Кто такие булгары? Булгары - погибающий этнос России. Удар в центр страны

Posted Пнд, 20/10/2014 - 11:45 by Кэп

Древняя история булгар и сувар тесно связана с историей татарского и чувашского народов, а также связана с

историей народов Поволжья.

Откуда наши предки пришли сюда, где до этого жили, какова была их культура, письменность, язык, ремесла, образ жизни - всё это интересно и очень познавательно!

Каждый народ должен знать свою историю, хотя бы в кратком виде.

Сувары и булгары ещё до переселения в Поволжье имели древнюю историю, и образовывали мощные и заметные государства в мировой истории.

Первые люди в пределах современной Чувашии появились ок. 80 тыс. лет назад, в Микулинский межледниковый период: на территории Чувашии открыта Уразлинская стоянка этого времени. В эпоху неолита (4—3 тыс. до н. э.) Среднее Поволжье заселили финно-угорские племена — предки марийских и мордовских народов. В Чувашии вдоль рек открыты стоянки мезолита (13-5 тыс. до н. э.) и неолита.

В начале новой эры тюркоязычные племена булгар и сувар начали продвигаться на Запад по Семиречью и степям нынешнего Казахстана, достигнув во II—III вв. н. э. Северного Кавказа. Многовековое общение с ираноязычными скифами, саками, сарматами и аланами, обогатили культуру предков чувашей — их хозяйственные занятия, быт, религию, одежду, головные уборы, украшения, орнамент.


В 30—60-х гг. VII в. в Севером Причерноморье существовало государственное образование Великая Булгария, но под ударом Хазарии, оно распалось. В 70-х гг. болгары переселились в Волго-Камье. Сувары на территории современного Дагестана имели свое княжество, которое с 60-х гг. 7 в. до 30-х гг. 8 в. находилось в зависимости от Хазарского каганата. После вторжения в 732—37 гг. на их земли арабов сувары перешли в Среднее Поволжье и разместились южнее болгар. В VIII в. в Среднем Поволжье возник булгарский союз племен, куда под главенством болгар вошли сувары и местные волжско-финские племена. В конце IX в. союз перерастает в Волжскую Булгарию, занимавшую обширные территории Среднего Поволжья от Самарской Луки на юге до р. Вятки на севере, от Средней Камы на востоке до р. Суры на западе.
Основными хозяйственными занятиями в Волжской Булгарии стали пашенное земледелие и животноводство, охота, рыболовство, бортничество. Возникли города: Болгар (столица в X—XI вв.), Биляр (столица в XII — начале XIII в.), Сувар, Ошель, Нохрат. Развивались ремесла, внутренняя и транзитная торговля. В Волжской Булгарии уделялось внимание развитию науки и образования, государственным языком был булгарский язык.

В X — нач. XIII в. в процессе объединения булгарских и суварских племен, говоривших на языке с «ротацизмом» (употребление, в отличие от других тюркских языков, «р» вместо «з»), и ассимиляции ими части финно-угорского населения сформировалась новая волжско-болгарская народность.

ДРЕВНИЕ ПРЕДКИ БУЛГАР И СУВАР
Более двух тысяч лет назад между двух морей (сейчас они называются Черным и Каспийским) жили племена болгар и сувар - предки современных чувашей.
Их язык и культура были близки между собой, много общего было и с соседними племенами - сармат, алан и хазар, что известно из множества раскопок.
Одной из тайн происхождения чувашского народа остается место обитания болгар и сувар до прихода в Причерноморье. Некоторые ученые считают, что древние предки чувашей пришли из Центральной Азии, другие предполагают начало движения этих племен из Средней или Передней Азии.
Как бы то ни было, эти племена вели и кочевую и оседлую жизнь. На своем пути длиною в сотни и сотни лет они останавливались преимущественно у воды, строили жилища, создавая деревни и города.
Лишь какая-нибудь беда (голод или война) заставляла их сниматься с насиженных мест.
По мере своего продвижения они встречались с другими народами, жили мирно и воевали, перенимали обычаи, элементы культуры, обогащали свой язык и чужие языки. Таким образом, около III-IV веков нашей эры болгаро-суварские племена оказались в Причерноморье.
У болгар и сувар было несколько видов жилищ. Один из них назывался - юрта. Ее собирали из деревянного каркаса и накрывали войлоком, который сами же и изготавливали из шерсти верблюдов и овец. Всю эту работу обычно делали женщины.
Юрту можно было перевозить с места на место, в разобранном виде, на лошадях, верблюдах или повозках.

Некоторым племенам болгар было необходимо именно такое жилье, они были хорошими скотоводами и разводили лошадей, коров, овец, коз и верблюдов. И когда их скот съедал всю траву на одном месте, то болгары разбирали юрты, собирали все свои вещи на повозки и отправлялись жить на новое место, пока на старом пастбище опять не вырастет трава.
Но большинство предков чувашей занималось земледелием. Они обрабатывали землю передовыми для того времени легкими и тяжелыми плугами. Сеяли пшеницу, ячмень, просо и другие культуры.
Потом убирали их серпом, косой. Мололи на ручных мельницах, делали муку и крупы. Все земледельцы жили в деревнях или вокруг городов.
Были у болгар и сувар огороды и сады, в которых росли самые разные фрукты и овощи, а также арбузы, дыни, виноград. Особенно славились своими садами и виноградниками суварские города.
В городах жилища были в виде полуземлянок, глинобитных и каменных домов. Иногда болгары строили свои города на развалинах бывших греческих городов. Таким был, например, первая их столица — Фанагория.

У болгар и сувар хорошо были развиты самые разные ремесла. Особенно славилась керамика. Из приготовленной глины с помощью гончарного круга мастера лепили самую разную посуду. Украшали ее, затем обжигали в специальных печах. Археологи находили и деревянную посуду. По некоторым ее деталям ученые определили, что в обиходе народа существовали и токарные станки.


Деревянная посуда часто, для прочности, по краям оковывалась металлическими пластинками.
Из железа, меди, бронзы, золота и серебра кузнецы и ювелиры изготовляли оружие, посуду, украшения и инструменты.
У болгар и сувар была своя письменность. Сейчас ее называют рунической. Писали на металлических и глиняных сосудах, на надгробных памятниках, возможно, на пергаменте и дощечках.
В быту широко использовали кость. Из нее вырезали амулеты, игральные кубики, шахматные фигурки и т. д.

ВЕЛИКАЯ БОЛГАРИЯ
В VI веке болгарские, суварские племена попали под зависимость тюрков, а их земли вошли в состав Тюркского каганата.
В начале VII века (30-е годы) каганат распался и на территории между Черным и Каспийским морями образовались два государства — Хазарский каганат и Великая Болгария. Создателем Великой (или Золотой) Болгарии был царь Кубрат, сумевший своей властью объединить разные племена.
Великая Болгария обладала высокой культурой и имела связи с разными странами, в том числе и с Византией — сильным и могущественным государством той эпохи.

булгарский воин

По некоторым версиям, у Кубрата было три сына. Старшего звали Батбай, среднего — Котраг, младшего — Аcпарух. Старея, Кубрат завещал сыновьям сохранить Великую Болгарию, а для этого никогда не ссориться друг с другом.
В середине VII века Кубрат умер. Похоронили его недалеко от реки Днепр в украшенном золотыми пластинами гробу, с золотым и серебряным оружием, посудой, драгоценностями.
Простых людей болгары хоронили проще — в неглубокие могилы клали горшки с пищей, некоторые орудия труда, оружие.

По легенде, Кубрат велел принести пучок веток и предложил сыновьям сломать его.
Но ни один из них не смог сделать этого.
Тогда Кубрат разобрал пучок и предложил сломать его по одной веточке. Конечно, это легко получилось. Так царь хотел показать сыновьям, что если они будут держаться вместе, то их никто не победит.

Братья не выполнили наказ отца, не стали держаться вместе, разошлись и тем самым лишили свое государство былого могущества.
Батбай со своими людьми остался на месте, как и завещал отец, и оказался в подчинении хазар. Под их же власть еще раньше попали и сувары. Всем им пришлось часть своих изделий, скота, продуктов регулярно отдавать хазарскому правителю, то есть платить дань. А царям, подчиненных хазарам племен, приходилось платить дань своими дочерьми, поставляя их в гарем хазарского кагана.
Существование Золотой Болгарии было заметным и ярким, но по меркам истории очень коротким, — всего несколько десятилетий. Древняя история булгар и сувар

ДУНАЙСКАЯ БОЛГАРИЯ
675 году младший сын Кубрата Аспарух со своими людьми ушел на запад, на реку Дунай (см. карту здесь). В этих местах жили многочисленные славянские племена. Аспарух стал их предводителем и создал на новом месте государство — Дунайскую Болгарию, которая быстро стала процветающим государством. Одно время даже гордая Византия платила ей дань.
Постепенно болгары перемешались со славянским населением, и так как славян было намного больше, почти совсем забыли свой болгарский язык.
Сейчас это современное государство Болгария. И в названии этого государства сохранено древнее имя племени Аспаруха.
Сейчас это современное государство Болгария. И в названии этого государства сохранено древнее имя племени Аспаруха. В современном болгарском языке есть слова, существующие с тех далеких времен и очень схожие с чувашскими:
Недалеко от современного болгарского села Мадара на высокой скале высечен рельеф всадника c собакой и раненым львом.
Вокруг него множество надписей, рассказывающих о царях и событиях Дунайской Болгарии того времени. Даже в полуразрушенном виде этот всадник представляет собой внушительное зрелище.

хан Котраг с булгарами на Волге

ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ
Cредний сын Кубрата Котраг в конце VII века со своими людьми «серебряными» болгарами пошел на север и остановился между реками Дон и Северский Донец. В этих местах болгары жили больше 100 лет и, как другие племена бывшей Золотой Болгарии, подчинялись Хазарскому каганату. И вероятно, часть оставшихся здесь болгар позднее вошла в состав украинского народа.
В VIII веке болгары начали постепенно уходить в места, где в Волгу впадает река Кама. И в течение IX и X веков туда сходились все новые группы болгар и других племен Хазарского каганата, в том числе и сувары, так как на это государство стали нападать кочевые племена и войска арабов.

А в Волго-Камье уже очень давно жили племена древних марийцев, мордвы и других народов. Ранее охотники и рыболовы, они теперь разводили скот и уже освоили земледелие. Было у них и металлопроизводство. И интересно, что с самого начала этим занимались только женщины. Они отливали для себя различные украшения и детали орудий труда.
Часть коренного населения после прихода болгар ушла, а часть перемешалась с пришельцами.

Переселившиеся в Волго-Камье болгарские племена постепенно объединяются. И в конце IX века (895 г.) болгарский царь Алмуш (Алмас) создает новое государство — Волжскую Болгарию.
Но волжским болгарам не удалось освободиться от власти хазар — и они продолжали платить дань хазарскому кагану. Но потом на хазар стали нападать сначала печенеги, а затем и русский князь Святослав со своими войсками. В 965 г. Хазарский каганат был разгромлен окончательно.
В Волжской Болгарии было очень много (по тем временам) городов, деревень и отдельных замков. В таких замках жили богатые владельцы земли и скота. Вокруг них селились в деревнях простые земледельцы. Они жили в полуземлянках, деревянных и глинобитных домах, последние обычно были закругленной формы. Внутри домов были подполья, а рядом с жилищами — большие ямы-зернохранилища. Дома окружались хозяйственными постройками и заборами.


В обычных болгарских городах строили жилища разных типов, и город делился как бы на две или три части. В центре города была крепость с высокими стенами и башнями, окруженная валами и рвами. Там во дворце жил болгарский царь и другая знать, их помощники и слуги. Там же располагался главный храм и склады зерна и припасов.
Вокруг крепости во внутреннем городе жили богатые купцы, священнослужители, болгарская интеллигенция — ученые, художники, писатели, врачеватели, учителя, состоятельные ремесленники — ювелиры, стеклодувы и др. Во внешнем городе жили люди среднего достатка — ремесленники (кожевники, гончары, плотники и т. д.), мелкие торговцы. Эти части города тоже окружались валами и рвами. Входы в поселения были устроены так, что неприятель, проходя по ним, поворачивался к защитникам городка правым боком, не защищенным щитом. Вокруг городов располагалось множество деревень. И в случае военной опасности их жители укрывались в городах.

До середины XII века столицей Волжской Болгарии был город Булгар, а затем — Биляр.
Горожане жили в деревянных домах с глинобитными печами с трубами. Вокруг строились хозяйственные постройки. Улицы между домами были широкими и мостились деревом и камнем. Более богатые жители имели кирпичные дома, обогревавшиеся теплым дымом, проходившим под полами комнат.
И часто в этих домах были водопроводы.
В общественные бани подавалась горячая и холодная вода. Для этого прд мостовыми был проложен водопровод из глиняных труб. На площадях города били фонтаны, были водоемы с водой.
По своей чистоте и благоустройству столица болгарского государства намного превосходила большинство европейских городов той эпохи.

После принятия мусульманства в болгарских городах стали строиться мечети — здания для поклонения аллаху и высокие башни-минареты, с которых мусульманский священник (мулла) созывал народ на молитвы. А для умерших людей из богатого сословия строили мавзолеи, которые служили уже только однои семье или роду.

Площади крупнейших городов той эпохи:
Константинополь — 1600 га.
Самарканд (с пригородом) — 1500 га.
Плиска (с пригородом) — 2800 га.
Болгар (с пригородом) — 1000 га.
Преслав (с пригорсдом) — 600 га.
Париж — 439 га.
Владимир — 160 га.
Киев (с Подолом) — 150 га.

В некоторых болгарских городах были целые кварталы, где проживали иноземцы. А для приезжающих торговцев строили большие караван-сараи (дома-гостиницы), состоявшие из нескольких построек: жилых помещений, стойл для скота, складов, обеденных помещений и т. п. Такие караван-сараи были очень нужны, так как Волжская Болгария была одним из крупнейших международных торговых центров той эпохи.
Из самых далеких стран в Болгарию привозили разнообразные товары.

Болгарские купцы везли их дальше в другие страны, а оттуда привозили нужные вещи и изделия. И в самой Болгарии специально на продажу изготавливали драгоценные украшения, оружие, доспехи, клей, кожи особой выделки и другие изделия, торговали древесиной, воском, медом, выращивали скот и хлеб.
С охотниками севера болгарские купцы вели меновую торговлю на полном доверии друг к другу. Купцы оставляли свой товар в условном месте и уезжали. Через какое-то время охотники приходили на это место, забирали понравившийся товар, оставляя взамен шкурки ценных зверей. Затем опять приезжали купцы, забирали шкурки и оставляли другой товар и т. д.


Пришедшие на Волгу болгарские племена уже обладали высокой культурой земледелия. Они высевали пшеницу, ячмень, просо, горох, полбу, чечевицу, коноплю, лен, рожь на своих землях, используя двупольную систему. Это значит, что одну часть поля засевали, а другую часть просто вспахивали, не засеивая, — она отдыхала. На другой год (или через 2—3 года) поля меняли. Землю пахали тяжелыми плугами, а для повторной обработки использовали более легкие орудия, а позднее — соху «русского типа».
Убирали хлеб серпами, косами. Мололи на ручных мельницах.
Болгары тщательно ухаживали за всходами, пропалывали их. Богатые урожаи давали возможность не только кормить себя, но и вывозить зерно на продажу в другие страны.

Далеко за пределами Болгарии славился болгарский мед. Болгары были умелыми пчеловодами. Мед собирали в дуплах деревьев, где жили пчелы. Эти деревья охраняли, дупла обустраивали.

Из домашних животных болгары держали лошадей, коров, овец, коз, птиц, собак и кошек. Лошади и коровы были крупнее местных пород. У коров хорошо были развиты рога. А овцы напоминали степных курдючных. Порода собак была близка современной лайке.
В садах и огородах болгары выращивали разные овощи и фрукты. В лесах собирали орехи, ягоды, грибы, травы. Болгары охотились на куниц, выдр, лис, белок, зайцев, лосей, оленей, медведей и других диких животных. Живущие вблизи рек ловили рыбу.

надгробные камни внутри Черной палаты - город Булгар

У болгар было высоко развито ремесло. Оно выделилось в отдельные отрасли производства, то есть мастера могли зарабатывать себе на жизнь только своим делом, и им не надо было выращивать хлеб и скот.
Ремесленники выплавляли металл, в т. ч. сталь повышенного качества и изготавливали орудия труда, разнообразные части повозок и телег, замки, гвозди, посуду, украшения, вооружение и т. д. Болгарские мастера умели делать «самозатачивающиеся» долота и ножи — между двух полос мягкого железа помещали слой из закаленной, крепкой стали. Во время эксплуатации железные полосы изнашивались быстрее, чем стальной слой, поэтому он как бы всегда выступал над поверхностью и служил режущей кромкой.

Далеко были известны болгарские мастера-ювелиры, которые изготавливали из меди, золота, серебра самые разные украшения. Из бронзы делали зеркала, одну сторону которых гладко отполировывали, а другую украшали символическими узорами.
Своеобразными ювелирными изделиями были парадные топорики и украшенные металлической ковкой замки.
Большой популярностью в Поволжье пользовалась болгарская керамика — глиняная посуда, игрушки, светильники. Они отличались прочностью и красотой. Мастера украшали их узорами и обжигали в печах.
Судя по найденным в раскопках изделиям, могли существовать и стеклоплавильные печи, где изготовляли стеклянные бусы, оконные стекла и другие предметы, но возможно, что такие мастерские лишь обрабатывали готовое стекло.

Для ручек ножей, плетей, застежек, деталей оружия и т.д. болгары использовали кость. Для ее обработки мастера применяли разные инструменты, в том числе и токарный станок.
Далеко за пределами страны славились изделия из болгарской кожи, мастера умели выделывать кожи самых разных сортов. Из нее прежде всего шили, конечно, обувь, украшали ее, путем выдавливания узоров или пришивания цветных полосок. Из кожи также изготовляли сумки, сосуды, ремни, снаряжение коня, щиты и т. п.
Болгарские мастера производили разные ткани, часто с вышивкой на них. Ткали и вязали специальными крючками ковры. Из кожи, меха, войлока и тканей шили разную одежду.

похоронный обряд древних булгар

В начале X века царь Алмуш, стараясь освободиться от хазарской зависимости, обратился к Багдадскому халифату. И в 922 году от халифа в Волжскую Болгарию прибыло посольство. Среди этих посланников был человек, написавший потом интересное сочинение о своем путешествии на Волгу. Звали его Ахмед ибн Фадлан. Многие сведения о Волжской Болгарии современные ученые узнали именно из этого сочинения.

Вот некоторые сведения, записанные Ахмед ибн Фадланом.
В июне 921 года послы Багдада направились в Бухару, чтобы поздравить нового эмира с восшествием на престол, переждали зиму и лишь весной отправились в далекую Болгарию, конечную цель своего путешествия.
...Путь посольства был трудным и опасным, например, через большие реки люди переправлялись в кожаных мешках — эти «лодки» были очень неустойчивы — и их просто сносило течением на другой берег. Встречались им не всегда дружелюбные племена с их странными обычаями, секли ливни, резкие ветра...
...Ахмед ибн Фадлана удивляло то, что царь разъезжает верхом совершенно один, без охраны. И например, когда он так приезжает на базар, то люди встают, снимают свои шапки и кладут под мышку — так они приветствуют своего царя. ...Так же посланника Багдада очень удивляло, что женщины и мужчины моются в реке вместе и при этом никто не совершает ничего непристойного. ...В Болгарии очень строго наказывали преступников. За воровство и убийство — смерть. За нечаянное убийство — человека подвешивали в заколоченном ящике, оставив ему три лепешки и кружку с водой. За прелюбодеяние и мужчину и женщину рассекали пополам и подвешивали на дерево для устрашения и строгого соблюдения традиций и законов.
...Царь Алмуш рассказал Ахмед ибн Фадлану о великане, который жил у него, и показал кости этого великана. Посланники видели многих иностранцев, приехавших в торговую Болгарию. Ахмед ибн Фадлан наблюдал похороны знатного руса. Его и умерщвленную девушку-служанку сожгли вместе с его кораблем.

Среди болгар были некоторые группы людей, верившие в аллаха, т. е. мусульмане. Царь Алмуш, желая окончательно объединить племена Волжской Болгарии и наладить отношения с могущественными мусульманскими странами, решает внедрить исламскую веру (или мусульманство). И посольство Багдадского халифата помогло ему в этом. С 922 года болгарское городское население стало верить в единого бога-аллаха и совершать все обычаи по традициям мусульманства. Но сельские жители в большинстве своем не отказались от своей старой веры и оставались язычниками. Вероятно, основная часть сувар, не захотев подчиниться власти Алмуша и принять ислам, ушла в другие места, на территорию современной Чувашии.
А в болгарских городах на смену золотым идолам язычества пришли дворцы-мечети с башнями-минаретами. Древняя болгарская письменность сменилась арабской вязью, но простые люди еще долго пользовались руническим письмом.

Которым прикрыли разрушительное действие иудо-христианства и сил Запада. Будто это булгары завоёвывали Русь.

ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК “ЗАПРЕТИЛИ” НАРОД

От Волги и Камы до Дуная простиралась в VII веке Великая Болгария. После ее падения дунайские болгары заговорили на славянском - современном болгарском языке. На Волге и Урале они взяли тюркский язык.
Никто сейчас и не подозревает, что до 1917 г. “татарами” назывались только потомки живших в Степи Половецкой (Дешт-и-Кыпчак) кыпчакских и татаро-монгольских племён, рассеянные по всей России - татары литовские, крымские, кавказские… Также татарами звали “служилых татар” — ногайцев, касимовских татар и других тюрков, которые со времён Ивана Грозного составляли значительную часть дворянского сословия. А на Волге, как следует из статьи “Россия” Энциклопедического словаря Брокгауза и Евфрона, жили волжские булгары .

Потом была Революция. Булгары приняли её с радостью, потому что идеи большевиков были созвучны цели Движения Волжских Булгарских Мусульман (Ваисовское движение). Именно булгарские мусульмане установили Советскую власть на Волге и Урале. В благодарность за это и в память о погибшем в 1918 г. Сардаре Ваисове большевики разрешили украсить башню Суюмбики в Казанском Кремле полумесяцем.
После захвата власти в Волжской Булгарии иудо-большевики принялись перекраивать власть под себя. В результате в 1923 году имя «булгары» было запрещено , лидеры Движения расстреляны, а рядовые участники сосланы. Была образована Татарская автономия в составе РСФСР, а населению с тех пор стали выдавать паспорта с записями «татарин/татарка».

Итак, булгарскому народу было дано чужое имя. И за каких-то семьдесят лет народ стал исчезать! По статистическим данным за этот период: татары в численном отношении с четвёртого места по стране скатились на седьмое. Статистика переписей за 1979 и 1989 годы вообще не фиксирует даже количественного прироста - как было около семи миллионов, так и осталось. Хотя при существовавших тогда в СССР темпах рождаемости прирост населения должен был бы составить около двух миллионов человек. Куда делись дети, которые родились за это время в “татарских” семьях? Они “ушли” в другие народы, по той же самой причине - не хотели быть потомками завоевателей и разрушителей.

ЛОЖНОЕ ИМЯ - ЛОЖНЫЙ ЭТНОС?

Нам не раз случалось сталкиваться в жизни с ситуацией, когда незнакомые люди никак не могли определить, кто мы по национальности. А услышав: «татарин», - приходили в изумление. В представлении многих татарин - это узкоглазый скуластый кочевник с монгольскими чертами лица. А глядя на нас, те, кто спрашивает, видят перед собой совсем других людей явно неазиатского вида.

Большинство из булгар привыкло жить под чужим именем. Хотя внутреннее ощущение неправильности остаётся. Именно это ощущение несоответствия нашей внутренней сути тому образу, который связан с именем «татары», у людей слабых приводит к появлению комплекса неполноценности, всяческому сокрытию своего «татарского» происхождения вплоть до изменения имени (была Зухра Флюровна, а стала Зинаида Юрьевна). Люди сильные молча замыкаются в себе, хотя понимают, что нужно что-то менять. Существует и третья группа - те, кто из чувства неполноценности выпячивает свою татарскость, гордится тем, что «мы, потомки Чингисхана, триста лет держали Русь под сапогом. Пусть мы сейчас маленькие и обиженные теми же русскими, но когда-то были «крутыми» и с русских брали дань».

ИСТОКИ ЭТНОСА

Изначально булгарский народ на своей исторической земле, в Поволжье и на Урале, складывался из разных племён - и живших здесь, и приходивших извне. Но сохранялась некая самобытная уральская доминанта, дух, который и формировал народ, заставляя его отличаться от других. Кто бы ни вливался в наш народ - кочевые тюрки, оседлые финно-угры, - они воспринимали этот дух, культуру, и становились частью булгарского народа. Кряшены, мишары начинали ощущать себя не отдельными племенами, а частью большого народа.
Государство булгар еще до Киевской Руси объединяло в себе традицию Леса (раскопки на Урале показывают тысячелетия выплавки металлов и земледелия) и динамику Степи (постоянная подпитка от волн кочевников из Центральной Азии через степную горловину между Каспием и Уральскими лесами).
Когда Великая Болгария пала под ударами , меньшая, но более активная часть булгар ушла в Среднее Поволжье. Булгары стали очередным правящим племенем этого региона, как до них аланы, сюнны, биары, но в культурном смысле достаточно быстро растворились среди других оседлых тюркоязычных племен Поволжья и Урала. Современные булгары - прежде всего, татары и башкиры - преемственны в культурно-психологических своих характеристиках коренному оседлому населению региона.

Согласно своду булгарских летописей «Джагфар тарихы», русские и булгары являются потомками волго-уральских арийцев - «сакланов» по-булгарски. Эти сакланы более 15 тысяч лет назад сильно смешались с финно-уграми, пришедшими в Волго-Урал из глубин Азии. После этого одна часть сакланов сохранила свой язык и название «сакланы» (склавины/саклабы/славяне), а другая часть восприняла от отюреченных угров тюркский язык и стала называться булгарами. Булгарская знать создает общее для славян, булгар и финно-угров государство Идель - «Семь» (иде) Племен (эль)», которое в 7 веке получает название Великой Булгарии (Болгарии).

Строение мира, изображённое на бубне шамана(верхний мир, средний и нижний миры) , принятое в тенгрианстве

Древнейшей верой булгар до принятия ислама было тенгрианство (торе), а любимым объектом поклонения - Биргюн (Буран/Перун). Биргюн - первый дух, созданный во Вселенной Тенгри-Богом(Создателем), считался покровителем охотников и воинов, почему ему приносились особо богатые жертвы. Здесь мы тоже видим общие верования со славянами, схожее мировоззрение .

В 737г. часть булгар приняла ислам, а в 850-х между нею и булгарами-тенгрианцами началась война. После нескольких лет войны тенгрианцы во главе с булгарским родом берендеев (центром которых был город Берендеичев/Бердичев) вытеснили царя-мусульманина Габдуллу Джилки из Украины в Урало-Сибирскую часть Великой Булгарии. Там Габдулла Джилки основал в 865 году исламское государство Волжская Булгария (Болгарское царство) и стал его правителем-эмиром.

В 988г. булгарская знать Руси принимает христианство, но сохраняет свои родовые фамилии.

Погром при взятии Казани 2 октября 1552 и насильственное крещение тысяч булгар в 1552-1556 были устроены кругами, возглавляемыми князьями Владимиром Старицким и Александром Горбатым-Суздальским. Но к 1557 Иван Грозный сумел ослабить свою зависимость от экстремистов и тут же сделал крутой поворот в своей политике: объявил о прекращении насильственного крещения, о признании прав булгарских феодалов. Управляющими и судьями булгар становились абызы, избираемые самим булгарским народом. Не менее 15 тысяч булгар поступили на русскую службу и составили ударную силу армии. Этот булгарский корпус в 1558 сокрушил Ливонский орден, а в период Опричнины стал гвардией Ивана Грозного. Царь Иван казнил всех руководителей Казанского похода 1552 года, а в 1575 объявил временным правителем России («Великим князем всея Руси») булгарского бека Саин-Булата.

Для булгар присоединение Волжской Булгарии к Московской Руси было не завоеванием, а воссоединением западной и восточной частей прежней Великой Булгарии. Только теперь вновь объединенную Великую Булгарию стали называть Россией. Поэтому булгары уже в XVI веке, с 1557, начали считать Россию своим государством.

Но после смерти Ивана Грозного христианские экстремисты России вновь стали насильно крестить булгар и объявили булгар «татарами». Была создана прослойка лиц (около 50 тысяч) тех, кто согласился называть себя «татарами» и помогать им «отатаривать» булгар изнутри. Этих подкупленных людей наш народ стал называть «татарчэками» (это слово имеет два значения - «гнус/кровопиец» и «прикидывающийся татарином»).

Булгары в XVII-сер.XVIIIв. несколько раз пытались отделиться от России, но когда в 1770-х Екатерина II объявила о прекращении насильственного крещения, волжские булгары сразу стали самыми преданными гражданами России. Все слова «татаристов» о постоянном стремлении булгар к отделению от России являются ложью. После реформ Екатерины II ничто больше в России не угрожало булгарскому этносу, и булгары вновь стали относиться к России, как к родному государству.

БУЛГАРИЯ. БОРЬБА ЗА ПРАВО НАЗЫВАТЬСЯ СВОИМ ИМЕНЕМ

Большая часть всех булгар, в том числе те, кто прекрасно понимает необходимость возвращения имени, подсознательно ждёт того часа, когда Казань или Москва объявят: «завтра начинается обмен паспортов с изменением для всех желающих национальности «татары» на «булгары». А до тех пор якобы нужно увеличивать число сторонников, убеждать людей, с тем, чтобы когда-нибудь желающих стало так много, что власть решила бы пойти навстречу. Этого никогда не будет.

В паспортном столе тебе скажут, что в официальном списке вообще не числится такого народа - булгары. Правоту можно отстоять через суд, и уже более ста пятидесяти человек сделали это. Но не каждый на это способен. Я понимаю, что никакой массовой замены паспортов через суд быть не может, это блеф. Если у тебя не хватит решимости идти в суд - откажись хотя бы в личной жизни от неправильного имени. Мы с тобой - булгары.

Несколько сот булгар в 1991-1994 через суд добились права получить паспорта с записью “булгарин” , но весь 7-миллионный булгарский народ судиться по два года не в состоянии. В 1995 прокурор РТ Нафиев, выполняя заказ руководства РТ попросил своего московского коллегу официально запретить выдачу паспортов с записью “булгарин”/ “болгар”, и федеральная прокуратура тут же запретила выдачу паспортов с такой записью на всей территории РФ!

Вычеркнутые при большевиках из «Списка народов России» булгары не имеют никаких государственных образовательных, культурных и научных учреждений, не получают от государства никаких средств на развитие своей культуры, напрочь забыли свой литературный язык «булгар тюрки» (ему нигде не обучают с 1923, а написанные по-булгарски книги не переиздавались) и праздники (их также запретили в 1920-х).

У булгар нет ни своих ученых, ни своих деятелей культуры — а как только они появляются, их тут же убивают «неизвестные». Только за последние несколько лет были убиты замечательный булгарский просветитель Г.Хабибуллин и основатель газеты волжских болгар - «Болгар иле» («Булгария») Р.Шарипов (светлая им наша память!).

Недавно были опубликованы запретительные указания Президента Шаймиева:»История татар сложна. Ее нельзя свести только к булгарам… Я бы призвал историков и всех, кто занимается изучением прошлого, не сводить все культурное многообразие только к одному компоненту…» (Казанские Ведомости№167, 1997). Приказы М.Шаймиева об «ограничении» булгарского «компонента» в РТ слепо выполняются. Все булгарское в РТ называют «татарским». Вместо булгарской истории «татаристы» заставляют булгар изучать историю татаро-монголов 13-15 веков, выдавая ее за «историю татар», а Чингисхана - истребителя татар - объявляют «татарским национальным героем».

БУЛГАРИЯ И РОССИЯ

Вопрос Поволжья не является для геополитики Heartland`а - России - самым злободневным. Например, вступление или невступление России в войну против НАТО - гораздо злободневнее.
Соответственно, будущее Татарстана освещено лишь с точки зрения интересов России и русских относительно волжских булгар (татар, башкир). Получается, что эти сиюминутные интересы вполне могут противоречить долгосрочным.
Угроза от Волги и Урала, возникнет «при самом неудачном развитии геополитической ситуации». Раскалывать же булгар усилением «различий» предлагается сейчас. Что означает превентивное ослабление региона и этноса. Это напоминает очень «неевразийское» рассмотрение булгар не как субъекта отношений с русским этносом, а как объект манипуляций со стороны Москвы.

Это будет противоположным существующей ныне тенденции унифицировать, “размывать” этническое самоощущение, когда и русские не совсем русские, и булгары не очень булгары - эдакое “население вообще”. Сильные булгары действительно могут угрожать единству государства, ибо в тезисе «сильные регионы - сильный центр» есть немалая толика лукавства. В России регионализм идёт рука об руку с сепаратизмом и разрушением единства страны. Однако подобное будет только в том случае, если булгары по-прежнему будут осознаваться русскими как нечто чуждое (не родное, не близкое). Но если русская цивилизация будет крупнее «советского» шаблона, тогда появится возможность осознать родство и культурную общность с булгарами без насильственной ассимиляции и, со стороны булгар, без боязни «обрусения».

Фаина Гримберг приводит факт разыгрывания Западом «булгарской карты» еще в 19 веке. Когда в 1878 русские войска разбивают турок и занимают Дунайскую Болгарию, «Западная Европа поднимает со свойственным ей коварством скандал - Россия заявляет, что она имеет право освобождать болгар, а как же её собственные болгары, так ведь и сидят неосвобождёнными… То есть это какие болгары, - несётся в ответ, - нет у нас никаких болгар! У нас только татары… Между тем, казанские татары продолжали помнить, что они - булгары, и Иван Грозный покорил Болгарское царство, а не Казанское ханство; и движения разные общественно-политические за возврат этнонима поднимались… Но как только Запад добился своей настоящей цели - ухода русских из Дунайской Болгарии, как раздутые им «страсти по болгарам» утихают».

Сейчас Западу выгодно стравить «татар» с русскими с целью разрушения России. И вот тот же Запад, который в 1878 кричал о притеснении волжских булгар Россией, теперь направляет деньги для «отатаривания » булгар!

Posted СР, 10/04/2013 - 07:12 by Кэп

Заселение территории современной Республики Татарстан началось еще в эпоху палеолита (около 100 тыс. лет назад).
Первое феодальное государство - Волжская Булгария - возникло в конце IX - начале X века н.э. и длительное время являлось единственным развитым государством на крайнем востоке Европы. Основное население его составляли булгары - выходцы из Приазовья, подчинившие себе местные финно-угорские и тюркоязычные племена. Самые крупные города - Болгар и Биляр - по площади и населенности превосходили Лондон, Париж, Киев, Новгород, Владимир того времени.
Волжская Булгария торговала со Средней Азией, Китаем, Византией, Русью мехом, лесом, кожей, обувью, оружием и другими ремесленными изделиями. Столица Волжской Булгарии город Булгар в X-XIV веках застраивался каменными и кирпичными зданиями; в городе был водопровод. До наших дней сохранились развалины "Черной палаты", Малого минарета, Северного мавзолея, Ханской усыпальницы, Соборной мечети.

Империя гуннов, которая заставила дрожать почти всю Европу более 1600 лет тому назад, рухнула в 453 году, после смерти ее могущественного вождя Атилы. Начали образовываться новые союзы племен и государств, среди которых объединение древних болгар, протоболгар, прибывших в Восточную Европу из Центральной Азии в составе гуннов и кочевавших уже на новой земле — в приазовских и северокавказских степях. Союз болгарских племен во главе с Органой (известного также как Моходу-хан) в начале 30-х годов VII века превратился в полуфеодальное государство под названием "Великая Болгария", правителем которого стал племянник Органы Кубрат-хан.
Великая Болгария распалась в 650-х годах после смерти Кубрата, часть булгарских племен ушла в другие места, часть осталась на своей земле. Центральное племя во главе с Испериком (Аспарух), младшим сыном хана, направилась к берегам Дуная и, образовав там союз с южнославянскими племенами, создало новое болгарское царство на западе — Дунайскую Болгарию. Болгарские ханы правили этой страной около 200 лет, но с середины IX века там усилилась славянизация и началась христианизация всего населения. Бывшие тюркоязычные болгары были постепенно ассимилированы славянами, но оставили свое имя "болгары".
Старший сын Кубрата Батбай остался на своих землях, подчинившись усилившимся на востоке хазарам. С этими болгарами, известными в истории под названием "черные болгары", язык которых со временем был ассимилирован кипчакским, связывают современных балкар и карачаевцев (карачалы, т.е. черноликие). Третья часть болгар и родственных им племен переселилась в Среднее Поволжье. Однако, это событие произошло не сразу после смерти Кубрата, как ошибочно думают некоторые, а позднее, в конце VIII в. Там, на юге они подчинились хазарам и вместе с ними, а также с северными, тюркизированными аланами составили знаменитый каганат, и только потом, спустя более ста лет, пошли на север, в наши края.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ГОРОДА БОЛГАР

Войдя здесь в тесный политический и этнокультурный контакт с местными финно-угорскими и, особенно с доболгарскими тюркоязычными племенами (последние появились на Волге в период Великого переселения народов в IV в веке), на рубеже IХ-X вв. болгары создали новое, уже третье государство - Волжскую Болгарию.
Необходимо сказать, что с целью отличия от южных и дунайских болгар, волжских принято писать через «у» в форме «булгары».
Волжская Булгария была раннефеодальным государством. С 20-30 годов X века ее население постепенно переходит к оседлости, начинает заниматься земледелием. Появляются первые города - Булгар и Сувар, в которых налаживается чеканка собственных монет. Чуть позднее возникают и новые города: Буляр (современному читателю больше известен как «Биляр» в поздней русской транскрипции), Ошель, Кашан, Джуиетау, Нухрат, Торцк (Торческ), Тухчин и другие большие и малые города, исторические названия которых не дошли до нас.

Появление городов и городской культуры в Волжской Булгарии тесно связано с принятием там Ислама, что произошло в 922 году. Тогда, по просьбе правителя булгар Алмаса, из Багдада пришло посольство халифа, главной миссией которого являлось распространение исламской религии в этом северном мусульманском государстве. Булгария входит в довольно широкий контакт с мусульманским миром, о ней появляется географическая и историческая литература арабо-персидского Средневековья. До наших дней дошли некоторые весьма ценные сочинения или отрывки из трудов восточных географов, среди них особый интерес представляют сочинения двух людей, лично посетивших Волжскую Булгарию и видевших булгар своими глазами. Это знаменитое «Рисаля» («Записка») Ибн-Фадлана, секретаря упомянутого выше посольства из Багдада, и две книги испано-арабского путешественника ал-Гарнати, побывавшего у булгар в середине XII века. Имеются также ценные сочинения представителей классической школы арабской географии Х века, например, ал-Балхи, ал-Масуди, ал-Истах-ри, Ибн-Хаукаля, ал-Мукадасси, широко известное персидское сочинение «Границы мира» того же Х в., работа арабского естествоведа и историка XI в. ал-Марвази, в которые включены интересные сведения о Волжской Булгарии и булгарах, об их городах, образе жизни, обрядах и обычаях, внешних связях с целым рядом стран и народов Евразии. Много ценного и поучительного по истории Волжской Булгарии содержат русские летописи, в которых можно черпать интересный материал по вопросам хронологии и хода исторических событий, связей Булгарии с древнерусским государством.

К сожалению, не сохранились исторические источники, созданные самими булгарами, но этот вакуум в значительной степени восполняется результатами археологических исследований, интенсивно проводимых в течение уже целого ряда десятилетий. Совокупность накопленных к настоящему времени всех письменных и археологических источников дает право иметь хорошее представление почти по всем сторонам жизни булгарского общества и его внешних связей.

История Сарматии - это важнейший вопрос истории Руси. С самых первобытных времен в центре Евразии было три царства Белая Русь, Синяя Русь (или Сарматия) и Красная Русь (или Золотая Скифия). Заселены они были всегда единым народом. Да и сегодня мы имеем то же самое - Белоруссия, Россия (Сарматия) и Украина (Скифия). Булгарское царство, это одна из форм существования в начале нашей эры Синей Руси. А из нее следует выводить родословную многих народов, которые сегодня живут в разных уголках мира: татар, евреев, грузин, армян, болгар, поляков, турков, басков и, конечно, русских.

Откуда взялись булгары?
Византийские историки часто не различают булгар и гуннов. Но следует обратить внимание, что многие греческие и латинские авторы, например: Kosmas Indikopeustes, Ioannes Malalas, Georgius Pisides, Theophanes, по разному относятся к булгарам и гуннам. Это говорит о том, что их не следует совсем отождествлять.
Античные авторы называют проживавших по берегам Дуная «варваров» общим словом гунны, хотя среди них было множество различных племен. Эти племена, называемые гуннами, на самом деле имеют собственные имена. То, что греческие и латинские авторы рассматривали булгаров как гуннов, говорит о том, что булгары и другие племена гуннов были одинаковы или схожи по обычаям, языкам, расе. Наши исследования показывают, что булгары относились к арийской расе, говорили на одном из воинских русских жаргонов (варианте тюркских языков). Хотя не исключено, что в воинских коллективах гуннов присутствовали и люди монголоидного типа.
Что касается самых ранних упоминаний о булгарах, то это 354 год, «Римские хроники» неизвестного автора (Th.Mommsen Chronographus Anni CCCLIV, MAN, AA, IX, Liber Generations,), а также труд Moise de Khorene. Согласно этим записям уже до того, как в середине IV века гунны появились в Европе, на Северном Кавказе наблюдалось присутствие булгар. Во 2-й пол. IV века какая-то часть булгар проникла в Армению. Исходя из этого можно решить, что булгары вовсе не гунны. По нашей версии гунны - это религиозно-военное образование, по типу сегодняшних талибов Афганистана. С той лишь разницей, что это явление возникло тогда в арийских ведийских монастырях Сарматии на берегах Волги, Северной Двины и Дона.

Синяя Русь (или Сарматия) после многочисленных периодов упадка и рассвета, в четвертом веке нашей эры начала новое перерождение в Великую Булгарию, которая занимала территорию от Кавказа до Северного Урала. Так что появление булгар в середине IV века в регионе Северного Кавказа более чем возможно. А причина того, что их не называли гуннами очевидно в том, что в то время булгары сами себя не называли гуннами, и западные люди, естественно, не могли использовать слово «гунны» для общего обозначения пришедших с востока народов. Гуннами называли себя определенное сословие военных-монахов, которые были хранителями особой ведийской философии и религии, знатоками боевых искусств и носителями особого кодекса чести, который позднее лег в основу кодекса чести рыцарских орденов Европы. Но так как все гуннские племена пришли в Европу по одному пути, очевидно, что они пришли не одновременно, а поочередно, партиями. Появление гуннов - это закономерный процесс, реакция на деградацию античного мира. Как сегодня талибы являются ответом на процессы деградации западного мира, так в начале эры гунны стали ответом на разложение Рима и Византии. Похоже, что этот процесс является объективной закономерностью развития социальных систем.
Некоторые считают, что работам Paulus Diaconus, Historia Langobardorum можно верить. Это значит, что в начале V века на северо-западе Карпатского региона между булгарами (Vulgars) и Langobards дважды возникали войны. В то время все Карпаты и Паннония были под властью гуннов. Но это свидетельствует, что булгары были частью союза гуннских племен и что они вместе с гуннами пришли в Европу. Карпатские Vulgars начала V века - это те же булгары с Кавказа середины IV века. Родина этих булгар - Поволжье, реки Кама и Дон. Собственно булгары - это осколки Гуннской империи, в свое время уничтожившей античный мир, которые остались в степях Руси. Большинство из «людей длинной воли», религиозных воинов, которые формировали непобедимый религиозный дух гуннов, ушли на Запад и после возникновения средневековой Европы растворились в рыцарских замках и орденах. Но породившие их общины остались на берегах Дона и Днепра.
К концу V века известны два основных булгарских племени: кутригуры и утигуры. Последние расселяются по берегам Азовского моря в районе Таманского полуостроваа. Кутригуры жили между изгибом нижнего Днепра и Азовским морем, контролируя степи Крыма вплоть до стен греческих городов.

Они периодически (в союзе со славянскими племенами) совершают набеги на границы Византийской империи. Так, в 539-540 годах булгары проводят рейды по Фракии и по Иллирии до Адриатического моря. В то же время много булгар поступает на службу к императору Византии. В 537 году отряд булгар сражается на стороне осажденного Рима с готами. Известны и случаи вражды между племенами булгар, которую умело разжигала византийская дипломатия.
Около 558 года булгары (в основном кутригуры) под предводительством хана Забергана вторгаются во Фракию и Македонию, подходят к стенам Константинополя. И только ценой больших усилий византийцы остановили Забергана. Булгары возвращаются в степи. Главная причина - известия о появлении к востоку от Дона неизвестной воинственной орды. Это были авары хана Баяна.
Византийские дипломаты незамедлительно используют авар для борьбы против булгар. Новым союзникам предлагаются деньги и земли для поселений. Хотя аварская армия насчитывает всего около 20 тыс. всадников, она несет собой все тот же непобедимый дух ведийских монастырей и, естественно, оказывается сильнее многочисленных булгар. Этому способствует и то, что вслед за ними движется еще одна орда, теперь тюрков. Первыми подвергаются нападению утигуры, затем авары пересекают Дон и вторгаются в земли кутригуров. Хан Заберган становится вассалом кагана Баяна. Дальнейшая судьба кутригуров тесно связана с аварами.
В 566 году передовые отряды тюрков достигают берегов Черного моря в районе устья Кубани. Утигуры признают над собой власть тюркского кагана Истеми.
Объединив войско, они захватывают самую древнюю столицу античного мира Боспор на берегу Керченского пролива, а в 581году появляются под стенами Херсонеса.

Возрождение под знаком Христа
После ухода войска авар в Паннонию и начала междуусобиц в Тюркском каганате, булгарские племена вновь объединились под властью хана Кубрата. Станция Курбатово в Воронежской области - это древняя ставка легендарного хана. Этот правитель, возглавлявший племя Онногуров, в детстве воспитывался при императорском дворе в Константинополе и в 12 лет был крещен. В 632 году он провозгласил независимость от авар и встал во главе объединения, получившего в византийских источниках название Великая Болгария.
Она занимала юг современной Украины и России от Днепра до Кубани. В 634-641 годах христианский хан Кубрат заключил союз с византийским императором Ираклием.

Возникновение Болгарии и расселение булгар по миру
Однако после смерти Кубрата (665 год) империя распалась, поскольку была разделена между его сыновьями. Старший сын Батбаян стал жить в Приазовье в статусе данника хазар. Другой сын - Котраг - переселился на правобережье Дона и тоже попал под власть евреев из Хазарии. Третий сын - Аспарух - под хазарским давлением ушел на Дунай, где, подчинив славянское население, положил начало современной Болгарии.
В 865 году болгарский хан Борис принял христианство. Смешение булгар со славянами привело к возникновению современных болгар.

Еще двое сыновей Кубрата - Кувер (Кубер) и Альцеком (Алцеком) ушли в Паннонию к аварам. В период образования Дунайской Болгарии Кувер поднял мятеж и перешел на сторону Византии, поселившись в Македонии. Впоследствии эта группа вошла в состав дунайских болгар. Другая группа во главе с Альцеком вмешалась в борьбу за престолонаследие в Аварском каганате, после чего была вынуждена бежать и просить убежища у франкского короля Дагоберта (629-639 гг.) в Баварии, а потом поселиться в Италии близ Равенны.
Большая группа булгар вернулась на свою историческую родину Поволжье и Прикамье, откуда их предков в свое время унес вихрь пассионарного порыва гуннов. Впрочем население, которое они здесь встретили, мало чем отличалось от них самих.

В конце VIII в. булгарские племена на Средней Волге создали государство Волжскую Болгарию. На основе этих племен впоследствии возникло Казанское ханство.
В 922 г. правитель волжских булгар Альмус принял ислам. К тому времени жизнь в ведийских монастырях, когда-то расположенных в этих местах, практически угасла. Потомками волжских булгар, в формировании которых приняли участие ряд других тюркских и угро-финнских племен, являются чуваши и казанские татары. Ислам с самого начала укрепился только в городах. Сын царя Альмуса отправился в паломничество в Мекку, и заехал в Багдад. После этого возник союз между Булгарией с Багдадом.
Подданные Булгарии платили царю подать лошадьми, кожами и др. Существовала таможня. В царскую казну поступала и пошлина (десятая часть товаров) с купеческих судов. Из царей Булгарии арабские писатели упоминают только Силка и Альмуса; на монетах Френу удалось прочесть еще три имени: Ахмед, Талеб и Мумен. Самая древняя из них, с именем царя Талеба, относится к 338 г.
Кроме того, византийско-русские договоры X в. упоминают орду черных болгар, живших около Крыма.

Волжская Булгария
Булгария Волжско-Камская, государство волжско-камских, финно-угорских народов в X-XV вв. Столицы: город Булгар, а с XII в. город Биляр. К X веку Сарматия (Синяя Русь) была разделена на два каганата: Северную Булгарию и южную Хазарию.
Самые крупные города - Болгар и Биляр - по площади и населенности превосходили Лондон, Париж, Киев, Новгород, Владимир того времени.
Булгария сыграла важную роль в процессе этногенеза современных казанских татар, чувашей, мордвы, удмуртов, мари и коми.

Булгарии ко времени становления булгарского государства (нач. X в.) , центром которого стал город Булгар (ныне с. Болгары Татарии) былb в зависимости от Хазарского каганата, управляемого иудеями.
Булгарский царь Альмус обратился за поддержкой к Арабскому халифату, в результате чего Булгария приняла ислам в качестве государственной религии. Распад Хазарского каганата после его разгрома русским князем Святославом I Игоревичем в 965 году закрепил фактическую независимость Булгарии.

Булгария становится самым сильным государством в Синей Руси, Пересечение торговых путей и обилие черноземов - в отсутствии войн делало этот край процветающим. Булгария стала центром производства. Отсюда вывозилась пшеница, меха, скот, рыб, мед, изделия ремесел (шапки, сапоги, известные на Востоке как «булгари», кожи). Но основной доход приносил торговый транзит между Востоком и Западом. Здесь с X в. чеканилась собственная монета - дирхем.
Помимо Булгара, были известны и другие города, такие, как Сувар, Биляр, Ошель и др.
Города были мощными крепостями. Было множество укрепленных усадеб булгарской знати.
Грамотность среди населения была повсеместной. В Булгарии живут юристы, богословы, медики, историки, астрономы. Поэтом Кул-Гали была создана поэма «Кысса и Йусуф», широко известная в тюркской литературе своего времени. После принятия ислама в 986 году некоторые булгарские проповедники посетили Киев и Ладогу предлагали великому русскому князю Владимиру I Святославичу принять ислам. Русские летописи с Х века и различают булгар: волжских, серебреных или нукратских (по Каме), тимтюзей, черемшанских и хвалисских.
Естественно велась непрерывная борьба за лидерство на Руси. Столкновения с князьями из Белой Руси и Киева было обычным делом. В 969 г. они подверглись нападению русского князя Святослава, который разорил их земли, по сказанию араба Ибн Хаукаля, в отмщение за то, что они в 913 году помогали хазарам уничтожить дружину русских, предпринявших поход на южные берега Каспийского моря. В 985 князь Владимир тоже совершил поход на Булгарию. В XII веке с возвышением Владимиро-Суздальского княжества, стремившегося распространить свое влияние в Поволжье, борьба между двумя частями Руси обострилась. Военная угроза вынудила булгар перенести свою столицу вглубь страны - в город Биляр (ныне с. Билярск Татарии). Но и булгарские князья не оставались в долгу. Булгарам удалось в 1219 году захватить и разграбить город Устюг на Северной Двине. Это была принципиальная победа, - так как здесь с самых первобытных времен находились древние библиотеки ведийских книг и древние монастыри, покровительствуемые, как считали древние, богом Гермесом. Именно в этих монастырях были скрыты знания о древнейшей истории мира. Вероятнее всего именно в них возникло военно-религиозное сословие гуннов и был выработан свод законов рыцарской чести. Однако князья Белой Руси вскоре отомстили за поражение. В 1220 году русскими дружинами был взят Ошель и др. камские города. Лишь богатый откуп предотвратил разорениt столицы. После этого установился мир, подтвержденный в 1229 обменом военнопленных. Военные столкновения между Белыми Русами и Булгарами случались в 985, 1088, 1120, 1164, 1172, 1184, 1186, 1218, 1220, 1229 и 1236 годах. Булгары во время вторжений доходили до Мурома (1088 и 1184 гг.) и Устюга (1218 г.). При этом во все трех частях Руси проживал единый народ, зачастую говорящий на наречьях одного языка и происходящий от общих предков. Это не могло не накладывать отпечаток на характер отношений между братскими народами. Так русский летописец сохранил под 1024 годом известие о том, что в этом году в Суздале свирепствовал голод и что Булгары снабдили русских большим количеством хлеба.

Потеря независимости
В 1223 году ордынцы Чингисхана, пришедшие из глубины Евразии, разгромили на юге рать Красной Руси (киевско-половецкое войско) в битве на Калке, но на обратном пути были сильно потрепаны булгарами. Известно, что Чингисхан, когда еще был обычным пастухом, повстречался с булгарским буяном, бродячим философом из Синей Руси, который предрек ему великую судьбу. Похоже, что он передал Чингисхану ту же самую философию и религию, которая в свое время породила Гуннов. Теперь возникла новая Орда. Это явление возникает в Евразии с завидной регулярностью, как ответ на деградацию общественного уклада. И всякий раз, через разрушение, оно порождает новую жизнь Руси и Европы.

В 1229 и 1232 годах булгарам удается вновь отразить набеги ордынцев. В 1236 внук Чингисхана Батый начинает новый поход на Запад. Весной 1236 года ордынский хан Субутай взял столицу Булгар Осенью того же года Биляр и другие города Синей Руси были разорены. Булгария была вынуждена покориться; но едва ордынское войско ушло, булгары вышли из союза. Тогда хан Субутай в 1240 году вынужден был вторично вторгаться, сопровождая поход кровопролитием и разорением.
В 1243 году Батый основал в Поволжье государство Золотая Орда, одной из провинций которого стала Булгария. Она пользовалась некоторой автономией, ее князья стали вассалами золотоордынского хана, платили ему дань и поставляли воинов в ордынское войско. Высокая культура Булгарии стала важнейшей составной частью культуры Золотой Орды.
Прекращение войны помогло возродить экономику. Наивысшего расцвета в этом регионе Руси она достигла в первой половине XIV в. К этому времени ислам утвердился в качестве государственной религии Золотой Орды. Город Булгар становится резиденцией хана. Булгар привлекал множеством дворцов, мечетей, караван-сараев. Здесь были общественные бани, мощеные улицы, подземный водопровод. Здесь первыми в Европе освоили плавку чугуна. Украшения, керамика из этих мест продавались в средневековой Европе и Азии.

Гибель Волжской Булгарии
С середины XIV в. начинается борьба за ханский престол, усиливаются сепаратистские тенденции. В 1361 году князь Булат-Темир отторг от Золотой Орды обширную территорию в Поволжье, включая Булгарию. Ханам Золотой Орды лишь на короткое время удается вновь объединить государство, где повсюду идет процесс дробления и обособления. Булгария распадается на два фактически самостоятельных княжества - Булгарское и Жукотинское с центром в городе Жукотин. После начала междуусобиц в Золотой Орде в 1359 году войско Новгородцев овладела Булгарским городом Жукотиным. Особенно много пострадала Булгария от русских князей Дмитрия Иоанновича и Василия Дмитриевича, которые овладевали городами Булгарии и ставили в них своих «таможенников».
Во второй половине XIV - начале XV века Булгария испытывает на себе постоянное военное давление Белой Руси. Окончательно Булгария потеряла самостоятельность в 1431 году, когда московское войско князя Федора Пестрого завоевало южные земли, которые перешли в подчинение Москвы. Самостоятельность сохранили только северные территории, центром которых являлась Казань. Именно на базе этих земель началось формирование в Среднем Поволжье Казанского ханства и перерождение этноса древних жителей Синей Руси (а еще раньше арийцев страны семи огней и лунных культов) в казанских татар. В это время Булгария уже окончательно подпала под власть русских царей, но когда именно - сказать нельзя; по всей вероятности, это произошло при Иоанне Грозном, одновременно с падением Казани в 1552 г. Однако титул «государя Болгарии» носил еще его дед, Иоанн III.
Смертельный удар Хазарскому каганату, положивший конец его самостоятельному существованию, был нанесен князем Святославом, сыном Игоря. Князь Святослав - самый выдающийся полководец Древней Руси. Русские летописи посвящают ему, его походам удивительно возвышенные слова. В них он предстает как истинный русский витязь - бесстрашный в бою, неутомимый в походах, искренний с врагами, верный раз данному слову, простой в быту.
С пяти лет князь Святослав на боевом коне и, как положено князю, первым начинает бой с врагом. «Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых. И легко ходил в походах, как пардус, и много воевал. В походах же не возил с собой ни возов, ни котлов, не варил мясо, но, тонко нарезав конину или зверину, или говядину и, зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник с седлом в головах. Такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас итти» ([I], с. 244).
Первые свои походы князь Святослав предпринимает к вятичам и против Хазарии.
В 964 г. князь Святослав «идя на Оку реку и на Волгу, и налезе вятичи, и рече вятичем: «Кому дань даете?» Они же реша: «Козаром по щьлягу от рола даем».
В 965 г. «идя Святослав на козары; слышавше же козари, изидоша противу с князем своим Каганом, и сыпупишася битися, и бывши брани, одоле Святослав козаром и град их и Белу Вежю взя. И ясы победи и косогы» ([I], с. 47).
После похода Святослава Хазария прекращает свое существование. Готовя наступление на Хазарию, Святослав отверг фронтальный натиск через волго-донское междуречье и предпринял грандиозный обходной маневр. Прежде всего князь двинулся на север и покорил зависимые от каганата земли славянского племени вятичей, выведя их из зоны хазарского влияния. Перетащив ладьи из Десны на Оку, княжеская дружина поплыла по Волге.
Хазары не ожидали удара с севера. Они были дезорганизованы подобным маневром и не смогли организовать серьезную оборону. Достигнув хазарской столицы - Итиля, Святослав атаковал пытавшееся спасти ее войско кагана и в жестокой битве разбил его. Далее киевский князь предпринял поход в Северо-Кавказский регион, где разгромил опорный пункт хазар - крепость Семендер. Во время этого похода Святослав покорил племена касогов и основал на Таманском полуострове Тмутараканское княжество.
После этого дружина Святослава двинулась к Дону, где взяла штурмом и разрушила восточный хазарский форпост - крепость Саркел. Таким образом Святослав, совершив беспрецедентный поход длиной в тысячи километров, захватил основные опорные пункты хазар на Дону, Волге и Северном Кавказе. Одновременно он создал базу для влияния на Северном Кавказе -Тмутараканское княжество. Эти походы сокрушили мощь Хазарского каганата, который прекратил свое существование на рубеже X-XI вв. В результате походов Святослава Древнерусское государство добилось безопасности своих юго-восточных рубежей и стало в тот период основной силой в Волжско-Каспийском регионе. Русь открыла себе свободную дорогу на Восток.

В VIII веке на Средней Волге и в Прикамье возникло государство, жители которого называли себя булгарами. Долгое время эта страна мирно соседствовала с Русью. Татарстан – такое название носит республика, расположенная сейчас на месте Волжской Булгарии.

Но не все жители Казани и соседних с ней городов согласны с этнонимом «татары». Многие люди, помня свое историческое наследие, считают себя булгарами – потомками древнего народа, основавшего не одно государство.

Кто такие булгары?

О происхождении булгар (болгар – зависит от произношения) среди ученых до сих пор ведутся споры. Одни этнографы и историки причисляют этих людей к потомкам тюркоязычных племен Центральной Азии. Другие специалисты не сомневаются, что булгары были ираноязычным народом и обитали в исторической области, которую греки называли Бактрия. А сами жители этих мест, расположенных западнее горной системы Гиндукуш, именовали свою страну Балхара, так некоторые ученые и объясняют возникновение этнонима.

Эпоха великого переселения народов привела в движение многие племена, в том числе и булгар. В поисках лучших земель они отправились на запад. В IV веке этот народ поселился в степях Северного Причерноморья, заняв также земли Северного Кавказа вплоть до Каспия. Жизнь булгар была неспокойной, они периодически подвергались нападениям то гуннов, то аваров, то различных тюркоязычных племен.

Как и многие другие народы, чьи земли граничили с супердержавой того времени – Византийской империей – булгары вынуждены были выстраивать с могучим соседом дипломатические отношения. Даже их легендарный правитель хан Кубрат (605-665 гг.) воспитывался в Константинополе. Византийцы часто вынуждали глав соседних государств отдавать им своих наследников, чтобы держать их при императорском дворе как заложников, а заодно и прививать будущим правителям собственные духовные ценности.

В истории каждого народа есть личность, чьи решения определяют судьбу целой страны. Для булгар таким человеком был хан Кубрат. В 632 году он основал государство, которое византийцы назвали Великой Болгарией. По мнению одних исследователей, ее территории охватывали Восточное Приазовье и Кубань, другие специалисты полагают, что земли булгар простирались от Южного Буга до Ставропольской возвышенности.

Впрочем, после смерти легендарного основателя государство распалось, разделенное его сыновьями. Старший из них, которого звали Батбаян, остался в Приазовье с частью народа. Его Брат Котраг увел своих людей в донские степи. Другая группа булгар, возглавляемая Альцеком, после долгих странствий поселилась в районе итальянской Равенны.

Под предводительством третьего сына хана Кубрата, которого звали Аспарух, часть народа перебралась на Дунай. Они и основали современную Болгарию, впоследствии испытав сильное влияние местных славянских племен. Как и многие союзники Византии, болгары приняли христианство. Произошло это в 865 году.

Волжская Булгария

Оставшиеся в Приазовье булгары столкнулись с частыми набегами воинственных хазар. В поисках нового пристанища они перебрались на территорию современного Татарстана. Волжская Булгария была основана во второй половине VIII века.

Для своего времени это было передовое государство. Булгары стали первым из европейских народов, освоившим технологию изготовления стали и выплавки чугуна. А слава местных мастеров кожевенного дела распространилась до Ирана и Центральной Азии. Уже в IX веке, укрепившись на новых землях, эти люди стали строить каменные дворцы.

Благодаря удачному расположению булгары наладили торговлю с Русью, Скандинавией, Прибалтикой, Византией. Товары транспортировались, в основном, по Волге. Установили булгары экономические связи и с восточными соседями. Сюда регулярно прибывали караваны из Китая, Индии и Персии.

В 922 году официальной религией Волжской Булгарии стал ислам, распространившийся на эти земли вместе с проповедниками из Багдадского халифата. Так получилось, что дунайские булгары объявили себя христианами, а волжские – мусульманами. Некогда единый народ разделила религия.

Первой столицей государства был город Булгар, а в XII веке официальным центром страны стал Биляр. Казань, основанная в 1005 году, тогда еще не имела столичного статуса.

В XIII веке Волжскую Булгарию захватили монголы. Когда-то мощное и независимое государство превратилось в одну из провинций Золотой Орды. С этого момента началось постепенное вытеснение этнонима «булгары».

Казанское ханство

После распада Золотой Орды у булгар появилась надежда снова обрести государственность. В 1438 году на территории современного Татарстана был образован Булгарский вилаят, который на Руси называли Казанским ханством. Но во главе этого государства встали уже не булгары, а потомки легендарного завоевателя Чингисхана. Один из ордынских ханов, которого звали Улуг-Мухаммед (Улу-Мухаммед), вместе со своим войском захватил Казань и основал там правящую династию.

Во второй половине XV века Казанское ханство занимало всю Среднюю Волгу и бассейн реки Камы, включая в себя земли башкиров, чувашей, мордвы, черемисов и вотяков. Помимо Казани здесь было много крупных городов: Булгар, Алат, Кашан, Арча, Джукетау, Зюри, Иске-Казань, Тетюши и Лаеш. А общая численность населения превышала 400 тысяч человек.

Этноним «булгары» стал постепенно забываться, люди чаще называли себя «казанлы» (казанцы) или просто по религиозному признаку – мусульмане. Возможно, аристократическая верхушка ханства, не принадлежавшая к булгарам, была заинтересована в том, чтобы их подданные поскорее забыли о своей национальной принадлежности, обычаях и традициях.

В XVI веке Казань начала ощущать усилившееся влияние Москвы. Русские князья неоднократно пытались посадить на престол соседнего государства лояльного им человека. После многочисленных распрей, военных стычек и политических интриг в 1552 году ханство было захвачено войсками царя Иоанна IV Васильевича Грозного. Казань официально вошла в состав Руси. С этого момента этноним «булгары» окончательно был утрачен.

Кто такие татары?

Татары – тюркоязычный народ, живущий преимущественно в России, Казахстане и Средней Азии. Впервые так себя называть стали представители некоторых маньчжурско-монгольских племен, кочевавших в районе Байкала в VI-IX веках. Понятно, что к булгарам эти люди не имели абсолютно никакого отношения. Они присоединились к завоевательным походам Чингисхана. Именно поэтому русские называли ордынцев монголо-татарами.

Впоследствии этноним «татары» распространился на многие народы, часто не имеющие между собой ничего общего. Так стали именовать некоторые этносы, ранее входившие в состав Золотой Орды. Поэтому возник исторический парадокс: потомков булгар, завоеванных монголами в XIIIвеке, сейчас называют именем их захватчиков.

Как показали генетические исследования, казанские, крымские, астраханские и сибирские татары – представители разных народностей. Они не имеют общих предков, и их этногенез происходил независимо друг от друга. Этот факт может объяснить, почему языки, например, казанских и астраханских татар так сильно различаются между собой, что люди банально не понимают друг друга.

При обследовании казанских татар ученые-генетики обнаружили их несомненное родство с жителями Восточной Европы и Средиземноморья. А вклад в этногенез населения современного Татарстана выходцев из Центральной Азии составляет всего 1-6% (в зависимости от района). Все-таки среди булгар случались смешанные браки с ордынцами, хотя и довольно редко.

Многие коренные жители современной Казани не согласны с тем, что их называют татарами. Не удивительно. Ведь это почти то же самое, если бы русских перепутали с немцами.