Известные пираты нового времени. Знаменитые пираты карибского моря, рядом с которыми киношный джек воробей просто мальчишка

Пиратство появилось, как только человек начал использовать плавательные средства для перевозки грузов. В разных странах и в разные эпохи пиратов называли флибустьерами, ушкуйниками, корсарами, каперами.

Самые известные пираты в истории оставили после себя значительный след: при жизни они внушали страх, после смерти их авантюры продолжают вызывать неослабевающий интерес. Пиратство оказало большое влияние на культуру: морские разбойники стали центральными фигурами многих знаменитых литературных произведений, современных кинофильмов и сериалов.

Живший в XVIII веке. Он интересен тем, что в его команде были две женщины. За любовь к рубашкам из индийского ситца (калико) ярких расцветок он получил прозвище Калико Джек. На флоте оказался в раннем возрасте из-за нужды. Долгое время служил старшим рулевым под командованием знаменитого пирата Чарльза Вейна. После того как последний пытался отказаться от боя с преследовавшим пиратское судно французским военным кораблем, Рэкхем поднял бунт и был избран новым капитаном согласно порядку пиратского кодекса. Калико Джек отличался от остальных морских разбойников мягким обращением со своими жертвами, что, впрочем, не спасло его от виселицы. Пират был казнен 17 ноября 1720 года в Порт-Рояле, а тело его вывесили в назидание остальным разбойникам у входа в гавань.

История одного из самых известных пиратов в истории, Уильяма Кидда , до сих пор вызывает споры среди исследователей его жизни. Часть историков уверена, что он не был пиратом и действовал строго в рамках каперского патента. Тем не менее его признали виновным в нападении на 5 кораблей и убийстве. Несмотря на то, что он пытался получить освобождение в обмен на информацию о месте, где спрятаны ценности, Кидд был приговорен к повешению. После казни тело пирата и его сообщников было вывешено на всеобщее обозрение над Темзой, где и провисело 3 года.

Легенда о спрятанных сокровищах Кидда долгое время будоражила умы. Убеждение в том, что сокровище действительно существует поддерживали литературные произведения, в которых упоминался пиратский клад. Спрятанные богатства Кидда искали на многих островах, но безуспешно. О том, что клад все-таки не миф, свидетельствует тот факт, что в 2015 году британские водолазы нашли у берегов Мадагаскара обломки пиратского судна и под ним 50-килограммовый слиток, который, по оценке экспертов, принадлежал капитану Кидду.

Или госпожа Чжэн - одна из самых известных в мире женщин-пиратов. После смерти мужа унаследовала его пиратскую флотилию и поставила морской разбой на широкую ногу. Под ее началом находилось две тысячи судов и семьдесят тысяч людей. Командовать целой армией ей помогала жесточайшая дисциплина. Например, за самовольную отлучку с корабля провинившийся лишался уха. Не все подчиненные мадам Ши были довольны таким положением дел, и один из капитанов однажды поднял бунт и перешел на сторону властей. После того как могущество мадам Ши было ослаблено, она пошла согласилась на перемирие с императором и впоследствии дожила до преклонных лет на свободе, управляя публичным домом.

Один из самых известных пиратов в мире. Собственно, он был не пиратом, а корсаром, действовавшим на морях и океанах против вражеских кораблей по специальному разрешению королевы Елизаветы. Опустошая побережья Центральной и Южной Америки, он несметно разбогател. Дрейк совершил немало великих деяний: открыл пролив, который назвал в свою честь, под его командованием британский флот разгромил Великую Армаду. С тех самых пор один из кораблей английского военно-морского флота носит имя знаменитого мореплавателя и корсара Фрэнсиса Дрейка.

Список самых знаменитых пиратов будет неполным без имени . Несмотря на то что родился он в зажиточной семье английского землевладельца, с юности Морган связал свою жизнь с морем. Он нанялся на один из кораблей юнгой и вскоре был продан в рабство на Барбадосе. Ему удалось перебраться на Ямайку, где Морган присоединился к шайке пиратов. Несколько удачных походов позволили ему с товарищами приобрести судно. Моргана выбрали капитаном, и это было удачным решением. Через несколько лет под его началом находилось 35 кораблей. С таким флотом ему удалось за день захватить Панаму и сжечь весь город. Поскольку действовал Морган в основном против испанских кораблей и проводил активную английскую колониальную политику, после его ареста пират не был казнен. Напротив, за оказанные Британии услуги в борьбе против Испании Генри Морган получил должность вице-губернатора Ямайки. Умер знаменитый корсар в возрасте 53 лет от цирроза печени.

Он же Черный Барт - один из самых ярких пиратов в истории, хотя он не так известен, как Черная борода или Генри Морган. Черный Барт стал самым успешным флибустьером за всю историю пиратства. За свою недолгую пиратскую карьеру (3 года) он захватил 456 кораблей. Его добыча оценивается в 50 миллионов фунтов стерлингов. Считается, что он создал знаменитый «Кодекс пиратов». Был убит в бою с британским военным кораблем. Тело пирата согласно его воле было сброшено в воду, и останки одного из самых великих пиратов так и не были найдены.

Или Черная Борода - один из самых известных пиратов в мире. Его имя слышал практически каждый. Жил и занимался морским разбоем Тич в самый расцвет золотого века пиратства. Поступив на службу в возрасте 12 лет, он получил ценный опыт, который затем пригодился ему в будущем. По мнению историков, Тич участвовал в войне за испанское наследство, а после ее окончания сознательно решил стать пиратом. Слава безжалостного флибустьера помогала Черной Бороде захватывать судна без применения оружия - увидев его флаг, жертва сдавалась без боя. Веселая жизнь пирата продолжалась недолго - Тич погиб в ходе абордажного боя с преследовавшим его британским военным судном.

К самым известным пиратам в истории относится по прозвищу Долговязый Бен. Отец будущего знаменитого буканьера был капитаном британского флота. С детства Эвери грезил морскими путешествиями. Свою карьеру на флоте он начал юнгой. Затем Эвери получил назначение первым помощником на корсарский фрегат. Команда корабля вскоре подняла восстание, и первый помощник был провозглашен капитаном пиратского судна. Так Эвери стал на путь пиратства. Прославился тем, что захватил корабли индийских паломников, направляющихся в Мекку. Добыча пиратов была неслыханной по тем временам: 600 тысяч фунтов и дочь Великого Могола, на которой впоследствии Эвери официально женился. Как закончилась жизнь знаменитого флибустьера, неизвестно.

Один из самых знаменитых флибустьеров золотого века пиратства. Парго занимался перевозкой рабов и заработал на этом состояние. Богатство позволяло ему заниматься благотворительностью. Дожил до почтенного возраста.

В число самых знаменитых морских разбойников входит , известный как Черный Сэм. Подался в пираты ради женитьбы на Марии Халлет. Беллами отчаянно не хватало средств, чтобы обеспечить будущую семью, и он присоединился к команде пиратов Бенджамина Хорниголда. Через год он стал капитаном разбойников, разрешив Хорниголду мирно уйти. Благодаря целой сети осведомителей и шпионов Беллами смог захватить одно из самых быстроходных суден того времени, фрегат «Вайда». Беллами погиб, когда плыл к своей возлюбленной. «Вайда» попала в шторм, судно было выброшено на мель и команда, включая Черного Сэма, погибла. Карьера Беллами в качестве пирата продолжалась всего год.

Эти корабли давно уже горят в печках преисподней. Все потому, что на них самые злые пираты вершили свои самые страшные замыслы.

“Приключение“ (Adventure Galley)

Любимое судно Уильяма Кидда. Это шотландский моряк и английский капер, прославившийся благодаря громкому судебному разбирательству — его обвиняли в преступлениях и пиратских нападениях. Итоги оспариваются и по сей день.

“Приключение“ — необычная галера-фрегат, оснащенная прямыми парусами и веслами. За счет последнего была очень маневренной — как против ветра, так и в безветренную погоду. Вес — 287-тонн, вооружение — 34 пушки. На борту легко помещалось 160 человек команды. Главная цель “Приключения“ — уничтожение кораблей других пиратов.

Источник: wikipedia.org

“Месть королевы Анны“ (Queen Anne’s Revenge)

Флагманский корабль легендарного капитана Эдварда Тича. Тич, он же Черная Борода — английский пират, действовавший в районе Карибского моря в 1703—1718 годах.

Тич любил “Месть“ за вооружение — 40 пушек. Фрегат, кстати, изначально назывался “Конкорд“ и принадлежал Испании. Затем перешел к Франции, ну а потом его захватил “Чернобородый“. Так “Конкорд“ и стал “Местью королевы Анны“, потопившей десятки торговых и военных судов, вставших на пути знаменитого пирата.


Источник: wikipedia.org

“Уида“ (Whydah)

“Хозяин“ — пират Черный Сэм Беллами, один из самых знаменитых пиратов Золотого века морского разбоя. “Уида“ была быстроходным и маневренным судном, способным перевозить множество сокровищ. Но спустя год после начала пиратского разбоя корабль попал в ужасный шторм и был выброшен на отмель. Итог: вся команда (кроме двух человек) погибла.


Источник: wikipedia.org

“Королевская удача“ (Royal Fortune)

Числилась во владениях Бартоломью Робертса — знаменитого валлийского пирата (настоящее имя — Джон Робертс), промышлявшего в Атлантике и Карибском море. Захватил, кстати, более 400 кораблей. Отличался экстравагантным поведением.

Так вот, Робертс был без ума от 42-пушечной 3-мачтовой “Королевской удачи“. На ее борту он и встретил свою кончину — в бою с британским военным кораблем “Ласточка“ в 1722 году.


Источник: wikipedia.org

“Фантазия“ (Fancy)

Хозяин — Генри Эвери, он же Архипират и Долговязый Бен — пират, прозванный “одним из самых успешных буканьеров и джентльменов удачи“. “Фантазия“ сперва была испанским 30-пушечным фрегатом “Чарльз II“. Ее команда успешно грабила французские суда. Но потом на ней вспыхнул бунт, и власть перешла к Эвери, служившему первым помощником капитана. Пират переименовал корабль и дальше на нем (и с ним) буянил, пока смерть их не разлучила.


Источник: wikipedia.org

“Счастливая доставка“ (Happy Delivery)

Маленький, но от этого не менее любимый кораблик Джорджа Лоутера — английского пирата XVIII века, “трудившегося“ в Карибском бассейне и Атлантике. Фишка Лоутера — таран вражеского судна с одновременным молниеносным абордажем. Часто пират делал это на “Доставке“.


Восходящее солнце“ (Rising Sun)

Судно входило в имения Кристофера Муди, одного из самых безжалостных головорезов — принципиально не брал никого в плен, всех быстро и качественно отпускал на тот свет. Так вот, “Восходящее солнце“ — 35-пушечный фрегат, который наводил ужас на всех, особенно на врагов Муди. Правда, так продолжалось до тех пор, пока головореза не повесили. Отдельного внимания заслуживает яркий и тогда уж больно узнаваемый флаг Муди.


Пираты, «джентельмены удачи» во все времена наводили ужас на население прибрежных городов. Их страшились, устраивали облавы, казнили, но интерес к их авантюрам не ослабевал никогда.

Мадам Дзин – жена своего сына

Мадам Дзин, или Чжэн Ши, была самой известной «морской разбойницей» своего времени. Армия пиратов под ее командыванием наводила ужас на прибрежные города Восточного и Юго-восточного Китая в начале XIX в. Под ее началом находилось около 2000 судов и 70000 человек, которых даже не смог разбить большой флот цинского императора Дзя-цина (1760-1820), посланный в 1807 году для разгрома своевольных пиратов и пленения могущественной Дзин.

Юность Чжэн Ши была незавидной – ей пришлось заниматься проституцией: она была готова продать свое тело за звонкую монету. В пятнадцатилетнем возрасте ее похитил пират по имени Чжэн И, который, как настоящий джентльмен, взял ее в жены (после женитьбы она и получила имя Чжэн Ши, которое означало «жена Чжэна»). После свадьбы они отправились к берегам Вьетнама, где новоиспеченная пара и ее пираты, напав на одну из пребрежных деревень, похитили мальчика (одногодку Чжэн Ши) - Чжана Баоцзая, - которого Чжэн И и Чжэн Ши усыновили, так как последняя не могла иметь детей. Чжан Баоцзай стал любовником Чжэн И, что, по всей видимости, совершенно не смущало молодую жену. Когда в 1807 году во время шторма погиб ее муж, мадам Дзин по наследству перешел флот в 400 кораблей. При ней во флотилии была железная дисциплина, не чуждо ей было и благородство, если это качество вообще можно соотнести с пиратством. Мадам Дзин за грабёж рыбацких деревень и изнасилование пленённых женщин предавала виновных смертной казни. За самовольную отлучку с судна виновному отрезали левое ухо, которое затем предъявлялось всей команде для устрашения.

Чжэн Ши вышла замуж за своего пасынка, поставив командывать своим флотом. Но не все в команде мадам Дзин были довольны властью женщины (особенно, после неудачной попытки двух капитанов посвататься к ней, одного из которых Чжэн Ши застрелила). Недовольные подняли мятеж и сдались на милость властям. Это подорвало авторитет мадам Дзин, что заставило ее пойти на переговоры с представителями императора. В итоге, по соглашению 1810 года, она перешла на сторону властей, а её супруг получал синекуру (должность, которая не давала никаких реальных полномочий) в китайском правительстве. Удалившись от пиратских дел, Мадам Чжэн поселилась в Гуанчжоу, где содержала публичный дом и притон для азартных игр до самой смерти в возрасте 60 лет.

Арудж Барбаросса – султан Алжира

Этот пират, наводивший ужас на города и деревни Средиземноморья, был хитрым и изворотливым воякой. Родился он в 1473 г. в семье гончара-грека, принявшего ислам, и с юного возраста вместе со своим братом Ацором начал заниматься пиратством. Арудж прошел через плен и рабство на принадлежащих рыцарям-ионнитам галерах, из которого его выкупил брат. Время, проведенное в рабстве, ожесточило Аруджа, корабли, принадлежащие христианским королям, он грабил с особой жестокостью. Так в 1504 г. Арудж напал на галеры, нагруженные ценным грузом, который принадлежал папе римскому Юлию II. Ему удалось захватить одну из двух галер, вторая попыталась спастись бегством. Арундж пошел на хитрость: приказал некоторым из своим матросам надеть форму солдат, с захваченной галеры. Затем пираты перешли на галеру и взяли собственное судно на буксир, имитируя, таким образом, полную победу папских воинов. Вскоре показалась отставшая галера. Вид пиратского корабля, шедшего на буксире, вызвал у христиан прилив энтузиазма, и корабль без всякой опаски подошла к борту «трофея». В этот момент Арудж и подал знак, после которого команда пиратов стала с жестокостью убивать беглецов. Это событие значительно повысило авторитет Аруджа среди арабов-мусульман Северной Африки.

В 1516 г. на волне восстания арабов против осевших в Алжире испанских войск Арудж провозгласил себя султаном под именем Барбаросса (Рыжебородый), после чего он с еще большим рвением и жестокостью принялся грабить города юга Испании, Франции, Италии, скопив огромное богатство. Против него испанцы послали большой экспедиционный корпус (около 10000 человек) во главе с маркизом де Комаресом. Ему удалось разгромить войско Аруджа, и последний стал отступать, прихватив с собой годами накопленное богатство. И, как гласит легенда, на всем пути отступления Арудж, дабы задержать преследователей, разбрасывал серебро и золото. Но это не помогло, и Арудж погиб, ему отрубили голову вместе с верными ему пиратами.

Вынужденная быть мужчиной

Одна из знаменитых пираток, жившая на рубеже XVII-XVIII веков, - Мери Рид – вынуждена была всю жизнь скрывать свой пол. Еще в детстве родители уготовили ей участь – «занять место» своего брата, который умер незадолго до появления Мери на свет. Она была незаконнорожденным ребенком. Чтобы скрыть позор, мать, родив девочку, отдала ее своей богатой свекрови, заранее переодев дочь в одежды своего умершего сына. Мери была «внуком» в глазах своей ничего не подозревавшей бабушки, и все время, пока девочка росла, мать одевала и воспитывала ее как мальчика. В 15 лет Мери уехала во Фландрию и поступила в пехотный полк в должности кадета (всё так же переодетая в мужчину, под именем Марк). Согласно воспоминаниям современников, она была смелым бойцом, но все-таки не смогла продвинуться по службе и перешла в кавалерию. Там пол взял свое – Мери встретила человека, в которого страстно влюбилась. Только ему она расскрыла, что она – женщина, и вскоре они поженились. После свадьбы они сняли дом около замка в Бреда (Голландия) и оборудовали там таверну «Три Подковы».

Но судьба не была благосклонна, вскоре муж Мери умер, и она, опять переодевшись мужчиной, отправилась в Вест-Индию. Корабль, на котором она плыла, захватили английские пираты. Тут произошла судьбоносная встреча: она познакомилась со знаменитой пираткой Энн Бонни (такая же, как и она, переодетая в мужчину женщина) и ее любовником Джоном Рэкхемом. Мери присоединилась к ним. Более того, она вместе с Энн стала сожительствовать с Рэкхемом, образовав причудливый «любовный треугольник». Личная отвага и храбрость этой тройки сделали их знаменитыми во всей Европе.

Ученый пират

Уильям Дампир, рожденный в обычной крестьянской семье и рано лишившийся родителей, сам должен был пробивать себе дорогу в жизнь. Начал он с того, что стал юнгой на корабле, потом занялся рыбным промыслом. Особое место в его деятельности занимала страсть к исследованиям: он изучал новые земли, на которые его забрасывала судьба, их флору, фауну, климатические особенности, участвовал в экспедиции по исследованию берегов Новой Голландии (Австралии), открыл группы островов - архипелаг Дампира. В 1703 году он отправился в Тихий океан на пиратский промысел. На острове Хуан-Фернандес Дампир (по другой версии Страдлинг, капитан другого судна) высадил парусного мастера (по другой версии боцмана) Александра Селкирка. История пребывания Селкирка на необитаемом острове легла в основу знаменитой книги Даниэля Дефо «Робинзон Крузо».

Лысая Грайне

Грейс О’Мейл или, как ее еще называли, Лысая Грайне – одна из неоднозначных фигур в английской истории. Она всегда была готова отстаивать свои права, во что бы то ни стало. С мореходством она познакомилась, благодаря своему отцу, который брал маленькую дочь в дальние торговые плавания. Ее первый муж был подстать Грейс. О клане О"Флагерти, к которому он принадлежал, говорили: «Жестокие люди, самым наглым образом грабящие и убивающие своих сограждан». Хотя, справедливости ради, надо заметить, что для ирландских кланов горного Коннахта – междоусобица, дело обычное. Когда он был убит, Грейс вернулась к родным и взяла под свое руководство флотилию своего отца. Таким образом, у нее в руках оказалась поистенне огромная сила, с помощью которой она могла держать в повиновении все Западное побережье Ирландии.

Грейс позволяла себе вести так свободно, даже в присутствии королевы. В конце концов, ее тоже называли «королевой», только пиратской. Когда Елизавета I протянула свой кружевной платок Грейс, чтобы та вытерла нос после того, как понюхала табак, то Грейс, использовав его, сказала: «Он вам нужен? В моих краях ими не пользуются больше одного раза!» - и кинула платок свите. Согласно историческим источникам, две давние противницы – а Грейс успела отправить на один десяток английских судов – смогли договориться. Королева даровала пиратке, которой на тот момент было уже около 60 лет, прощение и неприкосновенность.

Черная борода

Благодаря своей отваге и жестокости, Эдвард Тич стал одним из самых страшных пиратов действующих в районе Ямайки. К 1718 году, под его руководством сражалось более 300 человек. Врагов приводило в ужас лицо Тича, практически полностью закрытое черной бородой, в которой дымились вплетенные в нее фитили. В ноябре 1718 года, Тич был настигнут английским лейтенантом Мейнардтом и после непродолжительного суда, был вздернут на рее. Именно он стал прообразом легендарного Джетроу Флинта, из «Острова сокровищ».

Президент-пират

Мурат Рейс-младший, настоящее имя которого Ян Янсон (голландец), принял ислам ради того, чтобы избежать плен и рабства в Алжире. После этого он стал сотрудничать и активно участвовать в пиратских набегах таких пиратов, как Сулейман Рейс и Симон-танцор, тоже, как и он - голландцами, принявшими ислам. Ян Янсон в 1619 году переехал в марроканский город Сале, который жил за счет пиратства. Вскоре после прибытия туда Янсона он объявил свою независимость. Там была создана пиратская республика, первым главой которой стал Янсон. В Сале он женился, его дети пошли по стопам отца, став пиратами, но после присоединились к голландским колонистам, основавшим город Нью-Амстердам (нынешний Нью-Йорк).

April 9th, 2013

Слово «пират» (по-латыни pirata) происходит в свою очередь от греческого peirates, с корнем peiran («пробовать, испытывать»). Таким образом, смысл слова будет «пытающий счастья». Этимология свидетельствует, насколько зыбкой была с самого начала граница между профессиями мореплавателя и пирата.

Это слово вошло в обиход примерно в IV-III веках до н.э., а до того применялось понятие «лэйстэс», известное еще Гомеру, и тесно связанное с такими материями, как грабеж, убийство, добыча.

Пират - морской разбойник вообще, любой национальности, во всякое время грабивший любые корабли по собственному желанию.

Флибустьер - морской разбойник, преимущественно в XVII веке, грабивший, главным образом, испанские корабли и колонии в Америке.

Буканир (буканьер) - морской разбойник, преимущественно в XVI веке, грабивший, как и флибустьер, испанские корабли и колонии в Америке. Обычно таким термином называли ранних карибских пиратов, позже оно вышло из употребления и было заменено «флибустьером».

Капер, корсар, и приватир - частное лицо, получившее от государства лицензию на захват и уничтожение неприятельских судов и нейтральных стран в обмен на обещание делиться с нанимателем. При этом следует иметь в виду, что термин «капер» наиболее раннее, вошло в употребление на средиземноморье еще с (примерно) 800 года до н.э. Термин «корсар» появилось значительно позже, начиная с XIV века н.э., от итальянского «корса» и французского «ла корса». В средневековье употреблялись оба термина. Слово «приватир» появилось еще позже (первое употребление датируется 1664 годом) и пошло от английского «privateer». Часто термином «приватир» хотели подчеркнуть английскую национальность капера, на средиземноморье он не прижился, всякого капера там по-прежнему именовали корсар (фр.), корсаро (ит.), корсарио (исп.), корсари (португ.).

Границы были зыбки и если вчера он был буканиром, сегодня стал капером, а завтра может стать обычным пиратом.


Кроме перечисленных выше терминов, появившихся в довольно позднее время, существовали и более древние названия пиратов. Одно из них — тжекеры, обозначавшее близневосточных пиратов в XV-XI веках до нашей эры. Мне встречалось несколько различныйх латинских написаний тжекеров: Tjeker, Thekel, Djakaray, Zakkar, Zalkkar, Zakkaray. В 1186 году до н.э. они фактически завоевали весь Египет* и вели обширный морской разбой вдоль палестинского побережья в течение нескольких столетий. Нынешняя историография полагает, что тжекеры вышли из Киликии, будущей родины грозных киликийский пиратов. Тжекеры довольно подробно описаны в папирусе Венамона. Позднее, (где-то до 1000 года до н.э) тжекеры осели в Палестине, в городах Дор и Тел Зарор (недалеко от нынешнего города Хайфа). Поскольку в еврейских документах они не упоминаются, их, скорее всего, поглотили более многочисленные филистимляне.


Надо иметь в виду одну особенность Древнего Египта: государство было вытянуто вдоль Нила и средиземноморского побережья, от воды оно удалялось не более, чем на 15-25 км, поэтому тот, кто контролировал побережье, контролировал, по существу, всю страну.


Венамон — древнеегипетский путешественник XII века до н.э., жрец храма Амона в Карнаке. Папирус, написанный около 1100 года до н.э. Древние историки довольно часто упоминали о пиратах, но папирус Венамона — это уникальный документ, поскольку представляет собой путевые записки очевидца.


Примерно в V веке до нашей эры в обиход вошло еще одно название пиратов - долопийцы (Dolopians). На сей раз это древнегреческие пираты, основным районом их действий было Эгейское море. Возможно, первоначально проживавшие в северной и центральной части Греции, они поселились на острове Скирос и жили за счет пиратства. Незадолго до 476 года до н.э. группа купцов из северной Греции обвинила долопийцев в том, что те продали их в рабство после разграбления принадлежавшего им корабля с товарами. Купцам удалось бежать, и они выиграли судебный процесс в Дельфах против скирийцев. Когда скирийцы отказались вернуть их собственность, купцы обратились за помощью к Симону, командующему афинским флотом. В 476 году до н.э. военно-морские силы Симона захватили Скирос, изгнали с острова или продали в рабство долопийцев и создали там афинскую колонию.


Из кого же комплектовались ряды пиратов?

По своему составу они не были однородны. Разные причины побуждали людей к объединению в преступное сообщество. Здесь были и искатели приключений; и мстители, поставленные «вне закона»; путешественники и исследователи, внесшие значительный вклад в дело изучения Земли в эпоху Великих географических открытий; бандиты, объявившие войну всему живому; и дельцы, считавшие грабеж обычной работой, которая при наличии определенного риска давала солидный доход.Часто пираты находили поддержку у государства, которое во время войн прибегало к их помощи, легализуя положение морских разбойников и, превращая пиратов в каперов, то есть официально разрешая им вести боевые действия против неприятеля, оставляя себе часть добычи.Чаще всего пираты действовали неподалеку от берега или среди мелких островов: так проще незаметно подобраться ближе к жертве и проще уйти от погони, в случае какой-нибудь неудачи.


Сегодня нам, избалованным успехами цивилизации и достижениями науки и техники, трудно даже представить себе, как неизмеримо велики были расстояния в век отсутствия радио, телевидения и спутниковой связи, какими далекими казались части света в представлении людей того времени. Корабль уходил из гавани, и связь с ним на много лет прерывалась. Что с ним сталось? Страны разделялись страшнейшими перегородками конкуренции, войн и вражды. Моряк исчезал из страны на несколько десятков лет и поневоле становился бездомным. Возвратившись на родину, он уже не находил никого — родные умерли, друзья забыли, его никто не ждал и никому он не был нужен. Воистину смелы были те люди, рисковавшие собой, пускаясь в неизвестность на хрупких ненадежных (по современным меркам) суденышках!



II. Романисты о пиратах


Сегодня существует вполне устоявшиеся стереотипные представления о пиратах, созданные благодаря художественной литературе. Основоположником современной литературы о пиратах можно назвать Даниэля Дефо, выпустившего три романа о похождениях пирата Джона Эйвери.


Следующим крупным писателем, писавшим также о морских разбойниках, был Вальтер Скотт, опубликовавший в 1821 году роман «Пират», в котором прототипом главного героя капитана Кливленда послужил образ главаря пиратов из романа Даниэля Дефо «Приключения и дела известного капитана Джона Гау».



Дань морю отдали такие известные писатели, как Р.-Л. Стивенсон, Ф. Мариэт, Э. Сю, К. Фаррер, Г. Мелвилл, Т. Майн Рид, Дж. Конрад, А. Конан Дойль, Джек Лондон и Р. Сабатини.


Интересно, что Артур Конан Дойль и Рафаэль Сабатини создали два колоритнейших, диаметрально противоположных друг другу образа пиратских капитанов — Шарки и Блада, объединяющих в себе: первый — худшие качества и пороки, а второй — лучшие рыцарские достоинства реально существовавших предводителей «джентльменов удачи».


Благодаря «помощи» такой именитой плеяды литераторов известнейшие в свое время пиратские капитаны Флинт, Кидд, Морган, Граммон, Ван Доорн и их менее «прославленные», а иногда и просто вымышленные собратья, продолжают свою вторую жизнь на страницах этих книг. Они берут на абордаж испанские галеоны, доверху набитые сокровищами, топят неповоротливые королевские крейсеры и держат в страхе прибрежные города спустя много времени после того, как кое-кого из них настигло правосудие, а иным удалось мирно закончить свой жизненный путь.


Композитор Робер Планкетт написал оперетту «Сюркуф», в которой историческая правда о подлинных делах морского разбойника Сюркуфа уступила место фантазии: красивая судьба бескорыстного моряка Робера и его возлюбленной Ивонны вполне отвечала духу оперетт XIX века.


Сложилось впечатление, что пираты — эдакие непризнанные гении, скитающиеся по морям только благодаря несчастливому стечению обстоятельств. Этому стереотипу мы обязаны, в основном, благодаря Р.Сабатини с его трилогией о капитане Бладе, создавшем, кроме прочего и миф о том, что пираты обладали мощными судами и нападавшими на военные корабли.


На самом деле, совершенно прозаические мотивы заставляли заниматься пиратством.


Иногда — безысходная бедность, иногда всепоглощающая алчность. Но, так или иначе, пираты преследовали одну лишь цель — личное обогащение. Сохранились документы, показывающие лишенную всякого романтизма сторону пиратства, так сказать, его финансово-организационную сторону. Ремесло пирата было крайне опасным: будучи схваченным «на месте преступления», пиратов вешали не задумываясь. Будучи схваченным на берегу, пирата ждала не лучшая участь: либо веревка, либо пожизненная каторга. Весьма редки были случаи, когда пираты обладали мощным судном, чаще это были небольшие, но с хорошими мореходными качествами, корабли.

Еще реже были случаи боя пиратского судна с военным кораблем: для пирата это было бессмысленно и чрезвычайно опасно. Во-первых потому, что никаких сокровищ на военном судне нет, зато там есть много пушек и солдат и судно это полностью снаряжено именно к морскому бою. Во-вторых потому, что команда и офицеры этого судна — профессиональные военные, в отличие от пиратов, ставшие на военную стезю волей случая. Не нужен пирату военный корабль: неоправданный риск, почти верное поражение и тогда неминуемая смерь на нок-рее. А вот одиноко плывущее купеческое судно, джонка ловца жемчуга, а иногда и просто рыбацкая лодка — как раз жертва для пирата. Надо иметь в виду, что мы часто подходим к оценке событий прошедшего времени с точки зрения современного человека. Поэтому нам сложно понять то, что почти до конца XVIII века разница между торговым и пиратским флотами была невелика. В те времена вооружалось практически всякое судно, и бывало так, что мирный торговый корабль, встретив в море собрата, но (предположительно) более слабого по вооружению, брал его на абордаж. Затем пират-купец привозил груз и как ни в чем не бывало продавал его, иногда по сниженной цене.


Пиратские флаги: Эммануила Вейна (вверху) и Эдварда Тича (внизу)

III. Под «Веселым Роджером»


Весьма интересно немного остановиться на пиратских флагах. Общеизвестно, что прозвище пиратского флага — «Веселый Роджер» (Jolly Roger). Почему такое прозвище?


Начнем не непосредственно с «Веселого Роджера», а с ответа на вопрос, какие вообще флаги вывешивали на кораблях разные страны в разное время?

Вопреки сложившемуся мнению, далеко не все корабли в прошлом ходили под национальным флагом своей страны. Например, в проекте французского Закона о королевском флоте от 1699 года сказано что «королевские корабли не имеют никаких строго установленных отличительных знаков для ведения боя. Во время войн с Испанией наши корабли использовали красный флаг, чтобы отличаться от испанских, которые выступали под белым флагом, а в последней войне наши корабли шли под белым флагом, чтобы отличаться от англичан, также воюющих под красным флагом…» Тем не менее, французским каперам специальным королевским эдиктом запрещалось ходить под черным флагом практически до последних лет их (фр.каперов) существования.


Примерно в то же время, в 1694 году Англия издала закон, устанавливавший единый флаг для обозначения английских приватирских кораблей: красный флаг, мгновенно получивший прозвище «Красный Джек». Так появилось понятие пиратского флага вообще. Нужно сказать, что по меркам того времени красный флаг, вымпел или знак означал для всякого встречного корабля, что сопротивление бессмысленно. Однако, вслед за каперами очень быстро и свободные пираты переняли этот флаг, даже не сам флаг, а идею цветного флага. Появились красные, желтые, зеленые, черные флаги. Каждый цвет символизировал определенную идею: желтый — безумство и безудержность гнева, черный — приказ сложить оружие. Поднятый пиратом черный флаг, означал приказ немедленно остановиться и капитулировать, а если жертва не подчинялась, то поднимался красный или желтый флаг, что означало смерть всем на непокорном судне.


Так откуда же пошло прозвище «Веселый Роджер»? Оказалось, что «Красный Джек» по-французски звучал как «Jolie Rouge» (дословно — Красный Знак), будучи переведенным обратно на английский он превратился в «Jolly Roger» — Веселый Роджер. Здесь стоит упомянуть, что на английском жаргоне того времени roger — мошенник, вор. Кроме того, в Ирландии и на севере Англии в средние века дьявола иногда называли «Старый Роджер».


Сегодня многие полагают, что «Веселый Роджер» — это черный флаг с черепом и перекрещенными костями. Однако на самом деле многие известные пираты имели свои уникальные флаги, отличавшиеся как цветом, так и по изображением. Действительно, пиратские флаги существовали и были самые разнообразные: и черные, и с красным петухом, и со скрещенными шпагами, с песочными часами и даже с барашком. Что же касается именно «классического» Веселого Роджера, то такой флаг впервые отмечен у французского пирата Эммануила Вейна в самом начале XVIII века.


Многие известные пираты имели свой собственный флаг. Тут уже можно заметить, как «герой» заставляет славу работать на него: зная, кто за ним гонится, у жертвы опускались руки. Этакий «бренд»,

личное тавро, означавшее определенное «качество» навязываемой «услуги». Безвестному же пирату (а таких было подавляющее большинство!) это было не нужно, ведь какой-нибудь необычный флаг или вообще отсутствие флага наверняка насторожит капитана атакуемого судна. Зачем? Пираты были жестоки, но отнюдь не так глупы, как пытаются нарисовать их некоторые писатели. Поэтому, все же, в большинстве своем пиратские корабли ходили под официальным флагом какого-нибудь государства и жертва слишком поздно узнавала о том, что судно на самом деле пиратское.Вообще, черный флаг уже к середине XVII века являлся отличительным знаком пиратов и водрузить такой флаг значило здорово приблизить свою шею к виселице.


Приватирский патент капитана Кидда

Флибустьер или приватир?


В периоды войн пираты, случалось, покупали у воюющего государства право на ведение боевых действий в море на свой страх и риск и грабили корабли воюющей страны, а сплошь и рядом и нейтральных стран. Пират знал, что, заплатив в казну специальный налог и получив о том соответствующую бумагу — Letter of Marque — Каперское свидетельство, он уже считался капером и не нес ответственности перед законом этого государства до тех пор, пока не нападал на соотечественника, либо союзника.

По окончании войны каперы нередко обращались в обычных пиратов. Недаром многие командиры военных кораблей не признавали никаких каперских патентов и вешали пленных каперов на ноках рей так же, как и прочих пиратов.


На всякого рода патентах хотелось бы остановиться чуть подробнее.

Кроме Letter of Marque, выдававшегося с XIII века по 1856 год (чтобы быть ближе к датам, скажу, что первое упоминание о таких бумагах относится к 1293 году) и разрешавшее именно и единственно захват вражеского имущества, выписывался также Letter of Reprisal (дословно — документ на возмездие, реприссалию), разрешавший убийство вражеских подданных и захват их имущества. Проще говоря, грабеж. Но не вообще всякому, а лишь тем, кто пострадал от деятельности граждан указанного в документе государства. Бумаг было несколько, поэтому в официальных документах они именуются всегда во множественном числе — letters. Действие бумаг не ограничивалось лишь морским разбоем, но также дозволяло разбой на суше, причем как в мирное, так и в военное время. Почему же reprisal? В переводе с английского, это слово означает возмездие. Дело в том, что средневековые города и поселения были, в большинстве своем, небольшими замкнутыми общностями и считалось естественным направить возмездие против любого из их граждан, который по возвращении домой мог взыскать ущерб с настоящего виновника преступления. Мстителю лишь следовало заручиться соответствующими бумагами — letters.

Выше уже упоминался египетский жрец Венамон. В своем папирусе он описывает собственное путешествие в сирийский город Библ, куда он вез значительное количество золота и серебра для закупки древесины (в Египте древесина практически не производилась и ее импортировали). По дороге туда, когда они зашли в тжекерский город Дор, капитан судна удрал, прихватив с собой почти все деньги Венамона, а тжекерский градоправитель отказался помочь ему в розыске этого капитана. Венамон, тем не менее, продолжил путь и по дороге встретил других тжекеров и каким-то образом ухитрился отнять у них семь фунтов серебра: «Я забираю у вас серебро и буду держать его у себя, пока вы не найдете мои деньги или вора, который их украл». Этот случай можно считать первым документированным случаем репрессалии в морском праве.

Примерно к началу XIV века захват имущества на море должен был санкционироваться адмиралом королевского флота или его представителем. Чтобы стимулировать торговлю, правители государств подписывали соглашения, запрещающие частные акты мести. Например, во Франции после 1485 года подобные бумаги выписывались крайне редко. Позже и другие европейские державы стали резко ограничивать выдачу каперских патентов. Тем не менее, на время боевых действий частным военным кораблям предоставлялись другие виды лицензий. Например, в Англии во время войны с Испанией 1585-1603 Адмиралтейский суд предоставлял полномочия всем, кто заявлял, что каким-либо образом обижен испанцами (причем подтверждения слов не требовалось). Такие лицензии давали право обладателю нападать на любой испанский корабль или город. И все же некоторые из новоявленных приватиров начинали нападать не только на испанцев, но и на своих соотечественников англичан. Возможно поэтому английский король Яков I (1603-1625) крайне негативно относился к самой идее таких патентов и вообще их запретил.


Тем не менее, следующий английский монарх Карл I (1625-1649) возобновил продажу лицензий на каперство частным лицам, и более того, предоставил компании «Providence»* давать такие бумаги в неограниченном количестве. Кстати, именно отсюда пошло английское жаргонное выражение Right of Purchase, ныне совершенно вышедшее из употребления. Дословно это выражение означало «право на грабеж», но вся соль здесь была именно в игре слов понятия purchase: дело в том, что это английское слово первоначально означало охоту или преследование животных, но постепенно, в XIII-XVII веках оно вошло в английский морской жаргон и стало означать процесс грабежа, а также захваченное имущество. Сегодня оно утратило сей воинственный смысл и означает «приобретение», в редких случаях «стоимость, ценность».

«Providence» — государственная корпорация, призванная содействовать каперству на островах Тортуга и Провиденс. После захвата острова Провиденс испанцами (1641 г.), компания оказалась по уши в долгах и постепенно захирела.


Кроме указанных документов, с 1650-х по 1830-е годы на средиземноморье существовало, так называемое, Right of Search — Право на обыск. В отличие от большинства пиратов, деятельность берберских корсаров контролировалось их правительством. Чтобы способствовать торговле, некоторые христианские государства заключали мирные соглашения с берберскими правителями. Таким образом, корсары могли легально нападать на корабли отдельных государств, воздерживаясь от атак на дружественные суда.


Морские капитаны держав, подписавших подобный договор, часто брали на свои корабли грузы или пассажиров, враждебных берберским странам. Поэтому во избежание возможного обмана государства, подписавшие упомянутые соглашения, вынуждены были позволить берберским корсарам останавливать и обыскивать свои корабли. Те могли захватывать имущество и пассажиров враждебных держав, если обнаруживали их на борту остановленных кораблей. Однако они должны были оплачивать полную стоимость груза, вверенного капитану, до места его назначения.


Обратная проблема возникала, когда пассажиры и имущество дружественных стран оказывались на захваченном вражеском корабле. Корсары могли конфисковать груз и обратить в рабство команду, но предполагалось, что они должны были освободить пассажиров, находившихся под защитой норм соглашений. Чтобы корсары могли свободно распознать подданных союзнических держав, была создана система пропусков.


Берберские пропуска — довольно любопытное явление! По сути своей это были охранные грамоты, гарантирующие корабль и команду от морского разбоя. Правом выдавать такие документы обладали немногие чиновники. Например, в соответствии с соглашениями от 1662 и 1682 годов между Англией и Алжиром действительными считались только пропуска, выданные лордом Верховным адмиралом или правителем Алжира. Причем договор разделялся на две части затейливым обрезом, одну часть листа оставляли себе, а вторую часть отдавали противоположной стороне. На борт корабля могли подняться лишь два человека для проверки груза и списка пассажиров. Подавляющее большинство корсаров подчинялось этим пропускам, непокорных ждала смертная казнь, хотя в начале (первые 30-40 лет) нарушений было изрядно.


Вообще, понятие «интернационального права» объединяющего все народы, имеет относительно позднее происхождение. В античные же времена законы одного общества распространялись исключительно на его членов. Из-за невозможности распространения действия местных законов за пределами определенных границ греческие города-государства позволяли своим гражданам самим защищать свои интересы от притязаний чужаков. Римское законодательство также проводило четкую границу между гражданами государства, союзниками и населением остального внешнего мира. Однако это различие стало менее значительным после того, как римляне покорили весь средиземноморский регион. В отличие от поздних каперских свидетельств, естественное право на возмездие существовало до тех пор, пока две стороны не заключали специальный договор, регулирующий правовые отношения между этими государствами. Договоры нередко становились своеобразной формой шантажа.


Например, Этолийский Союз* (300-186 годы до н.э.) поддерживал пиратство, которым занимались его члены, и извлекал пользу из их деятельности. Этолийцы получали причитавшуюся им часть пиратской добычи. Если какое-либо из соседних государств желало обезопасить себя от пиратских нападений, ему приходилось подписать договор, признававший власть Этолийского Союза.


Этолия (Aetolia) — гористая, покрытая лесом местность в центре Греции между Македонией и Коринфским заливом, где различные местные племена объединились в некое подобие федеративного государства — Этолийский Союз. Правительство занималось лишь вопросами войны и внешней политики. В 290 году до н.э. Этолия начала расширять свои владения, включая в свой состав соседние владения и племена в качестве полноправных членов или союзников. К 240 году союз контролировал почти всю центральную Грецию и часть Пелопоннеса. Основным занятием представителей союза было участие в войнах между враждующими империями в качестве наемников. В 192 году до н.э. союз выступил против крепнущего Рима, за что и поплатился, став одной из его провинций.


Современное представление о пиратах

V. Наследие


Разумеется, среди огромного количества безвестных пиратов, были исключения — личности выдающиеся — и о них мы поговорим отдельно.


Известны случаи, когда именно пираты — искусные мореплаватели — становились первооткрывателями новых земель. Многих из них властно манила «муза дальних странствий», и жажда подвигов, приключений нередко брала верх над жаждой наживы, которой они соблазняли своих царственных покровителей в Англии, Испании и Португалии. Не говоря уже о безвестных викингах, побывавших на земле Северной Америки почти за пятьсот лет до открытия ее Колумбом, вспомним хотя бы сэра Френсиса Дрейка — «королевского корсара» и адмирала, совершившего второе после Магеллана кругосветное плавание; открывателя Фолклендских островов Джона Дэвиса; историка и писателя сэра Вальтера Рели и знаменитого этнографа и океанолога, члена Английского королевского общества Вильяма Дампира — трижды обошедшего вокруг Земли.


Однако, если патент на должность капитана галеона «Золотого флота» или «Серебряного флота», перевозивших драгоценности, награбленные в Америке, знатному и богатому дворянину Испании можно было легко купить, то должность капитана пиратского корабля невозможно было приобрести ни за какие деньги. Выдвинуться в среде морских разбойников с их своеобразными, но жестокими законами мог только человек с незаурядными организаторскими способностями. Нет ничего удивительного в том, что люди такого плана всегда волновали воображение писателей, художников и композиторов и становились — часто в идеализированном виде — героями произведений.


В сущности, пираты вели каторжную жизнь, на которую сами себя обрекли. Месяцами питались сухарями и солониной, чаще пили затхлую воду, а не ром, болели тропической лихорадкой, дизентерией и цингой, гибли от ран, тонули во время штормов. Немногие из них умерли дома в своей постели. Поликрата Самосского в 522 году до н.э. распял на кресте персидский сатрап Оройтес, заманивший его в ловушку к себе на континент под предлогом заключения договора о ненападении. Знаменитого когда-то Франсуа Л’Олоне убили, зажарили и съели каннибалы; предводителя витальеров Штертебеккера обезглавили в Гамбурге; сэр Френсис Дрейк умер от тропической лихорадки; сэр Вальтер Рели казнен в Лондоне; Тич убит во время абордажной схватки и его отрубленную голову повесил победитель под бушпритом своего корабля; Робертса сразила попавшая в горло картечь, и противник, отдавая должное его храбрости, опустил в море труп капитана с золотой цепью и усыпанным бриллиантами крестом на шее, с саблей в руке и двумя пистолетами на шелковой перевязи, а затем повесил всех оставшихся пиратов. Эдварда Лоу повесили французы, Вейн казнен на Ямайке, Кидда повесили в Англии, Мери Рид умерла в тюрьме будучи беременной… Стоит ли перечислять дальше?

Знаменитые британские капитаны пиратов Лучшие британские пиратские корабли
Sir Francis Drake — Сэр Френсис Дрейк The Pelican, переименованный the Golden Hind
Sir Walter Raleigh — Сэр Уолтер Рейли The Falcon.
Sir Richard Hawkins — Сэр Ричард Хокинс The Dainty, the Swallow
Sir Martin Frobisher - Сэр Мартин Фробишер The Gabriel
Sir Humphrey Gilbert - Сэр Хемпфри Джилберт Anne Ager, The Raleigh, the Swallow & the Squirrel
Sir John Hawkins — Сэр Джон Хокинс The Victory
Sir Richard Grenville - Сэр Ричард Гренвилл The Revenge, Tiger, Roebuck, Lion, Elizabeth, and DorothyJohn Hawkins

Знаменитые пиратские корабли Капитаны пиратских кораблей
Queen Anne’s Revenge Edward Teach (Blackbeard) — Эдвард Тич
Adventure Galley Captain Kidd - Капитан Кидд
The Revenge Captain John Gow — Капитан Джон Гоу
The William John Rackham (Calico Jack) — Джон Рекхем, Anne Bonney — Энн Бонни& Mary Reade — Мери Рид
Fancy, Pearl, Victory Edward England — Эдвард Ингленд
Fancy Henry Every (Long Ben) — Генри Эвери
Royal James Ignatius Pell — Игнатиус Пелл
Royal Fortune, Great Fortune & Great Ranger Bartholomew Roberts (Black Bart) — Бартоломью Робертс
Liberty and the Amity Thomas Tew — Томас Тью
Delivery George Lowther Delivery - Джордж

Пираты, «джентельмены удачи» во все времена наводили ужас на население прибрежных городов. Их страшились, устраивали облавы, казнили, но интерес к их авантюрам не ослабевал никогда.

Мадам Дзин – жена своего сына

Мадам Дзин, или Чжэн Ши, была самой известной «морской разбойницей» своего времени. Армия пиратов под ее командыванием наводила ужас на прибрежные города Восточного и Юго-восточного Китая в начале XIX в. Под ее началом находилось около 2000 судов и 70000 человек, которых даже не смог разбить большой флот цинского императора Дзя-цина (1760-1820), посланный в 1807 году для разгрома своевольных пиратов и пленения могущественной Дзин.

Юность Чжэн Ши была незавидной – ей пришлось заниматься проституцией: она была готова продать свое тело за звонкую монету. В пятнадцатилетнем возрасте ее похитил пират по имени Чжэн И, который, как настоящий джентльмен, взял ее в жены (после женитьбы она и получила имя Чжэн Ши, которое означало «жена Чжэна»). После свадьбы они отправились к берегам Вьетнама, где новоиспеченная пара и ее пираты, напав на одну из пребрежных деревень, похитили мальчика (одногодку Чжэн Ши) - Чжана Баоцзая, - которого Чжэн И и Чжэн Ши усыновили, так как последняя не могла иметь детей. Чжан Баоцзай стал любовником Чжэн И, что, по всей видимости, совершенно не смущало молодую жену. Когда в 1807 году во время шторма погиб ее муж, мадам Дзин по наследству перешел флот в 400 кораблей. При ней во флотилии была железная дисциплина, не чуждо ей было и благородство, если это качество вообще можно соотнести с пиратством. Мадам Дзин за грабёж рыбацких деревень и изнасилование пленённых женщин предавала виновных смертной казни. За самовольную отлучку с судна виновному отрезали левое ухо, которое затем предъявлялось всей команде для устрашения.

Чжэн Ши вышла замуж за своего пасынка, поставив командывать своим флотом. Но не все в команде мадам Дзин были довольны властью женщины (особенно, после неудачной попытки двух капитанов посвататься к ней, одного из которых Чжэн Ши застрелила). Недовольные подняли мятеж и сдались на милость властям. Это подорвало авторитет мадам Дзин, что заставило ее пойти на переговоры с представителями императора. В итоге, по соглашению 1810 года, она перешла на сторону властей, а её супруг получал синекуру (должность, которая не давала никаких реальных полномочий) в китайском правительстве. Удалившись от пиратских дел, Мадам Чжэн поселилась в Гуанчжоу, где содержала публичный дом и притон для азартных игр до самой смерти в возрасте 60 лет.

Арудж Барбаросса – султан Алжира

Этот пират, наводивший ужас на города и деревни Средиземноморья, был хитрым и изворотливым воякой. Родился он в 1473 г. в семье гончара-грека, принявшего ислам, и с юного возраста вместе со своим братом Ацором начал заниматься пиратством. Арудж прошел через плен и рабство на принадлежащих рыцарям-ионнитам галерах, из которого его выкупил брат. Время, проведенное в рабстве, ожесточило Аруджа, корабли, принадлежащие христианским королям, он грабил с особой жестокостью. Так в 1504 г. Арудж напал на галеры, нагруженные ценным грузом, который принадлежал папе римскому Юлию II. Ему удалось захватить одну из двух галер, вторая попыталась спастись бегством. Арундж пошел на хитрость: приказал некоторым из своим матросам надеть форму солдат, с захваченной галеры. Затем пираты перешли на галеру и взяли собственное судно на буксир, имитируя, таким образом, полную победу папских воинов. Вскоре показалась отставшая галера. Вид пиратского корабля, шедшего на буксире, вызвал у христиан прилив энтузиазма, и корабль без всякой опаски подошла к борту «трофея». В этот момент Арудж и подал знак, после которого команда пиратов стала с жестокостью убивать беглецов. Это событие значительно повысило авторитет Аруджа среди арабов-мусульман Северной Африки.

В 1516 г. на волне восстания арабов против осевших в Алжире испанских войск Арудж провозгласил себя султаном под именем Барбаросса (Рыжебородый), после чего он с еще большим рвением и жестокостью принялся грабить города юга Испании, Франции, Италии, скопив огромное богатство. Против него испанцы послали большой экспедиционный корпус (около 10000 человек) во главе с маркизом де Комаресом. Ему удалось разгромить войско Аруджа, и последний стал отступать, прихватив с собой годами накопленное богатство. И, как гласит легенда, на всем пути отступления Арудж, дабы задержать преследователей, разбрасывал серебро и золото. Но это не помогло, и Арудж погиб, ему отрубили голову вместе с верными ему пиратами.

Вынужденная быть мужчиной

Одна из знаменитых пираток, жившая на рубеже XVII-XVIII веков, - Мери Рид – вынуждена была всю жизнь скрывать свой пол. Еще в детстве родители уготовили ей участь – «занять место» своего брата, который умер незадолго до появления Мери на свет. Она была незаконнорожденным ребенком. Чтобы скрыть позор, мать, родив девочку, отдала ее своей богатой свекрови, заранее переодев дочь в одежды своего умершего сына. Мери была «внуком» в глазах своей ничего не подозревавшей бабушки, и все время, пока девочка росла, мать одевала и воспитывала ее как мальчика. В 15 лет Мери уехала во Фландрию и поступила в пехотный полк в должности кадета (всё так же переодетая в мужчину, под именем Марк). Согласно воспоминаниям современников, она была смелым бойцом, но все-таки не смогла продвинуться по службе и перешла в кавалерию. Там пол взял свое – Мери встретила человека, в которого страстно влюбилась. Только ему она расскрыла, что она – женщина, и вскоре они поженились. После свадьбы они сняли дом около замка в Бреда (Голландия) и оборудовали там таверну «Три Подковы».

Но судьба не была благосклонна, вскоре муж Мери умер, и она, опять переодевшись мужчиной, отправилась в Вест-Индию. Корабль, на котором она плыла, захватили английские пираты. Тут произошла судьбоносная встреча: она познакомилась со знаменитой пираткой Энн Бонни (такая же, как и она, переодетая в мужчину женщина) и ее любовником Джоном Рэкхемом. Мери присоединилась к ним. Более того, она вместе с Энн стала сожительствовать с Рэкхемом, образовав причудливый «любовный треугольник». Личная отвага и храбрость этой тройки сделали их знаменитыми во всей Европе.

Ученый пират

Уильям Дампир, рожденный в обычной крестьянской семье и рано лишившийся родителей, сам должен был пробивать себе дорогу в жизнь. Начал он с того, что стал юнгой на корабле, потом занялся рыбным промыслом. Особое место в его деятельности занимала страсть к исследованиям: он изучал новые земли, на которые его забрасывала судьба, их флору, фауну, климатические особенности, участвовал в экспедиции по исследованию берегов Новой Голландии (Австралии), открыл группы островов - архипелаг Дампира. В 1703 году он отправился в Тихий океан на пиратский промысел. На острове Хуан-Фернандес Дампир (по другой версии Страдлинг, капитан другого судна) высадил парусного мастера (по другой версии боцмана) Александра Селкирка. История пребывания Селкирка на необитаемом острове легла в основу знаменитой книги Даниэля Дефо «Робинзон Крузо».

Лысая Грайне

Грейс О’Мейл или, как ее еще называли, Лысая Грайне – одна из неоднозначных фигур в английской истории. Она всегда была готова отстаивать свои права, во что бы то ни стало. С мореходством она познакомилась, благодаря своему отцу, который брал маленькую дочь в дальние торговые плавания. Ее первый муж был подстать Грейс. О клане О"Флагерти, к которому он принадлежал, говорили: «Жестокие люди, самым наглым образом грабящие и убивающие своих сограждан». Хотя, справедливости ради, надо заметить, что для ирландских кланов горного Коннахта – междоусобица, дело обычное. Когда он был убит, Грейс вернулась к родным и взяла под свое руководство флотилию своего отца. Таким образом, у нее в руках оказалась поистенне огромная сила, с помощью которой она могла держать в повиновении все Западное побережье Ирландии.

Грейс позволяла себе вести так свободно, даже в присутствии королевы. В конце концов, ее тоже называли «королевой», только пиратской. Когда Елизавета I протянула свой кружевной платок Грейс, чтобы та вытерла нос после того, как понюхала табак, то Грейс, использовав его, сказала: «Он вам нужен? В моих краях ими не пользуются больше одного раза!» - и кинула платок свите. Согласно историческим источникам, две давние противницы – а Грейс успела отправить на один десяток английских судов – смогли договориться. Королева даровала пиратке, которой на тот момент было уже около 60 лет, прощение и неприкосновенность.

Черная борода

Благодаря своей отваге и жестокости, Эдвард Тич стал одним из самых страшных пиратов действующих в районе Ямайки. К 1718 году, под его руководством сражалось более 300 человек. Врагов приводило в ужас лицо Тича, практически полностью закрытое черной бородой, в которой дымились вплетенные в нее фитили. В ноябре 1718 года, Тич был настигнут английским лейтенантом Мейнардтом и после непродолжительного суда, был вздернут на рее. Именно он стал прообразом легендарного Джетроу Флинта, из «Острова сокровищ».

Президент-пират

Мурат Рейс-младший, настоящее имя которого Ян Янсон (голландец), принял ислам ради того, чтобы избежать плен и рабства в Алжире. После этого он стал сотрудничать и активно участвовать в пиратских набегах таких пиратов, как Сулейман Рейс и Симон-танцор, тоже, как и он - голландцами, принявшими ислам. Ян Янсон в 1619 году переехал в марроканский город Сале, который жил за счет пиратства. Вскоре после прибытия туда Янсона он объявил свою независимость. Там была создана пиратская республика, первым главой которой стал Янсон. В Сале он женился, его дети пошли по стопам отца, став пиратами, но после присоединились к голландским колонистам, основавшим город Нью-Амстердам (нынешний Нью-Йорк).