Лжедмитрий – миф: им был настоящий царевич дмитрий.

1. Неприятие Годунова большинством населения, так как он не был Рюриковичем.

2. Помощь Лжедмитрию 1 "из вне" - со стороны заинтересованных лиц внутри страны и за её пределами из Европы.

3. Отсутствие единодушия в правящей верхушке, и бездарное правление Годунова.

4.Вера русского народа в "настоящего" "правильного царя"

Причины отторжения обществом:

Народ негодовал. Абсолютно все население страны обозлилось на царя. В народе все чаще стали появляться мнения о том, что только свержение Лжедмитрия 1 может остановить беспорядок в стране. Кроме простого люда царем были недовольны и знатные бояре, которые начали подготавливать бунт для свержения неугодного монарха. В результате был реализован боярский заговор. В его результате произошло свержение Лжедмитрия 1.

Восстание в Москве в мае 1606г.

Московское восстание - восстание горожан 27 мая 1606 года в Москве против Лжедмитрия I. В ходе восстания Лжедмитрий был убит, новым царём провозглашён Василий Шуйский.

Восстание началось после удара набата на колокольне монастырского храма Илии пророка в Китай-городе, сделанного по приказу Шуйского. После удара толпа бросилась к Кремлю и к дворам, где стояли польские паны со свитой. Шуйские, Голицын, Татищев въехали на Красную площадь в сопровождении около 200 человек, вооруженных саблями, бердышами и рогатинами. Шуйский кричал, что «литва» пытается убить царя, и требовал, чтобы горожане поднялись в его защиту. Хитрость сделала свое дело, возбужденные москвичи кинулись бить и грабить поляков. В это время в Москве был Станислав Немоевский, который в своих записках привёл поимённый список попавших под молот московского бунта; было похоронено 524 поляка. В Кремле Лжедмитрий был убит, его тело сожгли.

5. Гражданская война и иностранное вторжение в Россию в 1606-1618 гг.

Правление В. Шуйского, его внутренняя и внешняя политика.

С 1604 по 1605 года Василий Иванович Шуйский находился в оппозиции к Лжедмитрию I. Однако после смерти в июне 1605 года Бориса Годунова он перешёл на сторону самозванца. При этом Шуйский дважды возглавлял заговоры против Лжедмитрия. После разоблачения первого заговора Василий Иванович был приговорён к смертной казни, но затем помилован - нуждаясь в поддержке, Лжедмитрий вернул Шуйского в Москву. В результате второго заговора в 1606 году, закончившегося московским народным восстанием, Лждедмитрий I был убит.

После его гибели партия московских бояр «выкрикнула» Шуйского царём (19 мая 1606 года). В обмен на это Василий IV взял обязательство перед Боярской думой существенно ограничить свои полномочия.

Внутренняя и внешняя политика Василия Шуйского

Почти сразу после воцарения Шуйского поползли слухи о том, что царевич Дмитрий жив. Один из его сторонников - Иван Исаевич Болотников - поднял осенью 1606 года народное восстание, охватившее более семидесяти городов юга и юго-запада России.

В 1607 году восстание Болотникова было разгромлено. В этом же году Василий Шуйский для того, чтобы заручиться дальнейшей поддержкой бояр и консолидировать силы господствующего класса, издал «Уложение о крестьянах», которое историки охарактеризовали как «твёрдое начало крепостного права».

Однако ещё в августе 1607 года началась новая польская интервенция. В июне 1608 года Лжедмитрий II обосновался в селе Тушино под Москвой. Это послужило началом новой осады Москвы. Постепенно власть Лжедмитрия усиливалась, и в стране фактически установилось двоевластие.

С целью противостояния «тушинскому вору» царь Василий заключил в феврале 1608 года договор со Швецией, согласно которому шведские войска взяли обязательство выступить на стороне русского царя в обмен на владение Карельской волостью. Такой поступок вызвал естественное недовольство со стороны различных слоёв населения. Кроме того, он нарушал заключённые ранее договорённости с поляками и давал польскому королю Сигизмунду III повод для открытого вторжения.

С конца 1608 года началось народно-освободительное движение против польской интервенции. В этот период положение Шуйского стало довольно шатким. Но благодаря своему племяннику Скопину-Шуйскому, который командовал русско-шведскими войсками, царь смог дать отпор полякам. В марте 1610 года, тушинцы были повержены, Москва освобождена, а Лжедмитрий II бежал.

Свержение царя

После разгрома Лжедмитрия II смута не прекратилась. Сложное положение Шуйского в Москве усугублялось обострившейся борьбой за власть. Василий Галицин и Прокопий Ляпунов предпринимали попытки поднять народ против действующего царя. В это же время при невыясненных обстоятельствах скоропостижно скончался Скопин-Шуйский.

24 июня 1610 года войска Шуйского были разгромлены польской армией под командованием гетмана Станислава Жолкевского. Появилась опасность, что русский трон займёт польский королевич Владислав. Шуйский не смог ничего противопоставить польскому натиску, за что и был низложен московскими боярами в июле 1610 года. Василия Шуйского насильно постригли вместе с женой в монахи, а после вступления гетмана Станислава Жолкевского в Москву – перевезли в Варшаву, где он скончался, находясь в заключении.

Восстание Болотникова

Начало восстания

Летом 1606 г. на Северской Украине началось одно из самых крупных крестьянских восстаний феодальной Руси. Главной силой восстания были закрепощённые крестьяне и холопы. Вместе с ними против феодального хнёта поднялись казаки, посадские люди и стрельцы пограничных (украинных) городов.

Восстание не случайно началось на юго-западе Русского юсударства. Здесь в большом числе скопились беглые крестьяне и холопы, искали убежища уцелевшие участники восстания Хлопка. Население этою района, в частности население обширной и многолюдной Комарицкой волости, расположенной невдалеке от границы, уже выступало против Годунова и поддержало Лжедмитрия I. Борис Годунов ответил на это полным разорением волости. В такой обстановке легко могло возникнуть новое восстание. Выдающуюся роль в восстании Болотникова сыграли крестьяне Комарицкой волости, ставшей одним из основных центров движения. Активно участвовало в нём и посадское население.

Вместе с русским крестьянством против феодальных порядков выступили и трудящиеся массы многонационального населения Среднего Поволжья - марийцы, мордва, чуваши, татары.

Иван Исаевич Болотников был военным холопом князя Телятевского, что помогло ему приобрести профессиональные навыки и знание военного дела. В молодости Болотников бежал от Телятевского в степь к казакам. Он был захвачен в Диком Поле татарами, которые продали его в рабство в Турцию, где Болотников стал невольником на галере. Из невольничества он был освобождён во время поражения турок в морском бою и привезён в Венецию. Отсюда через Германию и Польшу он вернулся на родину. Летом 1606 г. он появился на «московском рубеже» в тот момент, когда на Северской Украине быстро нарастало народное движение, вождём которого он стал. Сохранившиеся показания современников рисуют Болотникова мужественным, энергичным вождём, человеком, способным пожертвовать за народное дело своей жизнью, талантливым полководцем.

Поход на Москву. Восстание, начавшееся летом 1606 г., быстро распространялось на новые районы. Население городов и деревень южной окраины Русского государства присоединялось к восставшим.

В июле 1606 г. Болотников начал поход на Москву из Путивля через Комарицкую волость. В августе под Кромами восставшие одержали крупную победу над войсками Шуйского; она открыла дорогу на Орёл. Другим центром развернувшихся военных операций был имевший важное стратегическое значение Елец, который примкнул к восставшим. Попытка осадивших Елец царских войск взять город окончилась неудачей. Победой восставших под Ельцом и Кромами завершается первый этап похода на Москву.

23 сентября 1606 г. Болотников одержал победу под Калугой, где сосредоточивались основные силы армии Шуйского. Это событие имело огромное значение для дальнейшего хода борьбы. Оно открывало восставшим путь на Москву, вызывало распространение восстания на новые большие районы, вовлекало в восстание новые слои населения.

Осенью к отрядам Болотникова, продвигавшимся по направлению к столице, присоединились служилые землевладельцы. Рязанские дворяне-помещики пришли во главе с Григорием Сумбуловым и Прокопием Ляпуновым, а тульские и венёвские - под предводительством сотника Истомы Пашкова. Увеличение армии Болотникова за счёт дворянских дружин сыграло отрицательную роль. Дворяне присоединились к Болотникову только из желания воспользоваться крестьянским движением как средством для борьбы с правительством царя Василия Шуйского. Социальные же интересы дворянства были противоположны интересам основной массы восставших.

Цели восставших: Главной задачей восстания являлось уничтожение крепостнических отношений, ликвидация феодальной эксплуатации и гнёта. В этом заключался смысл тех призывов, с которыми Болотников обращался в своих «листах» (прокламациях) к «боярским холопам» и бедноте Москвы и других городов. Призывы Болотникова сводились к тому, чтобы восставшие горожане «побивали бояр... гостей и всех торговых людей», а крестьяне расправлялись бы с феодалами в деревне, захватывали их земли и ликвидировали крепостническую зависимость. Политическим лозунгом восстания Болотникова было провозглашение царём «царя Дмитрия». Вера в него была присуща не только рядовым участникам восстания, но и самому Болотникову, называвшему себя лишь «большим воеводой» «царя Дмитрия». Этот идеальный «царь Дмитрий» не имел ничего общего с польским ставленником Лжедмитрием I. Лозунг «хорошего» царя представлял собой своеобразную крестьянскую утопию.

Расширение территории восстания. В период похода на Москву к восставшим присоединялись новые города и области. Сначала примкнули к восставшим северские, польские и украинные города (расположенные на юго-западной границе Русского государства), а затем рязанские и береговые города (прикрывавшие Москву с юга); позже восстанием были охвачены города, лежавшие у литовской границы,- Дорогобуж, Вязьма, Рославль, тверские пригороды, заокские города - Калуга и др., низовые города - Муром, Арзамас и др. К моменту прихода войска Болотникова к Москве восстанием было охвачено свыше 70 городов.

Одновременно с восстанием Болотникова развёртывается борьба на северо-востоке в городах Вятско-Пермского района, на северо-западе - в Пскове и на юго-востоке - в Астрахани. Общей чертой событий в городах всех трёх районов была борьба между высшими и низшими слоями посада, явившаяся результатом классовых противоречий внутри городского населения. В городах Вятско-Пермского района в 1606 г. население городов расправлялось с представителями царской администрации, посылаемыми сюда для сбора «даточных» людей и денежных налогов. Одновременно произошли выступления горожан против верхушки посада, в частности старост, избиравшихся из числа «лучших людей».

Наиболее острой и яркой была борьба в Пскове. Здесь она развернулась между «большими» и «меньшими» людьми. Борьба псковских «меньших» людей носила ярко выраженный патриотический характер. «Меньшие» люди весьма решительно противодействовали планам изменников - «больших» людей, намеревавшихся отдать Псков шведам. Открытая борьба «больших» и «меньших» людей началась во второй половине 1606 г., закончилась же она значительно позднее подавления восстания Болотникова.

Одним из крупнейших центров борьбы во время восстания Болотникова была Астрахань. Астраханские события далеко выходили за хронологические рамки восстания Болотникова. Правительству удалось подавить это движение лишь в 1614 г., начало же открытой борьбы в Астрахани относится ещё к последнему году царствования Годунова. Астрахань являлась одним из самых стойких центров борьбы. Восстание в городе было направлено не только против дворян, но и против торговых людей. Движущей силой астраханского восстания была беднейшая часть городского населения (холопы, ярыжки, работные люди) , кроме того, в восстании активную роль играли стрельцы и казаки. Выдвинутые астраханскими низами «царевичи» (один холоп, а другой пашенный крестьянин) коренным образом отличались от таких самозванцев, как Лжедмитрий I и впоследствии Лжедмитрий II, являвшихся ставленниками иностранных интервентов.

Отсутствие связи между восставшим населением отдельных городов лишний раз подчёркивает стихийный характер восстания Болотникова.

Осада Москвы. Продвигаясь от Калуги, восставшие одержали победу над войсками Василия Шуйского у села Троицкого (под Коломной) и в октябре подошли к Москве. Осада Москвы явилась кульминационным пунктом восстания. Положение в осаждённой столице было крайне напряжённым вследствие обострения классовых противоречий среди населения Москвы. Ещё до прихода Болотникова правительство, боясь народных масс, заперлось в Кремле. Осада ещё более обострила обстановку. В Москве появились прокламации («листы») Ивана Болотникова, в которых он призывал население к сдаче города. Болотников посылал в Москву своих верных людей, перед которыми ставил задачу поднимать народные массы на борьбу. Однако уже в этот период сказались слабые етороны восстания, приведшие затем к его спаду и подавлению.

Отряды Болотникова не были ни однородны по своему классовому составу, ни едины по своей организации. Их основное ядро составляли крестьяне, холопы и казаки, которые и в дальнейшем остались верными Болотникову и сражались до конца. Присоединявшиеся же к Болотникову по мере его продвижения к Москве дворяне изменили на определённом этапе восстания и перешли на сторону правительства Василия Шуйскою.

Осаждавшая Москву армия Болотникова насчитывала в своих рядах около 100 тыс. человек. Она распадалась на полусамостоятельные отряды, имевшие во главе своих воевод (Сумбулов, Ляпунов, Пашков, Беззубцев). Иван Болотников был «большим воеводой», осуществлявшим верховное командование.

Правительство Шуйского предприняло ряд мер с целью разложения армии Болотникова. В результате этого изменили Болотникову случайные попутчики и дворянско-помещичьи элементы - рязанцы во главе с Ляпуновым и Сумбуловым. Позднее изменил Болотникову Истома Пашков. Это был крупный успех Василия Шуйского в борьбе с Болотниковым.

Поражение Болотникова под Москвой. 27 ноября Василию Шуйскому удалось нанести поражение Болотникову, а 2 декабря выиграть решающее сражение у деревни Котлы. Поражение Болотникова под Москвой произошло в результате изменения соотношения сил борющихся сторон. В конце ноября Шуйский получил большое подкрепление: на помощь ему подошли смоленские, ржевские и другие полки. В армии Болотникова также произошли изменения, ослабившие её: к этому времени относится измена Истомы Пашкова, перешедшего 27 ноября на сторону Шуйского вместе со своим отрядом. Поражение Болотникова 2 декабря коренным образом изменило обстановку в стране: оно означало снятие осады Москвы, переход инициативы в руки воевод Шуйского. Царь жестоко расправился с захваченными участниками восстания. Однако борьба восставших крестьян и холопов не прекратилась.

Калужский период восстания. После поражения под Москвой главными базами восстания становятся Калуга и Тула. Район, охваченный восстанием, не только не уменьшился, а, наоборот, расширился, включив в себя города Поволжья. В Поволжье против крепостников выступили татары, мордва, мари и другие народы. Таким образом, борьба шла на большой территории. Особенно острым было положение в районе Рязани - Брянска и в Среднем Поволжье, не затухала борьба и в Новгородско-Псковской области, на Севере и в Астрахани. Кроме того, возникшее на Тереке движение, возглавлявшееся самозванцем «царевичем» Петром, мнимым сыном Фёдора Ивановича (это имя принял Илья Горчаков, происходивший из посадских людей города Мурома), к началу 1607 г. переросло рамки чисто казацкого выступления и слилось с восстанием Болотникова. Правительство Шуйского стремилось подавить все центры и очаги восстания. Болотников был осаждён в Калуге войсками Шуйского. Безуспешная осада Калуги продолжалась с декабря 1606 г. по начало мая 1607 г. Во втором важнейшем центре восстания - Туле находился «царевич» Пётр.

Безуспешность попытки Василия Шуйского одним ударом завершить разгром восстания Болотникова показала, что, несмотря на поражение под Москвой, силы восставших были далеко ещё не сломлены. Поэтому продолжая борьбу против основных сил Болотникова под Калугой, правительство Шуйского одновременно принимает меры и для подавления восстания в других районах.

Борьба под Калугой завершилась в мае 1607 г. битвой на реке Пчельне, где войска Шуйского были наголову разбиты и бежали. Поражение войск Шуйского и снятие осады Калуги означало огромный успех восстания Болотникова. Это привело к острому конфликту между царём и боярами, требовавшими отречения Василия Шуйского.

После поражения войск Шуйского на Пчельне и снятия осады с Калуги Болотников отошёл к Туле и объединился там с «царевичем» Петром.

За это время Шуйскому удалось собрать новые силы и достигнуть временного соглашения между основными группами господствующего класса - боярами и дворянами.

Поддержка дворянства была получена Шуйским благодаря ряду мероприятий. Одним из важнейших среди них было законодательство по крестьянскому вопросу. Дело сыска беглых крестьян в результате противоречивого законодательства Бориса Годунова и Лжедмитрия I находилось в очень запутанном состоянии. Из-за беглых крестьян шла острая борьба между землевладельцами. Уложение 9 марта 1607 г., являвшееся основным законодательным актом правительства Шуйского по вопросу о крестьянах, имело своей целью пресечение крестьянских переходов от одного землевладельца к другому. Уложение устанавливало 15 летний срок для сыска беглых крестьян. Издание этого закона отвечало требованиям землевладельцев и в первую очередь помещиков. Оно должно было повлечь за собой прекращение острой борьбы из-за беглых крестьян между отдельными группами землевладельцев, а следовательно, и объединить их для борьбы с Болотниковым. Законодательство Шуйского, укрепляя крепостничество, ухудшало положение крестьян. Политика Шуйского в отношении крестьян и холопов была подчинена целям подавления восстания Болотникова.

21 мая 1607 г. Василий Шуйский начал новый поход против Болотникова и «царевича» Петра, закрепившихся в Туле. В Серпухове были сосредоточены войска, предназначенные для осады Тулы, во главе которых стал сам царь. Первая встреча царских войск с отрядами Болотникова произошла на реке Восьме и закончилась поражением восставших. Неудачным для Болотникова было и сражение на реке Вороньей (в 7 км от Тулы). Шуйский начал осаду Тулы, четырёхмесячная оборона которой явилась заключительным этапом в истории восстания Болотникова.

Несмотря на численное превосходство войск Шуйского, осаждённые мужественно защищали Тулу, отражая все штурмы врага. Осенью на реке Упе осаждающими была сделана плотина, вызвавшая наводнение. Вода залила в Туле погреб с боеприпасами, испортила хлебные и соляные запасы. Но и положение Василия Шуйского под Тулой было сложным. В стране шла непрекращающаяся борьба крестьян и холопов. Появился новый самозванец, объявивший себя в городе Стародубе-Северском «царём Дмитрием». Этот авантюрист, выдвинутый враждебными Русскому государству польскими феодалами, широко использовал социальную демагогию, пообещав крестьянам и холопам «вольность». Имя «царя Дмитрия» первоначально привлекало к самозванцу широкие народные массы. В сентябре 1607 г. Лжедмитрий II начал поход из Стародуба на Брянск.

В этих условиях Шуйский предпринял переговоры с защитниками Тулы о капитуляции, обещав сохранение жизни осаждённым. Истощённый гарнизон Тулы сдался 10 октября 1607 г., поверив ложным обещаниям царя. Падение Тулы было концом восстания Болотникова. Закованные в железо Болотников и «царевич» Пётр были доставлены в Москву.

Сразу же по возвращении Василия Шуйского в Москву «царевич» Пётр был повешен. На расправу же с подлинным вождём восстания Иваном Болотниковым Шуйский решился лишь через полгода после взятия Тулы. Иван Болотников был отправлен в Каргополь и там в 1608 г. был сначала ослеплён, а затем утоплен.

Историческое значение восстания Ивана Болотникова. Восстание Болотникова, охватившее огромную территорию, является первой крестьянской войной в России. Крепостные крестьяне составляли основную движущую силу восстания. Причины, вызвавшие его, коренились в тех отношениях, которые существовали между крестьянством и феодалами-землевладельцами. Восстание Болотникова относится ко времени резкого усиления крепостнической эксплуатации крестьянства, юридического оформления крепостного права. Осуществление целей восставших под руководством Болотникова крестьян и низов посада могло бы привести к существенным социальным переменам в жизни страны, к ликвидации крепостнического строя.

Крестьянские восстания эпохи феодализма (в том числе и восстание Болотникова) носили стихийный характер. Это выражалось, в частности, в том, что восставшие не имели программы переустройства общества. Они стремились разрушить существующий крепостнический строй, но не знали, как построить новый. Вместо этого они выдвинули лозунг замены одного царя другим. Отсутствие ясной программы ограничило задачу движения борьбой с конкретными носителями угнетения в той или иной местности без установления сколько-нибудь прочной связи между различными очагами восстания, вызывало организационную слабость движения. Отсутствие класса, способного возглавить это движение, преодолеть его стихийный характер, выработать программу движения и придать ему организационную крепость, определило и самый исход восстания. Ни мужество участников восстания, ни таланты руководителей не могли устранить его слабых сторон, обусловленных самой природой восстания.

Великая заслуга восставших в 1606 г. заключалась в том, что они развернули первую в России крестьянскую войну против феодального гнёта.

Лжедмитрий II. Тушинский лагерь. Тушинский лагерь - резиденция Лжедмитрия II и "наречённого патриарха Филарета" при впадении р.Сходни в Москву в бывшем с.Тушино. Когда в н.ИН 1607 войска Лжедмитрия II подошли к Москве, то москвичи не поверили этому человеку и в город не пустили. Поэтому он стоял лагерем в с.Тушино (в 17 км от Кремля), занимаясь грабежами окрестных сёл и царских обозов (за что получил своё название "тушинский вор"). Почти одновременно отряды гетмана Сапеги Я. начали безуспешную 16-месячную осаду Троице-Сергиева монастыря (23 СН 1608-12 ЯН 1610), пытаясь взять город в полное окружение. Часть столичной знати переметнулась от Шуйского В.И. к новому претенденту на трон. В Тушино начала действовать своя Боярская дума, приказы. Захватив в ОК 1608 Ростов, польские отряды взяли в плен митрополита Филарета Романова и, привезя его в Тушино, провозгласили патриархом. После заключения в ИЛ 1608 с Польшей перемирия на 3 года и 11 месяцев, была выпущена на свободу Марина Мнишек. Она перебралась в тушинский лагерь.

Самозванец обещал ей три тысячи руб. и доходы и 14 русских городов после воцарения в Москве. И она признала в нём своего мужа. Согласно перемирию произошёл обмен пленными. Сигизмунд III обязался не поддерживать Самозванца, но поляки остались в тушинском лагере. В этот период в стране установился фактически режим безвластия. Отряды тушинцев контролировали значительную территорию Российского государства, грабя и разоряя население. В самом Тушинском лагере самозванцем полностью управляли предводители польских отрядов. Их разбойные действия вызывали вооружённый отпор окрестных крестьян и горожан. Лагерь просуществовал до тех пор, пока не погиб при невыясненных обстоятельствах Лжедмитрий II. Попытка Шуйского В.И. спасти осаждённый Смоленск окончилась неудачей. Посланное на выручку войско у д.Клушино 3 ИН 1610 было разбито польским гетманом Жолкевским С. Лжедмитрий II вновь подступил к Москве. В 1618 рядом с Тушино у с.Спас стоял лагерем польский королевич Владислав, пытавшийся захватить московский престол. В современное время на территории лагеря и в окружающей местности часто находили оружие - сабли, копья, бердыши, остатки кольчуг, стрелы, ядра, свинцовые пули, топоры, серпы, молоты, монеты, особые трёхконечные заостренные "кошки", т.н. "чеснок", который впивался в конские копыта. Новые находки появляются здесь при земляных работах.

Биография Лжедмитрия 1 до сих пор будоражит умы историков. Самозванец, которому удалось захватить престол был удивительной личностью. Воспользовавшись смутой на Руси, Лжедмитрий, под покровительством польского правителя Сигизмунда, стал царем великой державы.

Григорий Отрепьев – настоящее имя Лжедмитрия Первого. Происходил он из холопов. Григорий получил хорошее образование, и его отец выбрал для сына духовный сан. Григорий решил не покоряться судьбе и бежал из Чудова монастыря в 1601 году. Удачное стечение обстоятельств помогло несостоявшемуся монаху. Он нашел поддержку в лице Папы Римского и правителя Польши. Первому он пообещал распространить католическую веру на Руси, а второго сманила мысль, что внутренняя политика сильной державы будет в его руках.

Поход Лжедмитрия 1 на Москву был хорошо обдуман. И сложный для Руси период, когда народ мучился от голода, а аристократия была недовольна политическими взглядами действующего правительства, сыграл на руку самозванцу. С небольшим отрядом воинов Григорий Отрепьев вступил на русскую землю. И так как он именовал себя законным наследником престола,чудом выжившим царевичем Дмитрием, его отряд постоянно пополнялся за счет крестьян, переходящих в число его войск. Внезапная смерть была счастливым знаком для Григория. Поэтому свержение Федора, который еще не успел укрепиться на троне, было легкой задачей. 30 июня 1605 года Лжедмитрий вошел в Москву. Его коронация состоялась на следующий день. Так произошло воцарение Лжедмитрия 1 – первого из самозванцев в российской истории.

Годы правления Лжедмитрия 1 были недолгими. На престоле он пробыл 11 месяцев. Свое царствование он начал с того, что «забыл» выполнить обещания, данные им Папе Римскому. Сложно представить как российский люд, веками воспитанный в православной вере, мог бы проститься с ней. Это самозванец понимал. И поэтому сполна старался отблагодарить своих польских покровителей. Он не только опустошил русскую казну, возвращая свои долги, но еще и женился на Марии Мнишек. Этого российские бояре не потерпели.

Правление Лжедмитрия 1 закончилось так же быстро, как и началось. Бояре, во главе которых стояли Шуйские, организовали заговор. Они не могли спокойно смотреть, как новоявленный правитель опустошает казну, отдавая деньги за границу. И так как денег подчас не хватало, то ежемесячными поборами больше всего были обеспокоены крестьяне. Ведь им обещали вернуть Юрьев день, который, конечно, Лжедмитрий не возродил. И вдобавок еще и увеличил срок поисков беглых крестьян с пяти до шести лет. Недовольство окружало царский престол со всех сторон. Поэтому когда в Польше объявился еще один самозванец – Лжедмитрий 2, его с радостью поддержали все слои населения. 17 мая 1607 года, в результате заговора бояр Шуйских, Лжедмитрий 1 был убит. И чтобы показать, как народ относится к самозванцам, его праху не дано было упокоиться с миром. Тело лжецаря было сожжено, а прах был смешан с порохом. А останки бывшего правителя были заправлены в пушку и полетели в сторону Польши, туда, откуда явился самозванец.

История России.Лжедмитрий I

Лжедмитрий I

Дмитрий-самозванец
Николай НЕВРЕВ

17 мая 1606 года поперёк рыночного прилавка величиной с аршин на Красной площади лежало тело убитого человека. Во рту у него торчала дудка, на брюхе лежала чёрная харя (маска), под мышкой бычий пузырь - скоморошья волынка... А под прилавком валялся труп преданного Петра Басманова.

Григорий
Евгений КИБРИК

А ведь всего год назад ему поклонялись, вся Россия присягнула этому человеку. Каждый тогда целовал крест и клялся "прирождённому государю своему, царю и Великому князю Дмитрию Ивановичу". Он был венчан на царство по всем канонам российского правящего дома, а вот теперь его убили и выволокли сюда, чтобы каждый желающий мог потешиться

Кем же он был? Талантливым актёром, гениальным политическим авантюристом, фантазёром, сумасшедшим или просто банальным пройдохой.

Где-то в то же время, когда у Ивана Грозного родился сын Дмитрий, у Якова-Богдана Отрепьева и жены его Варвары тоже появился наследник, которого нарекли Юшкой (Юрием, Георгием). Род Отрепьевых, ветвь рода Нелидовых, был весьма старинным и почтенным. Они имели исконные вотчины в ряде уездов, но служили в Москве. Дед Елизарий Замятня был объезжим головой, а отец - стрелецким сотником, но рано погиб в пьяной ссоре у кабака в Немецкой слободе. Юшка осиротел, а вдова вернулась домой. С 7-летнего возраста Юшку учили чтению по Часослову и Псалтырю, а затем отправили в Москву учиться письму. Учение давалось Отрепьеву с поразительной легкостью. Он поступил на службу на московское подворье бояр Романовых, был замечательным наездником и рубакой. Но перелом в карьере наступил в ноябре 1600 г., когда Романовы, узнав о болезни Бориса Годунова, собрали в своих дворах немалое войско из вооружённых слуг, надеясь сесть на царство. Но царь послал туда стрельцов и под стенами романовского подворья произошло настоящее сражение. Вооруженная свита Романовых оказала отчаянное сопротивление, но была разбита. Отрепьеву удалось бежать. Он вернулся домой и, опасаясь наказания, постригся в монастыре Иоанна Предтечи в Железном Борку, став смиренным чернецом (монахом) Григорием.

Чудов монастырь
Владимир ФАВОРСКИЙ

Чернец тяготился монашеским одеянием, поэтому, поскитавшись по провинциальным монастырям, отправился в столицу. Тем более, что оставшиеся в живых опальные слуги Романовых скоро были прощены. Григорий, благодаря протекции - челобитию своего деда Замятни архимандриту Чудова монастыря, попал в этот самый аристократический кремлевский монастырь. У него был прекрасный почерк, память. Он недолго прожил под надзором деда и вскоре был переведён в свою келью, где и занялся литературным трудом. Григорий сочинил прекрасное Похвальное слово русским святителям митрополитам Петру, Алексею и Ионе, Каноны другим святым. Старания Отрепьева были оценены патриархом, он стал кем-то вроде его секретаря, ходил с ним наверх, на заседания Боярской думы. И с этого момента мог начаться его стремительный взлет.

Келья в Чудовом монастыре

Владимир ФАВОРСКИЙ Cергей ГАЛАКТИОНОВ

Пимен и Григорий, Владимир ФАВОРСКИЙ

Григорий
Владимир ФАВОРСКИЙ

В то время, когда Борис Годунов пытался справиться с голодом и тяжелыми настроениями внутри страны, за толстыми стенами Чудова монастыря Московского Кремля монах Григорий примерял на себя лавры своего кумира Александра Македонского. Ни писательская, ни тем более духовная карьера его не прельщали. Ещё во время скитаний по монастырям, якобы, один из монахов опознал в нём царевича Дмитрия и указал на царские знаки - бородавку на носу и разную длину рук. И, как говорится, нашего Григория понесло, замыслил он... Масштаб его авантюры был грандиозен, с какого-то момента он и сам уверовал в собственные фантазии и своё царское происхождение. И московский престол стал основной целью жизни. Самозванство было самым великим грехом на Руси. Существовало понятие вор: вор огородный, вор бельевой, вор карманник... и вор царского имени - самый тяжкий, за который власти преследовали особенно жестоко. Но и это не остановило Отрепьева.


Келья Пимена в Чудовом монастыре, , Кузьма ПЕТРОВ-ВОДКИН


Пимен, Евгени й КИБРИК

Келья в Чудовом монастыре. Пимен и Григорий
Василий ШУХАЕВ Борис ЗВОРЫКИН

И вот в одну из февральских ночей 1602 года наш монах ухитрился бежать из Чудова монастыря с двумя своими приятелями-чернецами. Далее его маршрут пунктирно:

Киево-Печерский монастырь, откуда он был выставлен монахами, как расстрига;
- некоторое время жил у известного князя Януша Острожского, пытался заручиться финансовой и политической поддержкой, но по велению воеводы был выдворен гайдуками за ворота замка;

В конце весны 1602 г. Григорий Отрепьев попал В Литву, ловко ускользнув на границе из рук царской страж и.

Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе
Григорий МЯСОЕДОВ \



Корчма на литовской границе
Владимир ФАВОРСКИЙ

Карл ШРЕДЕР

Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе, Василий ШУХАЕВ


Мнишек и Вишневецкий, Владимир ФАВОРСКИЙ


Самозванец и поэт, Владимир ФАВОРСКИЙ

В Литве Отрепьев оказался у арианов, представителей одного из самых крайних течений протестантизма. Он попал в арианскую школу в Гоще, где учился польскому и латыни. Из Гощи, сделав крюк в Запорожье, но не получив и там прямой поддержки, наконец, оказался в Польше у князя Адама Вишневецкого, зятя Юрия Мнишека

Самозванец и Курбский
Владимир ФАВОРСКИЙ

Именно у Вишневецких после тайной исповеди, Григорий Отрепьев стал официально именоваться московским царевичем Дмитрием. Сначала покровителей у него было немного, всего 2 крупных магната, затем подтянулись ещё некоторые представители Польской Шляхты. Однако Польский сейм запретил полякам поддерживать Самозванца, а канцлер и гетман Ян Замойский и вовсе возмущался в его адрес:

Это что за античная комедия? Это комедия Плавта или Теренция, что ли?
Король Сигизмунд III дважды встречался с Григорием в Кракове, но не решился открыто и официально поддерживать Отрепьева и ограничился тем, что дал ему денежную субсидию и позволил вербовать в свою дружину охочих людей.

Марина Мнишек,Кибрик

Марина Мнишек и Лжедмитрий, Владимир ФАВОРСКИЙ

Лжедмитрий, Владимир ФАВОРСКИЙ

Клавдий ЛЕБЕДЕВ

Марина Мнишек и Дмитрий Самозванец в саду Самборского замка, Степан ГАЛАКТИОНОВ

Василий ШУХАЕВ

Борис ЗВОРЫКИН

Владимир СВИТАЛЬСКИЙ

Затем Самозванец был привезён в Самбор, где и познакомился со своей будущей невестой Мариной Мнишек. Эта встреча стала воистину судьбоносной. Красавицу-польку, отчаянную, такую же амбициозную и авантюрную, как и Григорий, замаячивший в перспективе русский престол, не мог не прельстить. И тут же в Самборе Самозванец подписал обязательство, предписывавшее, помимо прочего, назначить свадьбу с Мариной после того, как он будет венчан на русский престол

Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма
Николай НЕВРЕВ

Оказавшись в Польше, Отрепьев времени даром не терял и не скупился на обещания. Он тайно перешёл в католичество и пообещал Папе римскому в случае своего воцарения в течение года ввести в России католицизм, правда, позже все таки прибавил год - страна большая, людей много. Польскому королю посулил Чернигово-Северские земли, будущему тестю Мнишеку - Новгород Великий, Псков и много денег впридачу..

Литовская граница (16 октября 1604 года)
Евгений КИБРИК

Самозванец и князь Курбский, Р.Ф.Штейн

Литовская граница, Борис ЗВОРЫКИН

Князь Курбский, Евгений КИБРИК

С небольшой горсткой сторонников Григорий двинулся на Москву. Они выбрали не короткий путь через Смоленск, а длинный - через Чернигов и Северские земли, где скопилось немало недовольных Борисом Годуновым казаков. Не без трудностей (Янош Острожский отогнал все корабли и лодки ниже Киева с берегов Днепра) Самозванец с помощью мещан Киева переправился через Днепр и в середине октября пересёк русско-литовскую границу. Однако в январе 1605 г. правительственные войска в битве при Добриничах разбили армию Самозванца, который с немногочисленными её остатками был вынужден уйти в Путивль.

Сражение при Добриничах, Юрий КАШТАНОВ


Равнина близ Новгорода-Северского, Владимир ФАВОРСКИЙ

Гавриил Пушкин Лжедмитрий и боярин Пушкин
Евгений КИБРИК Василий ШУХАЕВ


Пётр Басманов и Гаврила Пушкин


Пушкин и спящий Самозване

Владимир ФАВОРСКИЙ

Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов?
Не войском, нет, не польскою помогой,
А мнением, да, мнением народным...

Позже за верную службу Гаврила Пушкин был Лжедмитрием I сделан думным дворянином и великим сокольничим, став одним из наиболее приближенных к новому царю лиц.

Ставка
Владимир ФАВОРСКИЙ

Современники свидетельствуют, что копьём и мечом Самозванец не взял ни одного города, а всё подмётными письмами. Но случилось подобное ещё и потому, что страна этого захотела сама. Как и знатные бояре и князья, массово предавшие Годуновых и перешедшие на сторону Самозванца (сомневаюсь, что многие из них верили в легенду о спасшемся царевиче).

Вступление Лжедмитрия I в Москву
Клавдий ЛЕБЕДЕВ
Заручившись поддержкой "матери" Марии Нагой, 20 июня 1605 года Лжедмитрий I торжественно, под колокольный звон, въехал в Москву, как законный государь.

Demetreus Imperator
НХ

Но воцарившись в России, Дмитрий не торопился выполнять обещания, данные полякам, вёл себя независимо. Не ввёл католичество, не разрешил строить католические храмы, не согласился величаться просто Великим князем, а, напротив, именовался цесарем - императором. Юрий Мнишек, рассчитывавший на полноводную денежную реку, текущую из Москвы в Самбор, просчитался и получил в лучшем случае тоненький ручеёк да диковинные подарки для дочери.

Русские летописи отмечают ум, образованность и уверенность в себе Лжедмитрия I. Присутствуя на заседаниях Боярской думы, он удивлял всех своим тонким и точным пониманием проблем, быстрым решением государственных дел


Портрет Лжедмит, Гравюра XVII века

Дмитрий УТКИН

Заочное обручение Марины Мнишек с Лжедмитрием I в Кракове
12 ноября 1605 г.
Гравюра с картины неизвестного художника XVII в.
В качестве заочного жениха выступал глава Посольского приказа Афанасий Власьев


Патриарх Иов отказывается признать Лжедмитрия I
Пётр ГЕЛЛЕР

Клавдий ЛЕБЕДЕВ

Лжедмитрий I и царевна Ксения Годунова, Клавдий ЛЕБЕДЕВ


Лжедмитрий I и царевна Ксения Годунова

Лжедмитрий в ождании приезда невесты времени не терял. Ксения Годунова (и не только) на полгода стала его утехой. А затем по требованию отца Марины Мнишек она была сослана в Горицкий Воскресенский женский монастырь и пострижена в монахини под именем инокини Ольги. Оставшиеся дни она и провела в скитаниях по монастырям. Скончалась в 1622 г. в Княженском Нижегородском монастыре.

Помилование Василия Ивановича Шуйского перед казнью, НХ

Потребовав убить царя Фёдора II Годунова и его мать, Лжедмитрий далее хотел править по-доброму, больше ни одной казни совершено не было. Воевод и противников свозили к нему связанными, привязанными за бороды, но не казнили. Он вернул ссыльных. Простил заговорщика Василия Шуйского и Ко, отменил казнь и сослал его на на Север, но вернул с дороги. На свою голову... И это была одна из его непростительных ошибок.

Въезд Марины Мнишек со свитой в Москву 3 мая 1606 г.
Неизвестный художник

Въезд в Москву Марины Мнишек
Фёдор СОЛНЦЕВ

Прием польских послов Лжедмитрием I. 3 мая 1606.
Неизвестный художник Государственный исторический музей

Марина Мнишек
Борис ЗВОРЫКИН

Венчание Лжедмитрия I и Марины Мнишек (и её коронация) в Москве 8 мая 1606 года

Марина Мнишек Коронационный портрет
Шимон БОГУШ

Марина Мнишек в коронационной одежде
8 мая состоялась свадьба и коронация Марины Мнишек,
она стала первой коронованной русской царицей

Лжедмитрий I, Марина Мнишек и Юрий Мнишек

Марина Мнишек
Гравюра 1609 г


Марина Мнишек
Гравюра 1609 г

Лжедмитрий I и Марина Мнишек
Виталий ЕРМОЛАЕВ

Печать и подпись (с ошибкой) Лжедмитрия I

Но постепенно, а особенно во время свадьбы, подданые начали подмечать в поведении государя много такого, что не укладывалось в их представления о русском царе. Сейчас, наверное, смешно, но Дмитрию вменяли в вину то, он был безбород, что не мыл руки после еды и ел телячье мясо (на его употребление был запрет до петровских времён), не спал после обеда, а отправлялся гулять по городу (да не в возке-карете, а верхом), любил конские ристалища, ходил, пританцовывая, а не чинно-благородно, опираясь на князей и бояр, а после венчания в Успенском соборе с Мариной Мнишек, ни разу не пошёл в баню. Это позволило распускать слухи, что он не наш, "поганый" и ведёт себя не по-русски.

Царица Марфа обличает Лжедмитрия
Раскрашенная литография по эскизу В. БАБУШКИНА

Кроме этого, царь затевал совершенно колоссальный военный поход на Крым, в это время под Москвой стояла отмобилизованная дворянская армия. Но вряд ли русское дворянство горело желанием отправиться в этот поход. Во время многодневных празднований по поводу венчания Дмитрий отошел от государственных дел, а приехавшие поляки вели себя крайне безобразно: в пьяном разгуле врывались в московские дома, бросались на женщин, грабили прохожих. Этим решил воспользоваться отряд заговорщиков из двухсот дворян во главе с всё тем же Василием Шуйским. Они понимали, что народ любит Дмитрия, поэтому, объявили, что поляки хотят извести царя и бояр. Государь был предупреждён, но не принял никаких мер, так был уверен в себе и преданности людей своей персоне

Последние минуты Дмитрия Самозванца
Карл ВЕНИГ

Лжедмитрий I
Из книги В.П.Верещагина История Государства Российского
в изображениях Державных его Правителей

Толпа заговорщиков, воспользовавшись неразберихой, ворвалась во Кремль, смяла охрану. Дмитрий храбро защищался, не струсил, но сорвался с перехода и сломал ногу. Его допрашивали, а он твердил, что истиный царевич. Тогда один из дворян, Григорий Валуев, застрелил самозванца из пистолета со словами:
- Дайте, я заткну рот этому свистуну...
Это случилось в ночь на 17 мая 1606 года.


Смерть Самозванца
Гравюры XIX в.


Смерть Самозванца
Гравюры XIX в .

Убийство Дмитрия Самозванца
Борис ЧОРИКОВ

Воистину слава земная проходит быстро и Лжедмитрий - наглядная к этому иллюстрация... Сказка о воскресшем царевиче Димитрие стала былью, но ненадолго. За неё пришлось дорого заплатить. Ситуация с Самозванцем быстро подошла к своему концу, т.к. подавая надежды и обещания, надо было стремиться их оправдывать и выполнять. За 11 месяцев правления не было никаких особых результатов

Без сомнения, Григорий Отрепьев был неординарной личностью, удивительным человеком. Он несколько раз начинал всё "с нуля", но в фантастически короткие сроки вновь делал карьеру. Умный, образованный, тонкий, демагогичный и...редкостный мерзавец, готовый на любой низкий поступок ради власти.
Честолюбие его сжирало: он хотел быть знаменитым, чтобы о нём всегда помнили потомки. А ведь ему это удалось! Он стал, пожалуй, единственной русской исторической фигурой допетровской эпохи, кому посвятили свои сочинения европейские литераторы по следам его похождений (драма Великий князь Московский Лопе де Веги, неоконченная драма Фридриха Шиллера Дмитрий Самозванец), чей профиль был чеканен на медалях, чьи портреты встречаются по сей день в европейских музеях.

А тело Гришки Отрепьва после Красной площади закопали в чистом поле у обочины дороги. Но пошли слухи, что над могилой появились какие-то голубые огоньки, что он колдун и чернокнижник. Тогда труп выкопали, отвезли в село с говорящим названием Котлы, там сожгли, прахом зарядили пушку и выстрелили в сторону Польши, откуда он пришёл

Но это не помогло искоренить т.н. самозванство, и пошло оно гулять, как чума, по России-матушке...

P.S. Когда ответное посольство польское прибыло на брачный пир в Москву, его туда не пустили. Это была вопиющая вещь! Юрий Мнишек в знак протеста покинул 9 мая свадебный пир своего зятя. А царица Марина Мнишек спаслась чудом, схоронившись под юбкой своей гофмейстерины.

Смутное время в России. События после смерти Лжедмитрия I

Тело самозванца было так обезображено, что узнать его было трудно. По словам очевидца Конрада Буссова, «поляки в первый же день мятежа распространили слух, что убитый не царь Дмитрий».

Агитация поляков имела мало шансов на успех. Население не простило явившимся на царскую свадьбу полякам их высокомерие и бесчинства. Во время волнений в Москве, записал секретарь Мнишека в своем Дневнике, народ требовал выдать на расправу поляков, толковавших о спасении «Дмитрия».

Постепенно властям удалось справиться с кризисом. Как отметил Маржарет, до его отъезда из столицы в июле мятежники из Рязани, Путивля, Чернигова «прислали в Москву просить о прощении, которое получили, извинив себя тем, что их известили, будто император Дмитрий жив».

Самозванец использовал для зарубежных сношений «середнюю печать», находившуюся в распоряжении главы Посольского приказа Афанасия Власьева. Существовала еще малая печать. Ею скрепляли грамоты разного рода, а носили «на вороту» - в мешочке на шее. Этой печатью, очевидно, и распоряжался печатник Сутупов. Печать заменяла царскую подпись.

Когда гонцы стали доставлять грамоты воскресшего «Дмитрия» в города, воеводы не имели ни малейшего основания усомниться в их подлинности. Это обстоятельство способствовало успеху заговора. Хозяйка Самбора надеялась на поддержку польских властей. Избиение поляков в Москве служило поводом для немедленной войны с Россией. Согласно королевской инструкции сеймикам, власти предполагали открыть военные действия против России уже в конце 1606 г. Царский посол Волконский, направленный царем Василием в Речь Посполитую, был задержан в пути. Мнишеки надеялись использовать войну для того, чтобы освободиться из плена и вернуть утраченные богатства.

В начале августа 1606 г. литовский пристав объявил Волконскому, что прежде он знал по слухам, а теперь узнал доподлинно от Ефстафия Воловича, что «государь ваш Дмитрей, которого вы сказываете убитого, жив и теперь в Сендомире у воеводины (Мнишека. - Р.С.) жены: она ему и платье, и людей подавала». Информация исходила от «добрых панов», родни и приятелей Мнишеков.

О самборском «царе» заговорили в России. Восставшие северские города направили в Киев послов, чтобы пригласить «царя» в Путивль. Послы были уверены, что «Дмитрий» находится в одном из польских замков.

Владения Мнишеков располагались в Западной Украине. Посетивший эти места итальянский купец сообщал в августе 1606 г., что московский «царь» бежал из России с двумя спутниками и ныне живет здоров и невредим в монастыре бернардинцев в Самборе; даже прежние недруги признают, что Дмитрий ускользнул от смерти.

В первых числах августа литовские приставы поведали царским послам, что в Самбор к государю стали съезжаться его давние соратники: «и те многие люди, которые у него были на Москве, его узнали, что он прямой царь Дмитрей, и многие русские люди к нему пристали и польские и литовские люди к нему пробираютца; да к нему же приехал князь Василей Мосальской, которой при нем был на Москве ближней боярин и дворецкой».

Приставы явно желали произвести впечатление на русских послов. Их информация о появлении в Самборе дворецкого Василия Рубца-Мосальского не соответствовала истине. Рубец находился в ссылке. Слова о том, что царя вызнали многие люди, были преувеличением. Спасшийся «царь» изредка появлялся в парадных покоях самборского замка в пышном облачении. Но на такие приемы допускались только тщательно отобранные люди, никогда не видевшие Отрепьева в глаза.

В начале сентября русский посол со слов пристава узнал, что Молчанов стал являться людям уже не в царских одеждах, а в «старческом платье». Он шел по стопам первого самозванца, явившегося в Литву в иноческом одеянии.

В октябре 1606 г. канцлер Лев Сапега направил в Самбор слугу Гридича, чтобы тот «досмотрел» хорошо ему известного «Дмитрия», «подлинно тот или не тот?». Гридич ездил в Самбор, но «вора» не видел, при этом ему сказали, что «Дмитрий» «живет де в монастыре, не кажетца никому». В октябре в Самбор наведался бывший духовник Лжедмитрия I . Он также вернулся ни с чем. Тогда католический Бернардинский орден направил к Мнишекам одного из своих представителей. По всей Польше толковали, что «Дмитрий» «в Самборе в монастыре в чернеческом платье за грехи каетца». В связи с этим эмиссар ордена произвел досмотр монастыря. В ходе досмотра он получил от самборских бернардинцев заверения, что «Дмитрия» нет в их монастыре и они не видели царя с момента его отъезда в Россию. Католическая церковь осталась в стороне от сомнительной авантюры.

Самозванческая интрига глохла на глазах. Причиной неудачи было то, что король Сигизмунд III отказался от планов войны с Россией. В Польше назревал мятеж. Собравшись на съезд, рокошане ждали, что «Дмитрий», объявившийся в Самборе, со дня на день явится на съезд и ему удастся быстро сформировать армию.

Вождь рокоша Зебжидовский был родственником Мнишеков. Среди рокошан не все были приверженцами московского царя. Ветераны негодовали на государя за то, что тот не дал им обещанных богатств. Другие потеряли родственников во время избиения поляков в Москве. Недовольные не стали бы молчать, увидев перед собой нового обманщика.

Если бы владелица Самбора успела занять деньги и собрать наемное войско, Молчанов, может быть, и рискнул бы появиться среди рокошан. Но после майских событий в Москве мало кто желал давать деньги на новую авантюру. В конце концов в замке у Мнишеков собралась небольшая горстка вооруженных людей. Мнимая теща «царя» «людей к нему приняла з 200 человек». Самым знатным из слуг нового самозванца был некий московский дворянин Заболоцкий, имя которого не удается выяснить.

Мятежная шляхта решила отложить начало военных действий против Сигизмунда III до следующего года. Угроза рокошан не исчезла, и король круто изменил свой внешнеполитический курс. Чтобы справиться с оппозицией, ему нужен был мир на восточных границах. Польские власти уже в середине июля разрешили царскому послу Волконскому въезд в Польшу. Комендантам пограничных крепостей воспрещено было пропускать в Россию польских наемных солдат.

Самборский «вор» назначил своим главным воеводой Заболоцкого и послал его с воинскими людьми в Северскую Украину. Канцлер Лев Сапега задержал отряд и помешал Заболоцкому вторгнуться в пределы России.

Жена Юрия Мнишека не осмелилась показать нового самозванца ни католическому духовенству, покровительствовавшему Отрепьеву, ни королю, ни рокошанам. Появление «царя» среди рокошан явилось бы прямым вызовом Сигизмунду III , на что Мнишеки никак не могли пойти. Марина Мнишек вместе с отцом находились в плену, и освободить их могло лишь вмешательство официальных властей Речи Посполитой.

Чиновники короля прибегли к нехитрой дипломатической игре. Они отказались вести переговоры с послом Волконским о самозванце под тем предлогом, что им ничего о нем не известно: «А что, де, вы нам говорили про того, который называетца Дмитреем, будто он живет в Самборе и в Сендомире у воеводины жены, и про то не слыхали».

Тон заявлений изменился, когда чиновники завели речь о немедленном освобождении сенатора Мнишека и других задержанных в России поляков. В их заявлениях звучала прямая угроза: «Только государь ваш вскоре не отпустит всех людей, ино и Дмитрей будет, и Петр прямой будет, и наши за своих с ними заодно станут». Дипломаты грозили тем, что Речь Посполитая окажет военную помощь любым самозванцам, выступающим против царя Василия Шуйского .

Первый самозванец, по словам В.О. Ключевского, был испечен в польской печке, но заквашен в Москве. Новый «вор» также не миновал польской печки, но его судьба была иной. Его не допекли и не вынули из печки. Когда Отрепьев убедился, что его покровитель Адам Вишневецкий не собирается из-за него воевать с Москвой, он сбежал из его замка. Молчанов был сделан из другого теста, и перед его взором маячил окровавленный труп первого «вора».

Самозванец таился в темных углах самборского дворца в течение года, не осмеливаясь показать лицо не только полякам, но и русскому народу, восставшему, чтобы восстановить на престоле «законного государя». Двадцатичетырехлетнему Отрепьеву не приходилось беспокоиться, похож ли он на восьмилетнего царевича, забытого даже теми немногими людьми, которые видели его в Угличе. Для нового самозванца трудность заключалась в том, что он не был двойником убитого, характерную внешность которого не успели забыть за несколько месяцев. Роль воскресшего царя оказалась не по плечу Молчанову. Результатом было новое и весьма своеобразное историческое явление - «самозванщина без самозванца».

В конце 1606 г. в Москве прошел слух, что Молчанов готовится выступить с большим войском на помощь русским повстанцам. На этот раз авантюрист должен был взять на себя роль воеводы «царя Дмитрия», а не самого «Дмитрия». Однако ему не довелось сыграть даже и эту роль.

Самборские заговорщики не оставляли попыток подчинить себе северские города. Первоначально они предполагали направить в Путивль одного из дворян, а затем остановили свой выбор на казачьем атамане Иване Болотникове.