преклонились перед его силой и могуществом, чтобы избавились мы от гордыни, буйств греховных, помыслов злых. Спасите и помогите наставлениями вашими обрести жизнь вечную. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.»

Читать священные слова можно как утром, так и вечером. Главное, чтобы слова были подкреплены вашей истинной верой. Молитвы Петру и Павлу на начало поста помогут прожить этот период праведно, без дурных мыслей и пороков. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

12.06.2017 05:33

В православный крещенский сочельник христиане традиционно соблюдают пост и не едят до первой звезды, возносят...

12 июня начался Апостольский, или Петров пост. Он соблюдается в память о святых апостолах, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия.

Петр и Павел

Почему апостолы Пётр и Павел так часто упоминаются вместе? Если обратиться к библейским текстам, то можно видеть, что это были люди разных характеров, у них были разногласия и даже конфликты. Тем не менее, на многих иконах они стоят рядом, на некоторых даже обнимаются. В чём смысл такого объединения?

Пётр и Павел были двумя из трёх любимых учеников Христа. Их обоих объединяла вера в Христа. В отношении Петра – это была вера с непростым развитием, с отречениями и озарениями. Апостол Петр был первым, кто вышел на проповедь Христа и Евангелия после сошествия Святого Духа на апостолов. После его пламенной речи в день Пятидесятницы, которую сохранила для нас книга Деяний Апостольских, ко Христу обратилось три тысячи человек.

Известно, что Петр проповедовал воскресшего Христа иудеям по берегам Средиземного моря, в Антиохии, Малой Азии, Египте, Греции, Испании, Британии, Риме и Карфагене. Согласно преданию, апостол Марк написал свое Евангелие со слов апостола Петра. Среди книг Нового Завета есть и два его соборных послания. Апостол Петр окончил земную жизнь в Риме, где принял мученическую кончину в 67 году через распятие вниз головой.

Духовный путь Павла сходен с путём Петра в том отношении, что к нему приятие христовой веры также пришло через откровение. Павел-Савл был ревностным сторонником фарисейства и гонителем христианства, но был ослеплен Светом Божьим и прозрел во время крещения.

Объединение Петра и Павла – символ, несущий в себе глубокий смысл. Все люди разные, каждого терзают страсти и сомнения, но в Вере мы все едины.

Молитвы

Пост – это не только и не столько период ограничения себя в еде, сколько время смирения и чтения молитв. Какие молитвы следует знать в Петров пост?

Перед вкушением:
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.
После вкушения:
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.
Тайная молитва перед вкушением для неумеренных в питании:
Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на Земле.

Продолжительность

Петров пост не имеет конкретной продолжительности. В разные годы его прожолжительность может сотсавлять от 8 до 42 дней. Начинается Петров пост через неделю после Дня Святой Троицы, в понедельник, после девятого воскресения по Пасхе, а заканчивается в день Петра и Павла - 29 июня (12 июля), когда Церковь воспевает «Петрову твердость и Павлов разум». Петров пост был установлен также и для того, чтобы те, кто не мог поститься в Великий пост смогли подготовить себя к празднованию дня апостолов после Троицкого разговения.

Смысл поста

Петровский пост, как и другие постные дни календарного года, установлен не для изнурения и измождения плоти, а для достойного приготовления к празднику. Радость христианина не в довольстве сытой плоти. Подлинная радость в человеке рождается только от полноценной духовной жизни, когда каждый прожитый день приближает человека к Богу. Главный смысл установленного Церковью поста заключается в том, чтобы человек научился подчинять свое тело духу, низшие потребности - высшим. Евангелие повествует, как однажды к Иисусу Христу подошел человек, сын которого был бесноватым. Этот человек уже просил помощи у учеников Господа, но они не смогли исцелить его сына. Выслушав несчастного отца, Сын Божий исцелил отрока. И когда ученики спросили Иисуса Христа, почему они не могли освободить больного от злого духа, Господь ответил им: «Духа злобы можно изгнать только молитвой и постом».

Рацион поста

Чтобы уточнить рацион Петрова поста, обратимся к Домострою: «На Петровский пост к столу еду подают: сельдь на пару, щуку на пару, леща на пару, сушеную рыбу - лососину, белорыбицу, осетрину, спинки стерляжьи и визигу белужью, спинку белорыбицы на пару, уху щучью с шафраном, запеченных окуней, векошники из плотиц, уху из пескарей, из лещей, из карасей, тавранчук осетровый да тавранчук стерляжий. Из заливных: белорыбица свежая, стерлядь свежая, стерлядь свежепросоленная, осетрина свежая, осетрина соленая, щучина свежепросоленная, щучья голова с чесноком, гольцы, стерлядь вяленая, осетрина шехонская, осетрина косячная, грибы вареные, печеные и сушеные, щи, караси, раки».

Как видно из перечисленных блюд, это меню не очень строгого поста. В этом Петровский пост сравним с постом Рождественским. Он выпадает на период летних сельскохозяйственных работ, поэтому основными продуктами наряду с крупами и овощами являются елей и рыба. Исключения, как и всегда, составляют среда и пятница, которые проводят строго.

Прием алкоголя не возбраняется (он производится из растений), но церковь рекомендует избегать излишеств.

Петровка-голодовка

Во время Петрова поста полагается копить сливочное масло, творог, молоко и яйца. В народе укрепилось мнение, что этот пост бабы выпросили у Бога для того, чтобы можно было прикопить маслица к Петрову дню.
Одна из пословиц гласит: «Спасовка - лакомка, а Петровка - голодовка».
Голодным Петровский пост считали потому, что в этот период нет еще ни овощей нового урожая, ни злаков, ни грибов, а соленья уже подошли к концу, да и запасы редьки, картофеля, моркови, свеклы, капусты уже на исходе.
В дни апостольского поста готовили, как правило, блюда и напитки из тех ранних овощей, зелени и ягод, которые поспевали на огородах и в лесу, - зеленого лука, щавеля, шпината, ревеня, редиса, черники, земляники, шампиньонов и др. Широко использовали также дикорастущие травы: крапиву, лебеду, сныть, одуванчик.

По примеру апостолов

Начало Петровского поста идет с глубокой древности, он заповедуется уже в апостольских постановлениях. Наиболее часто начинает упоминаться с IV века. В народе это время называется Петровками, раньше Петров пост назывался постом Пятидесятницы.Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой - они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13, 3). По словам святителя Иоанна Златоуста, “пост с верою много придает крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных... тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы всегда почти постились”. Петров пост позволяет верующим уподобиться апостолам, следовать их примеру и помнить о той значимой миссии, которая возлагается на каждого, кто принял Веру Христову.

Когда был установлен Петров пост

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви.
О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских:
"После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти".
Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.
Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю - 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.
С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке - Лев Великий и Феодорит Кирский.
Св. Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: "Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище".

Как правильно питаться в дни Петрова поста

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница: во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня - по понедельникам, средам и пятницам - воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы.
В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Почему Петров пост следует за днем Пятидесятницы

День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов,- один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета с людьми, о котором предсказал пророк Иеремия: "Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли ; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более" (Иер. 31,31-34).
Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2 Кор. 3, 3). Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.
Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? (Лк. 5, 34). Общение с Господом есть как бы пища для христианина. Итак, во время Пятидесятницы мы питаемся Господом, с нами обращающимся.
"После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа,- пишет св. Лев Великий.- За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований, ...нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть.
Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть...
По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай - после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста.
Этот обычай необходимо, усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и, более чем когда-либо, быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым.
При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви". Далее св. Лев Римский пишет: "Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.
Это они сделали потому, что заповеди Божий можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено ют всех соблазнов греха святым воздержанием.
Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.
Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчицы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение.
Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом, и в раю добродетелей не взросли терние пороков.
Отвратить же это зло можно только милостию и постом".
Бл. Семион Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, "потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания... и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Святого Духа одну наделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем предавших нам поститься апостолов".

Почему этот пост назван Апостольским

Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы.
Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве (в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте - 2 Кор. II) готовились ко всемирной проповеди Евангелия.
Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой - они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13, 3).
По словам святителя Иоанна Златоуста "пост с верою много придает крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных... тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы всегда почти постились".

Сколько длится Петров пост

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 28 июня, если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу.
Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий - неделю и один день.
Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: "За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан".

5 (100%) 14 votes

В воскресенье 3 июня (21 мая ст. ст.), – в Неделю Всех Святых, Церковь совершает заговенье на Петровский пост.

Устав о пище

В Петров пост по вторникам, четвергам и воскресным дням пища с рыбой; в понедельник – горячая пища без масла, в среду же и в пятницу – сухоядение. Если в понедельник, среду и пятницу случится празднество (Пл или Бд), – горячая пища с маслом.

В посте христианин должен исповедаться пред Богом и священником в храме и, если достоин Св. Причастия, причаститься, а к тяжело больным для этого необходимо пригласить священника на дом. Не бывавшие на исповеди лишаются по смерти церковного погребения и заупокойного поминовения.

Душеполезное о посте

Предлагаем несколько назиданий перед постом от читательницы нашего сайта из – инокини Ливии. Подробнее об этом приходе мы рассказали в проекте . В статье использованы фотографии тех мест, предоставленные автором.


Старообрядческий храм во имя святых апостолов Петра и Павла.

«Постимся постом приятным, благоугодно Господеви. Истинен пост, еже злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотем отлучение, клеветы, лжи, и клятвопреступления. Еже сих умаление, пост есть истинен, и благоприятен.» (Триодь Постная, стихера вечерни, понедельник 1-ой недели поста.)

Книга поучений священноинока Дорофея. (Избранные выдержки).

«…Не откладывай, любимая душа моя, из года в год, из месяца в месяц, из одного времени года в другое, изо дня в день, медля. Иначе вздохнешь сокрушенно и не найдешь сочувствующего… Быстро проходит наша жизнь: словно день один от утра до вечера, все житие наше. И если человек не сокрушит сам себя благочестиво в делании добродетелей, ради того, чтобы соблюсти и исполнить заповеди Господни и отеческое предание, и не претерпит все страдания и искушения, не может спастись. Кто принудит себя отвергнуть удовольствия этой ничтожной и соблазнительной жизни, тот жизнь райскую получит навек. Не делающему же этого никогда не спастись, потому что никто и никогда не восходил на небо, живя прохладно.

Поучение о тринадцати добродетелях

… Первая – вера. Благо – вера без сомнений. Ибо верой и горы передвигают, и все, что хотят, совершают, говорит Господь…

… Вторые – любовь и милосердие. Не в том любовь и милосердие, чтобы есть и пить, приглашая друг друга в гости и словно возвращая друг другу долги…

… Ибо что такое любовь и милосердие? Это чтобы отдать душу свою за друзей своих, и это будет по Богу. Много членов тела и чувств у человека, а естество одно. Много заповедей Господних и отеческих добродетелей, а скрепляют их, соединяют и утверждают любовь и милосердие… Ибо, любовь и милосердие – Сам Бог

…Третья – пост … Разумно умеренный пост – основание, глава и опора всех добродетелей. Умеренный пост – защитник любой добродетели. Умеренный пост – начало подвига и венец воздерживающихся, украшение девства, целомудрия и священства. Мать молитвы, источник мудрости и учитель безмолвия. И крыла легкие подвижникам на бдение, бодрость и молитву. Кто хочет укрепить ум против скверных помышлений, пусть истощит плоть свою постом. Невозможно без поста священнодействовать. Поскольку пост, входя в душу, убивает грех, лежащий в глубине человека.

Велика эта добродетель, пост … Многократно и по-разному восхваляют святые отцы пост, но не чрезмерный. Многие начинают пост и другие трудные дела сверх сил своих. И снова ищут вкусных яств и различных удовольствий для поддержания тела. И поступают как тот, кто, строя, снова разрушает. А кто установит себе меру, сколько употреблять в день скуднейшей пищи, тот получит великое приобретение, ибо ничто не может сравниться с умеренностью во всех подвигах.

Если плоть буйствует по молодости, твердо воздерживайся. Если же ослабела, ешь вдоволь. Не смотри на других подвижников: много ли кто или мало постится, соблюдает ли какую иную добродетель и трудится ли? Посмотри лучше на свою слабость и силу, и рассуди, сколько сумеешь вместить. Ибо собственная совесть для каждого – внутренняя мера и учитель.

Невозможно всем исполнять одно и то же правило и выдерживать одинаковые подвиги. Некоторые люди сильные, а другие слабые. Одни как железо, другие как медь, а некоторые – как воск. И, хорошо испытав себя, держись все время одного. Кроме суббот, воскресений и Господских праздников…

… Имеет пост четыре степени. Одно дело пост, другое – воздержание, одно – достаточное питание, и другое – сытость. Пост для чрева – это не прикасаться ни к чему: ни к еде, ни к питью весь день до вечера. Не иметь никакого завтрака, в полдень не есть и не пить; и не ужинать. И воду не пить никогда, кроме обеда, разве что по великой нужде или по слабости. (Т.е. по древним иноческим правилам на постные дни полагалась однократная обеденная трапеза, приходившаяся на девятый час по церковному исчислению, что соответствует, в обычном временном расчете, трем часам по полудни). Попить воды один раз после обеденной трапезы, и то при сильной жажде. Есть подвижники, сильные и способные, которые и два, и три дня не едят. Это и называется постом.

А воздержание чрева – это коснуться чего-либо, но мало, и воздержаться: поев, чувствовать голод, и попив – жажду, и оставлять место во чреве Духу Святому. Это и есть часть Христова, которую подают нищим в виде милостыни от избытка чрева своего. Чтобы дышало чрево легко и свободно, и чтобы без тяготы и напряжения совершать, не сокращая, ночное правило. Ибо сытое чрево не способно к бдению и ночным молитвам.

Довольство же чреву – это оставлять легкое чувство голода и жажды.
А сытость для чрева – это не голодать и не жаждать. Однако есть и пить по мирскому обычаю, уже насытясь, – значит, приравниваться и уподобляться скотам. Неработающий человек способен научиться воздержанию и привыкнуть понемногу к умеренности и взвешенности, так что сможет довольствоваться и одной просвирою.

Воздержание и недоедание, голод и жажда во чреве – это место Христово, иначе говоря, место Духу Святому. Насколько человек воздерживается, недоедает и голодает, настолько и распространяется внутри его благодать, и Дух Святой пребывает в нем…

Не от многоядения и долгого сна растет тело, а по Божьему промыслу. Умеренно есть и спать полезно для здоровья. Те люди, которые постятся, воздерживаются и мало едят, бывают очень легки и бодры. А те, которые объедаются – очень толсты, тяжелы и сонливы бывают, а часто и слабы. И звери дикие, и птицы пернатые, которые едят мало, очень легки и бодры. А те, у которых обильное питание, крайне ленивы, толсты и сонливы…

…О человек, если не будешь воздерживаться и голодать, девства сохранить не сможешь, и блуда не избежишь… Потому царицей всех греховных страстей и виновницей всего злого называются утроба и сребролюбие, что порождают они всякие вожделения и прихоти… Отгоняют тягота и пресыщение от человека духовные дары и Духу Святому не оставляет места на вселение, отступает от человека Дух Святый…

…Если удержим чрево свое от пресыщения, братья, войдем в Царство Небесное. Ибо воздержание – греха истребление, страстей удаление, жизни духовной начало и вечных благ ходатай. И, как дышать, необходимо нам по силам поститься. И в немощи телесной и нищете духовной, как со львом и лютым змеем, бороться с сатаною. Кто обуздывает чрево свое, тот не нарушает райского пребывания, ибо радостно и легко спасается и бывает жителем Рая… Ибо ничто не спасает так, как строгое воздержание, которым достигнем совершенства и спасемся. Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веком. Аминь.»

«Колесница огненная прият Илию чуднаго, постом вооружена, Моисея показа зрителя неизглаголанным, и мы сего приимше, узрим Христа.» «Сытость возненавидевши страстей, напитайся добрых сладостию, и усладися паче еже от поста пищею, горести сластей уклоняющеся, смиренная душе моя, и спасешися во веки». «Постный день отложение греха да будет ти душе, и к Богу обращение вкупе и присвоение, яко да убежиши злобныя пропасти, и единыя пути возлюбиши, ведущия ко оному покою».
(Триодь Постная, тропари из трипеснеца на утрени понедельника первой недели поста).