Этико-сенсорный экстраверт (ЭСЭ, ESFJ, «Гюго»). Гюго (ESFJ, ЭСЭ) - Женские описания (Бескова, Удалова)

Девушка ГЮГО представительная, с хорошо оформленной, крепкой фигурой и великолепной осанкой. Ей присуща особая стать и уверенные движения. Неудивительно, что эту девушку мужчины часто провожают взглядами.

Черты лица у женщин этого типа четкие, глаза яркие, эмоции выражаются очень определенно, что тоже делает их заметными среди других девушек.

У ГЮГО особая энергетика - она бойкая, веселая, напористая, заводная. Говорит громко, энергично. Находчивая во время флирта, за словом в карман не лезет, насмешливая, хохотушка. Знает себе цену и может за себя постоять.

ГЮГОШКА, как правило, всегда ухоженная. Своим внешним видом она занимается целенаправленно и осознанно, уделяя этому много внимания и времени. У нее всегда прекрасная стрижка, а если волосы длинные, то они умело собраны в аккуратный хвост или красиво распущены по плечам. Никаких нелепых причесок, всклокоченных волос или грязных сосулек на голове, никаких промахов с окраской волос.

Одевается ГЮГОШКА тоже с большим вкусом. Шопинг доставляет ей удовольствие и осуществляется практически профессионально. Одежда и обувь подбирается как по критериям красоты, так и удобства. Помимо этого ее гардероб продуман с точки зрения сочетаний цветов, фактуры тканей, стилей и форм.

В школе - это одна из самых прилежных учениц. Она старательная, аккуратная и, чаще всего, любимица учителей. Там, где ей не удается как следует выучить материал, она берет обаянием. Хотя многие ГЮГИ получают хорошие отметки по математике, физике и химии, все же они, как правило, больше любят гуманитарные предметы (из них меньше всего историю). Их занимают люди, о которых они знают и помнят все, поэтому они, например, вполне квалифицированно, с пониманием дела и очень увлеченно пишут сочинения.

ГЮГИ спортивные, предпочитают заниматься художественной гимнастикой, фигурным катанием, синхронным плаванием или танцами (любыми, от бальных до современных). А еще они с упоением играют в школьном театре - их привлекает возможность проявить свои яркие эмоции. Это позволяет им хоть на время погрузиться в атмосферу настоящих страстей. В душе девушки этого типа чувствуют себя артистками, поэтому для них подходит любая работа, где они могут проявить свой артистизм.

Если ГЮГОШКЕ надо похудеть (ради хорошей спортивной формы или для того, чтобы соответствовать сценическому образу), она, обладая сильной волей, легко может заставить себя не притрагиваться к еде. То же относится и к эмоциям, которые дозируются совершенно сознательно.

В компании среди друзей она совершенно незаменима: охотно смеется над чужими шутками, излучает радость сама, создавая вокруг себя атмосферу праздника и веселья и заряжая всех положительными эмоциями.

Больше всего ей нравятся умные кавалеры. За ум она может простить многое, даже не слишком мужественную внешность. Лишь бы ее кавалер в самом деле оказался способен развлекать ее интеллектуальными разговорами, был вежлив, обходителен и аккуратен. Тогда она начинает благоговеть и… становится еще веселее. Если контакт случился на вечеринке, то в такой момент с веселой ГЮГОШКОЙ хорошо пойти потанцевать. Не надо постоянно напускать на себя постный, умный вид. Тот, кто может ее привлечь, должен уметь не только говорить на интеллектуальные темы, но и получать искреннее удовольствие от веселья. А уж если она совсем разошлась и сплясала канкан на столе, это должно вызывать у него не ревность, а восхищение!

Сделавшись замужней дамой, ГЮГОШКА со всех сторон ведет себя исключительно положительно, с головой погружаясь в семейные заботы и хлопоты. Это доставляет ей удовольствие и даже наслаждение. Мысль о том, что она - хозяйка дома и мать семейства наполняет ее гордостью и дает ей дополнительные силы. А уж энергии у нее хватит на троих!

ГЮГО никак и ни при каких обстоятельствах нельзя назвать ленивой. При этом ее работоспособность во многом зависит от эмоционального настроя. Если настроение плохое, то она предпочитает вообще ни за что не браться - все равно все будет валиться из рук. Если же воодушевления и энтузиазма достаточно, все будет сделано быстро и качественно.

Одним словом, дома ГЮГОШКА обеспечит вам полный порядок и чистоту. Белье у нее благоухает приятными ароматами, рубашки у мужа всегда поглажены, завтрак, обед и ужин возникают откуда ни возьмись, прямо как на скатерти самобранке. Кастрюли у нее всегда знают свое место. Если в доме на три недели отключили горячую воду, на плите с самого утра будет стоять большая кастрюля с горячей водой. Если на одежде появилось пятно, эта удивительная женщина обошьет его ниткой, а затем будет стирать до полного его исчезновения.

Жить в доме у ГЮГО - значит жить в хлебосольном доме. Готовит она быстро, ловко, вкусно и много. Ей ничего не стоит ради своих домашних встать в 5 часов утра, напечь пирогов, наварить борща, наготовить плова, котлет или других кулинарных шедевров. Лишь бы все были накормлены и довольны. По части хозяйства, а особенно еды, у нее всегда все предусмотрено. В ее доме существует полочка с неприкосновенным запасом продуктов, который окажется как нельзя кстати, если вдруг в ее распланированной жизни случатся какие-то накладки. Голодным все равно никто не останется. Тот же неприкосновенный запас будет использован, если посреди ночи ей на голову вдруг свалятся какие-нибудь непредвиденные гости или родственники из провинции.

Женщина ГЮГО очень активно участвует в жизни своих детей, следит за их развитием - физическим и умственным. Она всегда в контакте со своими детьми, дружит с ними и стремится быть в курсе всего, что с ними происходит. Эта мама своим энтузиазмом пытается зажечь их, пробудить интерес к жизни, вдохновить на подвиги во имя науки (которую очень уважает) или, по меньшей мере, просто сделать из них приличных людей. Для нее очень важно, чтобы вся ее жизнь, семья, дети, вообще все было не хуже, чем у других. И ради этого она готова трудиться с утроенной энергией.

Характерно то, что она делает все играючи, оставаясь при этом красивой, веселой, доброжелательной и энергичной. Строго говоря, одного ребенка ей, безусловно, мало. Она легко может справиться и с тремя, а то и больше.

Будучи заботливой матерью, ГЮГОШКА долго не отпускает от себя детей, плохо чувствуя тот момент, когда они уже повзрослели и больше не нуждаются в ее опеке. Еще довольно длительное время (если не всю жизнь) она участвует в их делах, помогает физически (продуктами и по хозяйству), а также бесконечными советами. Но у всего есть своя положительная сторона: зато на нее можно целиком и полностью рассчитывать, если понадобится посидеть с внуками. ГЮГО - не из тех бабушек, которые остаются в стороне от их воспитания. К тому же можно не опасаться, что она накормит их чем-то не тем, не вовремя уложит спать или пропустит начинающееся ОРЗ. В деле ухода и воспитания на нее можно положиться целиком и полностью.

С домашними ГЮГОШКА, как правило, интригует: о чем-то умалчивает, что-то сообщает мужу и детям только когда они в хорошем настроении, с помощью эмоций незаметно заставляет их делать то, что считает нужным. Ей кажется, что так она удерживает контроль над ситуацией и наилучшим образом обо всех заботится, потому что "она знает лучше!".

В профессиональной деятельности представительницы этого типа не знают усталости, особенно, если она связана с людьми, организацией каких-то мероприятий для людей, уходом за людьми, обучением людей или выступлением на сцене. Горячий энтузиазм и стремление увлечь за собой всех, делают ГЮГО неутомимыми активистками и пропагандистками, способными сагитировать и повести за собой всех, кто попался под руку. Надо сказать, что своей энергией эта девушка способна зажигать огромные толпы людей.

Где бы ни работала женщина ГЮГО, ее, прежде всего, интересуют люди, которые находятся вокруг. Это находит свое проявление в ее ярком, общественном темпераменте, в том, как охотно и квалифицированно она устанавливает атмосферу вокруг себя, организует праздничные мероприятия.

Впрочем, в большинстве случаев, ГЮГИ - хорошие работники. Они добросовестно и с душой выполняют свои обязанности. Но лучше всего, если они будут работать с людьми, а не чахнуть, например, в бухгалтерии.

Рассказ девушки ГЮГО: "Что у меня тут с компьютером делалось! Ужас! То я его ногой пинала, чтобы он включился! То вдруг опять экран погаснет! Я его включаю, а он не работает. Я его опять ногой, так он вообще вырубился. Пришлось выключать из розетки. В общем, я с ним три дня мучилась, но терпела!

Вдруг приходит мой начальник РОБЕСПЬЕР и спрашивает: "Ты посмотрела, что я тебя просил?" Я говорю: "Да у меня тут такое делает! Я его ногой пинаю, а он не включается! Все время экран гаснет. Ужас какой-то!" Он выслушал без всяких эмоций и говорит: "Сломался". Позвонил тут же куда-то и начал говорить какие-то загадочные слова: "Апгрейд, материнская плата". А я как-то сразу успокоилась".

Больной вопрос для ГЮГО - время. Она постоянно куда-то не успевает, не может рассчитать, сколько времени понадобиться на дорогу, на то или иное дело. За разговорами время тоже летит незаметно, и ГЮГО, как правило, никогда не жалеют его на общение. Так что если вы торопитесь, то в этой ситуации лучше возьмите время под свой контроль.

Портретная галерея:

Виктор Гюго, Чарльз Диккенс, Жюль Верн, Проспер Мериме, Джордж Вашингтон, Михаил Бакунин, Че Гевара, Валентин Гафт и его герой из фильма "Гараж", Андрей Битов, Жерар Филипп, Михаил Казаков.

Квадральные признаки:

альфа-квадра; веселый, рассудительный, демократ.

Диадные признаки:

рациональный (шизотим), упрямый, предусмотрительный, коллективист.

Индивидуальные признаки:

экстраверт, динамик, деклатим, сенсорик, позитивист, этик, тактик, конструктивный.

Первая функция - уровень организации личности, или принцип существования. Зона уверенности. "Хорошо"

объектная этика - Внешние отношения. Отношения людей между собой и отношение людей ко мне. Эмоции других людей

"Человек - это пространство отношений". Отношения для человека этого типа - родная стихия. Он никогда специально их не обостряет, но при этом прекрасно чувствует отношения между людьми и отношение людей к себе. Он не станет ни у кого спрашивать, как к нему относятся, поскольку сам знает лучше других. Это - зона уверенности.

Стабильность внешних отношений вообще и стабильность его личных отношений в частности обеспечивают устойчивость личности. Если кто-то пытается изменить уже имеющиеся отношения, то это может вызвать у Гюго тяжелые эмоции. Можно сказать, что у Гюго (по сравнению с Гамлетом) более доверительные отношения с людьми. Это "горизонтальные" отношения, практически не имеющие границ. Неважно, какого круга люди в них вовлечены - ведь это отношения, отношения, отношения, бесконечные связи. Интернет такой. Попробуйте как-нибудь в квартире у Гюго отключить телефон! Это может вызвать большое беспокойство или даже агрессию. Простая ситуация возможного отключения телефона за неуплату уже очень беспокоит. Гюго умеет уютизировать ситуацию, сгладить напряжение, у него всегда много друзей. Тусовка - это его стихия.

Если нет отношений, то и меня нет. Я не нужен, значит, меня нет. Есть отношения, следовательно, я существую.

Минус-первая функция. Зона игнорирования. Минус-ценности. "Плохо"

субъектная этика - Мое отношение к людям. Люблю кого-то или что-то - не люблю, нравится - не нравится. Мои эмоции

собственное отношение к людям словно игнорируется. Прежде всего должны быть внешние отношения, а мое отношение не имеет особого значения. Мое состояние - да, мое ощущение - да, это есть, и я могу об этом рассказать. А вот когда Гюго за­ставляют выражать собственное отношение, возникают сложности. Его спрашивают, но он не находит нужным ответить. Не это важно. Важно, как разворачиваются отношения во внешнем, актуальном мире. Он исхитрится сделать так, чтобы ситуация развернулась сама по себе и ему не понадобилось бы выражать свое отношение ни к кому-то, ни к чему-либо. Его отношение - вещь внутренняя, интимная, и нет никакой необходимости высказывать его другим людям. И так все ясно, мои поступки говорят о природе моего отношения. Из всего должно быть понятно, что мое отношение вот такое, но высказать, выразить словами - сложно, а самое главное - и не ­нужно.

Робеспьер, дополняющий Гюго, этого, однако, и не требует. У него самого это - зона страхов, поэтому все происходит как бы в другой психологической плоскости.

Вторая функция. Творческая. Уровень функционирования. Зона риска. "Надо"

субъектная сенсорика - мои внутренние ощущения: вкусовые, тактильные, сексуальные. Самочувствие, состояние здоровья. Приятно - не приятно

разнообразные ощущения. Здесь допустимы многочисленные варианты. У Гюго должна быть возможность менять свои ощущения, ему надо попробовать как можно больше: какую-то новую еду, алкогольные напитки (он не будет напиваться, но попробует обязательно). Он должен все понюхать, послушать и т. д. Так, например, люди этого типа любят поэкспериментировать с пищей, приготовить какое-то изысканное блюдо. Они могут с интересом пробовать различные ­ощущения и "угощать" этим других. Гюго любит потчевать: "Вот попробуйте-ка так. А вот так? А вы не пробовали контрастный душ? Очень хорошо!" Из них получаются прекрасные дегустаторы и кулинары. Они сведущи в медицине, в том, как и что нужно лечить.

Искусство любви - это его обязанность и предназначение, а вовсе не грех. Гюго - поклонник всевозможных искусств как источника радости. Даже наука в его интерпретации может выглядеть как некий изысканный источник удовольствия.

Творчество этого типа - создание ощущения гармонии в мире.

Минус-вторая функция. Зона нормативов, эталонов, стереотипов поведения. "Не надо"

объектная сенсорика - форма, действие, движение, поступок, внешность, жесты и мимика. Воля. Мое умение, сила, влияние, деньги, имидж

Насколько мне известно, эти люди хоть и обращают внимание на внешность, для них, однако, это не главное. Экстравагантность находится в зоне "не надо". Гюго должен быть одет нормально, соответственно тому, как принято одеваться в его социальной среде. Обстановка в доме иногда напоминает декорации, как бы образ чего-то, что должно быть. Гюго вряд ли станет навязывать кому-то свою волю или образ действий.

Третья функция. Принцип самооценки. Место наименьшего сопротивления. "Проблемы"

объектная интуиция - целостность внешней ситуации. Последовательность событий от начала до конца, ряды событий, расписание. Потенциальные возможности. Программа поведения, уклад, ритм жизни. Сценарий какого-либо действия, партитура

очень интересна целостность внешней ситуации, внешняя гармония. Проблема времени, проблема успеть – не успеть. Это место болезненное, и Гюго его защищает, постоянно извиняясь за опоздания. Тем не менее часто опаздывает, даже если пытается выйти заранее.

Третья функция - это самооценка. Место в структуре типа, по которому человек получает энергию от социума, поэтому оно должно быть защищено. А в целях защиты здесь все нужно упростить так, чтобы ясность была гарантирована и ситуация была, по возможности, известна от начала до конца.

Только тогда у Гюго появляется возможность понимать и чувствовать последовательность процесса: первая стадия, вторая, третья. Тогда есть покой, чувство движения и развития его жизни во времени.

Существуют два варианта защиты: защита "в плюс" и защита "в минус".

Для одного человека - это невозможность опоздать. Здесь самооценка: "Если я пришел вовремя, значит, я хороший человек, если опоздал, значит, плохой". Для другого представителя этого типа времени как бы вообще нет. Это "защита в минус". Человек входит в такое глубоко медитативное состояние, что полностью утрачивает чувство времени, для него все становится прекрасным и гармоничным.

Гюго консервативен и старается не менять устоявшийся порядок вещей. Сам он, по крайней мере, не будет ничего делать, чтобы его изменить. Даже если какая-то ситуация в жизни его не очень устраивает, сама по себе стабильность ситуации - это уже плюс-подкрепление, и для данного типа плюс не маленький.

Минус-третья функция. Зона решения проблем

субъектная интуиция - целостность внутренней ситуации. Внутренняя гармония. Состояние, настроение, чувство времени

способ решения проблем - изменение своего состояния. Здесь возможно громадное разнообразие: смена образов, медитации, алкоголь. Чаще всего Гюго выбирает вариант ухода, освобождения от проблемы, а не ее решения. Или резко меняет образ себя, превращаясь как бы в совершенно другого человека, к которому эта проблема вообще никакого отношения не имеет.

Четвертая функция. Суггестивная. Принцип оценки места. Мотивы. "Хочу"

субъектная логика - моя собственная логика, мое понимание, объяснение, описание, концепция, теория. Иерархия представлений о том, что ближе, что дальше, что выше, что ниже. Моя картина мира, мое мировоззрение. Мое образование, т. е. система моих образов, моя школа

"Хочу все понять! Объясняйте мне, объясняйте!" Если я не понимаю, то мне не интересно. Хорошо там, где мне все понятно.

Пожалуй, два типа больше всего любят ходить на всякие лекции, встречи, беседы - это Гюго и Гамлет. Для них главное, чтобы присутствовала структура, чтобы лектор все толково и тщательно объяснял. В большой аудитории мне приходилось видеть людей в своеобразном легком трансе (эйфории), находящихся в этом состоянии просто потому, что им все понятно. Ведь должен кто-то объяснить правильный ход и порядок вещей! Мне комфортно там, где объяснили, а я все понял. Конечно, если возникнет иное понимание, Гюго столкнется с жуткой коллизией: у него было четкое представление о том, что и как, и вдруг кто-то пришел и изложил все по-другому, переворачивая тем самым уже устоявшуюся картину. Однако коллизия эта не столь уж страшна, поскольку на фундамент своего понимания люди этого типа, как правило, обращают мало внимания. При этом саму логику объяснения они воспринимают скорее с эстетических, чем со строго научных позиций.

На четвертой функции мы не способны что-то быстро изменить, это отнюдь не творческое место. Здесь всегда существуют некие программы: и свои собственные, и других людей - наших учителей, родителей.

И вот вдруг эти программы вступают между собой в конфликт. И собственная-то логика не всегда понятна, что уж говорить о чужой?! Логика других типов вообще слабо воспринимается.

Что касается Гюго и Гамлета, то их объяснения вообще могут базироваться на произвольной посылке. То есть выбирается произвольная отправная точка, и из нее выстраивается логичная последовательность, которая приводит к какому-то результату. У Гюго так бывает довольно часто. Здесь возможны различные внушения, так как Гюго, поддавшись логичности объяснения, может согласиться с тем, с чем ранее никогда бы не согласился. Это нужно знать о себе и быть особо внимательным к объяснениям.

Минус-четвертая функция. Зона страхов. "Не хочу"

Этико-Сенсорный Экстраверт "ЭСЭ"

Женский портрет. Самая энергичная женщина

Девушка ГЮГО представительная, с хорошо оформленной, крепкой фигурой и великолепной осанкой. Ей присуща особая стать и уверенные движения. Неудивительно, что эту девушку мужчины часто провожают взглядами.
Черты лица у женщин этого типа четкие, глаза яркие, эмоции выражаются очень определенно, что тоже делает их заметными среди других девушек.

У ГЮГО особая энергетика - она бойкая, веселая, напористая, заводная. Говорит громко, энергично. Находчивая во время флирта, за словом в карман не лезет, насмешливая, хохотушка. Знает себе цену и может за себя постоять.

ГЮГОШКА, как правило, всегда ухоженная. Своим внешним видом она занимается целенаправленно и осознанно, уделяя этому много внимания и времени. У нее всегда прекрасная стрижка, а если волосы длинные, то они умело собраны в аккуратный хвост или красиво распущены по плечам. Никаких нелепых причесок, всклокоченных волос или грязных сосулек на голове, никаких промахов с окраской волос.
Одевается ГЮГОШКА тоже с большим вкусом. Шопинг доставляет ей удовольствие и осуществляется практически профессионально. Одежда и обувь подбираются по критериям как красоты, так и удобства. Помимо этого ее гардероб продуман с точки зрения сочетаний цветов, фактуры тканей, стилей и форм.

В школе это одна из самых прилежных учениц. Она старательная, аккуратная и, чаще всего, любимица учителей. Там, где ей не удается как следует выучить материал, она берет обаянием. Хотя многие ГЮГО получают хорошие отметки по математике, физике и химии, все же они, как правило, больше любят гуманитарные предметы (из них меньше всего историю). Их занимают люди, о которых они знают и помнят все, поэтому они, например, вполне квалифицированно, с пониманием дела и очень увлеченно пишут сочинения.

ГЮГО спортивные, предпочитают заниматься художественной гимнастикой, фигурным катанием, синхронным плаванием или танцами (любыми, от бальных до современных). А еще они с упоением играют в школьном театре - их привлекает возможность проявить свои яркие эмоции. Это позволяет им хоть на время погрузиться в атмосферу настоящих страстей. В душе девушки этого типа чувствуют себя артистками, поэтому для них подходит любая работа, где они могут проявить свой артистизм.

Если ГЮГОШКЕ надо похудеть (ради хорошей спортивной формы или для того, чтобы соответствовать сценическому образу), она, обладая сильной волей, легко может заставить себя не притрагиваться к еде. То же относится и к эмоциям, которые дозируются совершенно сознательно.

В компании среди друзей она совершенно незаменима: охотно смеется над чужими шутками, излучает радость сама, создавая вокруг себя атмосферу праздника и веселья и заряжая всех положительными эмоциями.

Больше всего ей нравятся умные кавалеры. За ум она может простить многое, даже не слишком мужественную внешность. Лишь бы ее кавалер в самом деле оказался способен развлекать ее интеллектуальными разговорами, был вежлив, обходителен и аккуратен. Тогда она начинает благоговеть и… становится еще веселее. Если контакт случился на вечеринке, то в такой момент с веселой ГЮГОШКОЙ хорошо пойти потанцевать. Не надо постоянно напускать на себя постный, умный вид. Тот, кто может ее привлечь, должен уметь не только говорить на интеллектуальные темы, но и получать искреннее удовольствие от веселья. А уж если она совсем разошлась и сплясала канкан на столе, это должно вызывать у него не ревность, а восхищение!
Сделавшись замужней дамой, ГЮГОШКА со всех сторон ведет себя исключительно положительно, с головой погружаясь в семейные заботы и хлопоты. Это доставляет ей удовольствие и даже наслаждение. Мысль о том, что она - хозяйка дома и мать семейства, наполняет ее гордостью и дает дополнительные силы. А уж энергии у нее хватит на троих!

ГЮГО никак и ни при каких обстоятельствах нельзя назвать ленивой. При этом ее работоспособность во многом зависит от эмоционального настроя. Если настроение плохое, то она предпочитает вообще ни за что не браться - все равно все будет валиться из рук. Если же воодушевления и энтузиазма достаточно, все будет сделано быстро и качественно.

Одним словом, дома ГЮГОШКА обеспечит вам полный порядок и чистоту. Белье у нее благоухает приятными ароматами, рубашки у мужа всегда поглажены, завтрак, обед и ужин возникают откуда ни возьмись, прямо как на скатерти-самобранке. Кастрюли у нее всегда знают свое место. Если в доме на три недели отключили горячую воду, на плите с самого утра будет стоять большая кастрюля с горячей водой. Если на одежде появилось пятно, эта удивительная женщина обошьет его ниткой, а затем будет стирать до полного его исчезновения.

Жить в доме у ГЮГО - значит жить в хлебосольном доме. Готовит она быстро, ловко, вкусно и много. Ей ничего не стоит ради своих домашних встать в 5 часов утра, напечь пирогов, наварить борща, наготовить плова, котлет или других кулинарных шедевров. Лишь бы все были накормлены и довольны. По части хозяйства, а особенно еды, у нее всегда все предусмотрено. В ее доме существует полочка с неприкосновенным запасом продуктов, который окажется как нельзя кстати, если вдруг в ее распланированной жизни случатся какие-то накладки. Голодным все равно никто не останется. Тот же неприкосновенный запас будет использован, если посреди ночи ей на голову вдруг свалятся какие-нибудь непредвиденные гости или родственники из провинции.

Женщина ГЮГО очень активно участвует в жизни своих детей, следит за их развитием - физическим и умственным. Она всегда в контакте со своими детьми, дружит с ними и стремится быть в курсе всего, что с ними происходит. Эта мама своим энтузиазмом пытается зажечь их, пробудить интерес к жизни, вдохновить на подвиги во имя науки (которую очень уважает) или, по меньшей мере, просто сделать из них приличных людей. Для нее очень важно, чтобы вся ее жизнь, семья, дети, вообще все было не хуже, чем у других. И ради этого она готова трудиться с утроенной энергией.

Характерно то, что она делает все играючи, оставаясь при этом красивой, веселой, доброжелательной и энергичной. Строго говоря, одного ребенка ей, безусловно, мало. Она легко может справиться с тремя, а то и больше.

Будучи заботливой матерью, ГЮГОШКА долго не отпускает от себя детей, плохо чувствуя тот момент, когда они уже повзрослели и больше не нуждаются в ее опеке. Еще довольно длительное время (если не всю жизнь) она участвует в их делах, помогает физически (продуктами и по хозяйству), а также бесконечными советами. Но у всего есть своя положительная сторона: зато на нее можно целиком и полностью рассчитывать, если понадобится посидеть с внуками. ГЮГО - не из тех бабушек, которые остаются в стороне от их воспитания. К тому же можно не опасаться, что она накормит их чем-то не тем, не вовремя уложит спать или пропустит начинающееся ОРЗ. В деле ухода и воспитания на нее можно положиться целиком и полностью.

С домашними ГЮГОШКА, как правило, интригует: о чем-то умалчивает, что-то сообщает мужу и детям только когда они в хорошем настроении, с помощью эмоций незаметно заставляет их делать то, что считает нужным. Ей кажется, что так она удерживает контроль над ситуацией и наилучшим образом обо всех заботится, потому что «она знает лучше!».

В профессиональной деятельности представительницы этого типа не знают усталости, особенно если она связана с людьми, организацией каких-то мероприятий для людей, уходом за людьми, обучением людей или выступлением на сцене. Горячий энтузиазм и стремление увлечь за собой всех делают ГЮГО неутомимыми активистками и пропагандистками, способными сагитировать и повести за собой всех, кто попался под руку. Надо сказать, что своей энергией эта девушка способна зажигать огромные толпы людей.

Где бы ни работала женщина ГЮГО, ее, прежде всего, интересуют люди, которые находятся вокруг. Это находит свое проявление в ее ярком, общественном темпераменте, в том, как охотно и квалифицированно она устанавливает атмосферу вокруг себя, организует праздничные мероприятия.
Впрочем, в большинстве случаев, ГЮГО - хорошие работники. Они добросовестно и с душой выполняют свои обязанности. Но лучше всего, если они будут работать с людьми, а не чахнуть, например, в бухгалтерии.

Рассказ девушки ГЮГО: «Что у меня тут с компьютером делалось! Ужас! То я его ногой пинала, чтобы он включился! То вдруг опять экран погаснет! Я его включаю, а он не работает. Я его опять ногой, так он вообще вырубился. Пришлось выключать из розетки. В общем, я с ним три дня мучилась, но терпела! Вдруг приходит мой начальник РОБЕСПЬЕР и спрашивает: «Ты посмотрела, что я тебя просил?» Я говорю: «Да у меня тут такое делается! Я его ногой пинаю, а он не включается! Все время экран гаснет. Ужас какой-то!» Он выслушал без всяких эмоций и говорит: «Сломался». Позвонил тут же куда-то и начал говорить какие-то загадочные слова: «Апгрейд, материнская плата». А я как-то сразу успокоилась».

Больной вопрос для ГЮГО - время. Она постоянно куда-то не успевает, не может рассчитать, сколько времени понадобится на дорогу, на то или иное дело. За разговорами время тоже летит незаметно, и ГЮГО, как правило, никогда не жалеют его на общение. Так что если вы торопитесь, то в этой ситуации лучше возьмите время под свой контроль.

Фразы: Женщины типа ГЮГО
- Если кастрюли нет на месте, конечно, я тоже гуманист - не убью. Но я обязательно найду ее и поставлю на место!
- Я прихожу домой и начинаю маме жаловаться, как я плохо себя чувствую. Мне что-то кажется, что у меня температура поднимается, голова побаливает. В общем, усталая я какая-то, плохо себя чувствую. Мама молча встает и приносит мне стакан с водой и аспирин. Зачем мне таблетка? Я же просто поговорить хочу, пожаловаться на плохое самочувствие, чтобы меня выслушали, чтобы мне посочувствовали! А она меня лечить начинает! Зачем?
- У меня на каждых плечиках - чехол, а под ним - платье, пояс, а к ним украшение висит или шарфик. Называется капсула. Утром мало времени, я снимаю чехол и сразу надеваю капсулу. Это очень удобно.
- У меня есть полочка, где лежит НЗ. Дочка и муж знают, что если они взяли что-то оттуда, то должны положить что-то вместо этого.
- Если я в самом деле рассержусь, они готовы сквозь землю провалиться.
- У меня тут в Греции 150 кгбэшников плясали. Некоторые сначала не хотели, но я же всегда знаю, что всем потом понравится. Так и вышло!
- Я не люблю кататься на лыжах сломя голову. Я люблю остановиться, посмотреть, как остальные катаются…
- По этому предмету я не могла себе позволить получить тройку. Мне было бы стыдно перед собой.
- В Шереметьеве такой убогий ресторан, я удивляюсь, зачем он (РОБЕСПЬЕР) туда ходит. А он говорит: «Там же из окон видно взлетное поле!» Представляете!
- По внешнему виду сырого мяса можно определить, на что оно способно.
- Как я разговариваю с мужем? Смотря что я хочу получить. Если надо разжалобить, то я становлюсь такой несчастной: «Я для тебя все, а ты…» А если хочу задеть - ирония, язвительность действуют лучше. А грубость - самое последнее дело.

"Гюго" - Этико-сенсорный экстраверт

1. Программная функция (сильная) - "Этика эмоций"
2. Творческая функция (сильная) - "Сенсорика ощущений"
3. Ролевая функция (слабая) - "Деловая логика"
4. Болевая функция (слабая) - "Интуиция времени"
5. Внушаемая функция (слабая) - "Структурная логика"
6. Активационная функция (слабая) - "Интуиция возможностей"
7. Наблюдательная функция (сильная) - "Этика отношений"
8. Демонстративная функция (сильная) - "Волевая сенсорика"

Болевая функция (4-я, слабая) - "Интуиция времени"

4-я функция, слабая - «болевая», место наименьшего
сопротивления, по болевой функции человек
болезненно воспринимает информацию
и нуждается в тактичной помощи.

Под влиянием настроения у Гюго постоянно возникают какие-то непредвиденные дела, постоянно появляется желание сделать что-то такое, чего он не планировал. Увлекаясь каким-то занятием, Гюго часто игнорирует фактор времени - ему хочется остановить время или думать, что в этот момент оно останавливается, хотя он знает, что это не так, и очень нервничает по этому поводу. Гюго постоянно испытывает желание сделать больше, чем может успеть, и, как следствие этого, постоянный страх перегрузок, перенапряжение, суета, нервозность и ощущение усталости.

Гюго очень трудно планировать свой день: график его дел постоянно сдвигается и уплотняется. Гюго боится непредвиденного расхода времени. Поэтому любой перерасход времени его раздражает. Гюго раздражает и незваный гость, и нежданный телефонный звонок, и непрошеный посетитель. Раздражает необходимость переделывать свою работу, а значит, тратить на нее лишнее время. Раздражают ожидание транспорта, пробки на дорогах, очереди в магазинах. (Не позавидуешь тому, кто перед носом Гюго пытается проскочить без очереди.) Гюго постоянно торопится и постоянно подгоняет других. Часто, когда он находится в неуравновешенном, перевозбужденном состоянии, для него свойственно какое-то лихорадочное нетерпение с нотками раздражения в голосе.

Бывает очень неприятно наблюдать, когда Гюго, едва успев прийти в гости, уже начинает куда-то спешить. Это очень мешает общению с ним - он как будто подгоняет хозяев: торопясь, выспрашивает все новости, быстро просматривает все обновки, потом устраивает суету вокруг застолья, а там уж и на часы поглядывает -домой пора! В людях его раздражают медлительность, неповоротливость, недостаточно быстрые реакции, недостаточно быстрая сообразительность.

Гюго раздражает, когда в разговоре возвращаются к теме, которую он считает для себя исчерпанной. Раздражает, когда "переливают из пустого в порожнее". Раздражает недостаточная информативность разговора - у него возникает ощущение пустой траты времени. Гюго редко удается выбрать время для чтения. Поэтому представители этого типа, в основном, читают в транспорте, в очередях, поздно ночью перед сном или рано утром перед тем, как встать. Гюго не любит книг с медленным развитием сюжета и слишком подробным изложением.

Гюго мечтает о том времени, когда сможет жить не спеша и успевать делать все, что ему хочется. Но это желание так и остается несбыточной мечтой. Гюго не всегда может позволить себе спокойно посидеть за рукоделием - его постоянно мучает ощущение нерационально используемого времени. Поэтому представители этого типа стараются совмещать все те дела, которые можно делать одновременно: если он сидит и шьет, так у него уже одновременно и стирка прокручивается, и на плите что-то варится, и по телевизору он в это время что-то смотрит, да еще и по телефону успевает отвечать. Постоянно живя в режиме повышенной деловой активности, Гюго не успевает (да и не позволяет себе) "сделать паузу", проанализировать ситуацию, увидеть ее в развитии и скорректировать свои планы на будущее.

Не способен экономно расходовать свои силы. Очень болезненно переживает, когда критикуют несвоевременность его действий. Не переносит, когда его обвиняют в непродуктивном расходе времени. Раздражается, когда его ограничивают во времени: он и так старается предельно рационально его расходовать, а если это не всегда получается, то только потому, что Гюго (как всякий "сенсорик") по собственной инициативе берет на себя дополнительные обязанности. Поэтому у него постоянно возникают какие-то непредвиденные неотложные дела.

Очень не любит опаздывать. Свою неспособность рассчитывать время старается скрыть: например, если очень сильно опаздывает на какое-то мероприятие, то часто предпочитает вовсе не пойти. Переживает, когда его критикуют за недостаточную пунктуальность. Всегда нервничает, когда ему приходится координировать время: ему очень трудно ощутить течение времени, трудно рассчитать его расход (работа, связанная с координацией времени представителям этого типа явно противопоказана). Гюго непременно желает быть в курсе всех новостей и всех событий, поскольку, как уже говорилось, его отличает активная гражданская позиция.

Его всегда интересуют намечающиеся социальные и политические перспективы, новые постоянно возникающие возможности. Постоянно надеется на перемены, которые откроют новые перспективы лично для него. Рассчитывает с помощью этих перемен решить какие-то свои личные проблемы. Гюго - оптимист, он ждет от жизни всего только самого лучшего. Поэтому непредвиденные осложнения и неприятности его страшно разочаровывают. (Гюго разочаровывают даже фильмы или книги, которые неожиданно плохо заканчиваются.) Не любит скептиков, прогнозирующих ему неприятности. Даже если сам предчувствует опасность, предпочитает не советоваться с теми, кто видит будущее только в мрачном свете.

Гюго очень старается быть дальновидным и предусмотрительным, что у него, к сожалению, не всегда получается. Поэтому любую критику по этому поводу воспринимает исключительно болезненно. Положение коренным образом меняется, когда партнером Гюго становится его дуал. Робеспьер великолепно умеет распланировать время с таким расчетом, чтобы не создавалось никаких предпосылок для перегрузок и перенапряжения. Робеспьер корректирует планы Гюго, регулирует темпы его деловой активности, создает ему режим самой оптимальной жизнедеятельности - условия, при которых высокая продуктивность работы сочетается с самым рациональным расходом времени. В плане прогнозов, Робеспьер также предпочтительнее всех других типов-"интуитов", поскольку он единственный, кто подсознательно настроен на интуитивные ощущения Гюго. Кроме того, его прогнозы всегда имеют логическое обоснование, а потому кажутся Гюго особенно убедительными, поскольку для Гюго убедительно все, что логично.

С помощью Робеспьера Гюго экономит время, необходимое на обдумывание и решение важных задач, поскольку любая мысль, которую Гюго безуспешно пытался обдумать, обосновать и понять, в изложении Робеспьера сразу становится простой, естественной и доступной для понимания. И здесь мы подходим к описанию следующей, "внушаемой" функции Гюго - логике соотношений.

*Стратиевская "Как сделать чтобы мы не расставались", МСП, 1997 г.



Представители типа:
Фридрих Энгельс, Жюль Верн, Лев Ландау, Сайрус Уэст Филд, Ф.Т. Барнум, Виктор Гюго, Карл Брюллов, Яша Хейфец, Тито Гобби, Жерар Филипп, Жан-Поль Бельмондо, Луи де Фюнес, Лайза Минелли, Барбара Стрэйзанд, Тина Тернер, Фаина Раневская, Любовь Орлова, Зоя Федорова, Мария Миронова, Махмуд Эсамбаев, Игорь Моисеев, Ираклий Андроников, Владимир Этуш, Геннадий Хазанов, Сергей Юрский, Дмитрий Нагиев, Марина Неёлова, Ирина Мирошниченко, Светлана Немоляева.

Блок ЭГО * 1-я позиция * Программная функция * "Этика эмоций"

"Главное — научиться радоваться жизни"

(Л. Д. Ландау).


"Жить, чтобы радоваться жизни" — целевое направление ЭГО-программной этики эмоций ЭСЭ, Гюго.

Представители этого типа не считают нужным скрывать ни своих эмоций, ни своих желаний: и то, и другое — естественно и выражается из благих побуждений, так что же в этом плохого? Поэтому все лучшее и все худшее из того, что с ними происходит, моментально становится известно окружающим. Гюго щедро делится как своими радостями, так и своими проблемами.

Панически боится неприятностей (ведь жизнь создана для радости и удовольствий, и она так коротка!). Гюго активно и очень эмоционально не желает себе неприятностей. Остерегается людей, которые создают себе (а значит и ему) проблемы. Сам зарекается иметь с ними дело и других предостерегает, причем в очень эмоциональной форме: "Чтобы я ещ-ще когд-да-нибудь с ним связалась!.."

Если неприятности все-таки происходят, Гюго не считает нужным их скрывать: ведь надо же как-то привлечь внимание к своим проблемам! Гюго скорее продемонстрирует свою слабость совершенно постороннему человеку, чем тому, кто является действительным виновником его проблем.

Отрицательным эмоциям Гюго даст выход скорее, чем положительным: для него важно использовать все возможные средства — лишь бы побыстрее избавиться от неприятностей. Бывает, что незначительное ухудшение условий жизни Гюго воспринимает как неприятность и уже создает обстановку панической, истеричной суеты. Причем такое его поведение нечасто находит понимание у окружающих — то, что со стороны воспринимается как незначительное или несущественное, в рамках жизненных ценностей Гюго воспринимается именно как существенное изменение к худшему, которое со временем, возможно, выльется в трудноразрешимую проблему.

Гюго панически боится каких-то негативных тенденций как в своей личной жизни, так и в окружающей его действительности. Поэтому он всегда социально и политически активен. Старается максимально использовать свои гражданские права, с тем чтобы сделать свою жизнь и жизнь своего общества спокойной и благополучной.

Гюго сориентирован на самые естественные жизненные ценности: счастье и здоровье своих детей, благополучие своих близких, творческая реализация своих личных возможностей, свобода взглядов и суждений, мир и благополучие окружающих его людей. И именно эти ценности, идеи и взгляды Гюго готов всегда и везде отстаивать, не жалея ни сил ни времени, со всем пылом и жаром своей глубоко эмоциональной души.

Для Гюго свойственно самое бурное проявление эмоций. Там, где появляется любой из представителей этого типа, начинается "эмоциональный взаимообмен", "круговорот эмоций в природе". Гюго не переносит состояния пониженной эмоциональности. Обстановка, где все подавляют свое настроение, где мало общаются, мало высказываются, никак эмоционально себя не проявляют, явно не для него — не поймешь, что у людей на уме, не знаешь, чем они живут и что их волнует. ("Он меня привез на курорт, да там и оставил! А что мне там делать?! Там же никто друг с другом не разговаривает! Там же только со своими общаются!.. Он приехал, я его спрашиваю: "Ты куда меня привез?!! Тут же со мной никто не разговаривал! Это как же так можно отдыхать?!!")

Гюго с утра до вечера может говорить о своих проблемах, но терпеть не может, когда кто-то другой ему жалуется на свою жизнь. Гюго очень не любит выслушивать истории про чужие неприятности, особенно, если их рассказывают совершенно посторонние ему люди, которых он мало знает и которым ничем помочь не может. А разве кому-то станет легче, если и у него испортится настроение? Обычно Гюго не проявляет повышенного интереса к чужим проблемам: не желает портить себе настроение и не хочет ввязываться в чужие неприятности.

Зато Гюго всегда живо интересуется причиной приподнятого настроения у окружающих. ("Если мало ли кому счастье привалило, так пусть расскажет, — может и мне повезет!")
Гюго обожает поднимать настроение всем, кто, по его мнению, в этом нуждается. Он часто что-то говорит или делает только для того, чтобы поднять настроение. Например, может, придя на работу, торжественно объявить, что готовит для всех своих сослуживиц подарки — каждой шьет передники к 8 Марта, и они уже даже раскроены. Это вовсе не значит, что сослуживцы когда-нибудь увидят эти передники.

Это совсем не обязательно. Важно другое — создать приятное приподнятое настроение, создать атмосферу праздника (раз уж речь идет о подарках), создать условия для хороших отношений, получить общее одобрение, стать хотя бы ненадолго героем дня. Но самое главное — это именно задать настроение, а про передники все потом могут благополучно забыть. (Гюго не любит, когда ему напоминают о невыполненных обещаниях: ведь он далеко не всегда обещает для того, чтобы выполнять.)

Гюго — это всегда сильные чувства, всегда ярко эмоциональный характер. Чувства Гюго быстро переходят в страсть — в страстное желание или в страстную ненависть.

Гюго редко можно увидеть спокойным и уравновешенным. Обычно он расслабляется и успокаивается только при общении со своим дуалом Робеспьером (когда между ним и его дуалом происходит "эмоциональный взаимообмен" определенного характера и качества).
Естественное эмоциональное состояние Гюго — это слегка приподнятое настроение; приятное возбуждение, с зарядом бодрости, оптимизма и уверенности в себе.

Гюго — это всегда сильный и яркий темперамент. Не случайно роли, сыгранные актерами этого типа, — это всегда интересные персонажи, яркие и незабываемые характеры. Эпизоды, в которых участвуют актеры-Гюго, — украшение любого спектакля и "изюминка" любого фильма.

Эмоции Гюго часто развиваются в очень быстром темпе — это своего рода фейерверк эмоций. Именно поэтому характерный эпизод с ярко выраженным перепадом эмоций представителям этого типа сыграть гораздо легче, чем центральную роль с постепенным эмоциональным развитием образа. (Хотя и центральные роли многие их них играют просто блестяще.)

Гюго великолепно видит характер человека — именно через выражаемые им эмоции. Это позволяет ему быть прекрасным психологом: очень точно оценивать эмоциональное состояние человека и глубоко ему сопереживать.

Этическая проницательность Гюго целиком построена на умении понимать мотивы поступков людей через выражаемые ими эмоции.

Характер намерений человека Гюго великолепно понимает по выражению его глаз, по характеру его улыбки. Гюго великолепно видит в человеке его характер и его этический потенциал.

Блок ЭГО * 2-я позиция * Творческая функция * "Сенсорика ощущений"

Эмоциональная активность Гюго находит самое полное и самое яркое выражение именно в умении дарить радость окружающим его близким людям. В умении создавать им комфорт, уют, в умении опекать их. По радушию, по гостеприимству, по умению принять гостей и организовать застолье у Гюго нет равных. Устраиваемое им застолье всегда отражает весь пыл его души, всю его радость от общения с друзьями. Никто не сравнится с Гюго по умению создать атмосферу праздника в условиях самых обыденных будней. Гюго может, например, принести на работу огромное количество разнообразной снеди в кастрюльках и судочках и устроить для своих сослуживцев "пир на весь мир" — просто так, по случаю хорошего настроения. О праздниках на работе уже и говорить нечего: Гюго из тех, кто их активно организовывает, причем с удовольствием берет на себя самую большую часть работы.

Праздник для Гюго — святое дело. Лучшего организатора праздников невозможно себе представить. В кратчайший срок Гюго может приготовить праздничный стол на любое количество гостей. (Готовит очень быстро — только успевай подносить чистую посуду.)
Обожает потчевать своих гостей. Нет гостей — угощает соседей. (Гюго очень любит общаться, особенно в пожилом возрасте, когда есть много свободного времени, и часто заходит к соседям с баночкой варенья или с пирожком собственного изготовления, ну и посидит с ними за чашкой чая, и пообщается.)

Гюго обожает готовить, чтобы кого-то попотчевать. Будучи его гостем, можно пронаблюдать, как он готовит еду и приговаривает: "Ой, как это будет вкусно! М-м-м! Ой, что-то сейчас будет!.. Ой, это будет нечто!" И действительно получается "нечто". Все без исключения представители этого типа — великолепные кулинары независимо от рода занятий. А уж если Гюго — профессиональный кулинар, быть его гостем — удовольствие, которое может запомниться на всю жизнь.

Вопросы питания — тема, которую Гюго охотнее всего обсуждает и которая имеет для него первостепеннейшее значение, особенно питание его детей. Если представитель этого типа узнает, что его ребенка в школе кормят однообразно и невкусно, он может пойти к директору и устроить настоящий скандал.

Гюго — эстет от природы. Он про себя это знает и считает своим сильным качеством. Каждому человеку исключительно точно подберет одежду, прическу и макияж, соответствующие его внешности и характеру. Даже "сенсорикам" (не говоря уже об "интуитах") имеет смысл прислушиваться к советам Гюго. Из представителей этого типа получаются великолепные дизайнеры.

Как консультант по эстетике Гюго вне конкуренции: "Я попросил свою сослуживицу (Гюго) помочь мне обновить гардероб. Что это было! Мы за полчаса обежали пять магазинов. И где бы ни появлялись — одежда буквально начинала летать по салону: "Так, дайте нам вот этот свитер, теперь еще этот шарфик и еще вот эту шапочку!" И все без примерки, и все на глаз! Я пришел домой, примерил — все замечательно! За полчаса она меня одела с головы до ног!"

Свой гардероб Гюго меняет постоянно. Ему быстро надоедает то, что он купил. Он вечно что-то перешивает, переделывает, передаривает. Гюго постоянно что-то меняет в своей одежде и прическе. Перед выходом на работу может в считанные минуты превратить платье в блузку, может сделать себе стрижку или перекрасить волосы, — и все это только потому, что его вчерашняя стрижка и вчерашний цвет волос не соответствуют его сегодняшнему настроению.

Гюго постоянно меняет интерьер в своем доме. Часто обновляет мебель, постоянно ее передвигает. Вечно у него какие-то новые чехлы, портьеры, новые самодельные абажуры. Придя в гости к друзьям или хорошим знакомым, Гюго часто по собственной инициативе начинает что-то менять в интерьере их квартиры. Гюго (в отличие от Дюма), если видит какие-то эстетические несовершенства, всегда считает себя обязанным об этом сказать. Причем, чем ближе отношения, тем активнее он выступает со своими замечаниями: "Мне не нравится твоя прическа!", "Это платье надо ушить!", "Этому шкафу здесь не место!". И это делается не потому, что он такой грубый или бесцеремонный: просто он действительно очень восприимчив к любому проявлению дисгармонии, которое его всегда настолько раздражает, что он не в силах это терпеть. Гюго просто обязан обратить на это внимание — даже если его об этом не спрашивают, он не в состоянии смолчать.

Гюго обожает дарить подарки. Он может последние деньги потратить на подарок, казалось бы, совершенно постороннему человеку. Он может сделать подарок по поводу и без повода. Иногда — просто так, "в душевном порыве", а иногда потому, что ему встретилась какая-то вещь, которая кому-то из его близких очень подойдет: "Вот, я тебе купила новую помаду, а эту, оранжевую, выбрось, чтоб я ее у тебя больше не видела!".

Гюго всегда в курсе последних веяний моды, и хотя его дом буквально завален моднейшими каталогами, его собственный эстетический стиль всегда вне моды, всегда ярко индивидуален.

Исключительную активность Гюго развивает, когда дело касается здоровья его близких. Он штурмует кабинеты врачей, срывается с работы и бегает по аптекам, пробивается на прием к знаменитейшим специалистам. Все его сослуживцы, друзья и знакомые регулярно выслушивают сводки о состоянии здоровья его заболевшего родственника. Гюго буквально атакует болезнь, поскольку всегда боится, что она затянется или даст осложнение. Его активность начинает ослабевать только тогда, когда в состоянии больного наступает заметное улучшение.

Состоянию своего здоровья Гюго уделяет значительно меньше внимания. Редко жалуется на плохое самочувствие, обычно сам справляется с собственными недугами. Старается заниматься профилактикой своего здоровья, спортом. Следит за качеством питания, соблюдает диеты. Многие женщины этого типа сохраняют молодость и привлекательность до самого преклонного возраста.

Блок СУПЕРЭГО * 3-я позиция * Нормативная функция * "Деловая логика"

Блестящими деловыми качествами представители этого типа, к сожалению, не отличаются, сколько бы они ни старались их в себе развивать. Это объясняется тем, что поступки Гюго в первую очередь подчиняются его настроению, его чувствам и его желаниям.

Слишком много денежных трат Гюго делает именно под влиянием минутного желания и в душевном порыве. Если встречается какой-то свежий и аппетитный продукт, покупает в большом количестве (мало ли, захочется его съесть побольше). Готовит ежедневно свежую пищу, причем опять же в большом количестве (мало ли, захочется добавки). К пище, приготовленной накануне, интерес уже потерян. Гюго, — большой специалист по "обновлению еды", что является предметом его особой гордости: "У меня оставалось вчерашнее отварное мясо, я его быстро-быстро перемолола и начинила блинчики. Ну не выбрасывать же!"

Очень много покупок Гюго делает именно "под настроение": "Я увидела эти туфельки и влюбилась в них, я не могла их не купить!" Потом, когда "настроение" проходит, Гюго постарается вернуть покупку в магазин. Если это не получается, попытается продать ее с рук либо кому-нибудь подарить. Ну а если уж совсем не удается избавиться от неудачной покупки, переделает ее во что-нибудь "стоящее", перед тем как окончательно выбросить.

Деньги в понимании представителей этого типа существуют для того, чтобы их тратить на удовольствия, и именно на это они в первую очередь и расходуются. В результате у Гюго накапливается огромное количество неоплаченных счетов и непокрытых кредитов. С другой стороны, Гюго пытается как-то бороться с собственной непрактичностью и поэтому стремится быть очень расчетливым именно в вопросах денежных трат. (Отсюда и возникает тот контраст, который кажется таким странным и малопонятным в поведении представителей этого типа — сочетание душевной щедрости с мелочностью и расчетливостью; сочетание расточительности и крохоборства.) Это объясняется тем, что при любых обстоятельствах Гюго старается вести свои дела таким образом, чтобы и желания его были удовлетворены, и деньги были бы целы, и даже приумножались.

Как же ему удается примирить это противоречие? — Гюго прекрасно умеет оценивать качество вещи и всегда знает, где можно сделать недорогую, но приличную покупку. Гюго — постоянный посетитель рынков, "комиссионок" и дешевых распродаж.

Кроме того, Гюго — большой специалист в вопросах ценообразования: он знает, из чего складывается цена, знает, каким образом ее можно легально занизить. Гюго умеет заставить продавца сбавить цену, умеет торговаться так, что мало у кого хватит сил, воли и характера ему противостоять. (Явление, довольно распространенное на некоторых "восточных" базарах — продавец отгоняет представителя этого типа от прилавка с криком: "Пошел отсюда! Не надо мне ни тебя, ни твоих денег!")

Зайдя в магазин, Гюго интересуется не только ценой, но и процентом скидки. Оформляя крупную покупку, он постарается договориться с продавцом о возможности как-нибудь "обойти" налог на добавочную стоимость, а после этого еще может и потребовать общую скидку на покупку, а иногда и воспользуется случаем припугнуть и попрекнуть продавца "незаконно" оформленной сделкой. Гюго всегда знает, что ему причитается, и что ему полагается: он — большой мастер отстаивать свои потребительские права.

Заключение деловых сделок у Гюго часто начинается с признания в симпатии и доверии, с предложения "чашечки кофе", но нередко заканчивается прямым волевым давлением, а в некоторых случаях угрозами, переходящими в шантаж.

Занимаясь бизнесом, некоторые представители этого типа прекрасно используют систему налогообложения для своих манипуляций и для повышения собственных доходов. Как бы ни были высоки подоходные налоги, на процветании фирмы Гюго они обычно не отражаются. Разумеется, если он не теряет при этом чувства меры. (Печальный урок Леоны Хелмси — знаменитой миллионерши, осужденной за сокрытие подоходных налогов, наглядный тому пример.)

И тем не менее, как бы ни старался Гюго разумно распределять свой личный бюджет, это у него часто получается по принципу: "То густо — то пусто". Вчера — пир горой, сегодня — "беден, как церковная мышь" и ищет, у кого бы денег занять.

Занимая деньги у друзей и близких, Гюго непременно старается вовремя вернуть свой долг. (Поскольку это касается его личных взаимоотношений.) Но если деловые отношения выходят за рамки этических, Гюго в случае финансовых затруднений может преспокойно оставить свои долги неоплаченными.

Свои деловые отношения Гюго часто строит на основании собственного представления об "этической справедливости" — своеобразной этической интерпретации "делового" принципа "Ты мне — я тебе", которая заключается в том, что Гюго пытается "подороже продать" свое демонстративное прекраснодушие в расчете получить за это скидку или уступку: "Ты же видишь, что я к тебе всей душой — так почему бы нам не попробовать договориться?"

Работодатель-Гюго (особенно в случае финансовых затруднений) тем больше задерживает выплату зарплаты своим служащим, чем больше демонстрирует им свою горячую любовь. (Надо же хоть как-то компенсировать материальный ущерб!) Бывает, что "любовь" Гюго-работодателя разрастается до таких масштабов, что становится даже как-то неловко у столь горячо любящего человека требовать свою законную зарплату.

Цену своим дешевым "этическим авансам" Гюго особенно хорошо осознает только тогда, когда сам оказывается в положении пострадавшего делового партнера; тогда он начинает "по-робингудовски" мстить своему обидчику, используя далеко не самые этичные методы.
Гюго, так же как и Робеспьер, считает, что распределение материальных благ должно быть справедливым. Но что делать, если справедливость — это не более, чем абстрактное понятие и недостижимая мечта? Как можно жить по справедливости на нашей грешной земле? И разве можно найти материальный (денежный) эквивалент душевному порыву? Гюго прекрасно умеет манипулировать "деловыми" ценностями, подменяя их этическими, переводя деловые отношения в этические, и наоборот.

Справедливому распределению материальных благ и разумному распределению бюджета Гюго учится у своего дуала Робеспьера. Именно в деловом партнерстве с Робеспьером "этические авансы" Гюго получают самую высокую себестоимость. Гюго и Робеспьер быстро находят взаимопонимание в деловых отношениях, поскольку оба сориентированы на одинаковые этические и логические принципы. Кроме того, под воздействием Робеспьера Гюго становится более уравновешенным, более спокойным и рассудительным — сказывается благотворное дуальное влияние. И у него уже не возникает потребности глушить свои неутоленные желания непомерными денежными тратами.

Гюго умеет эффективно работать и добиваться хороших результатов, но своей квалификации обычно не переоценивает. В глубине души часто сомневается в своих возможностях, хотя внешне может выглядеть достаточно самоуверенным. Для Гюго очень важно получить высокую оценку своей работе.

Работает в очень быстром темпе. С энтузиазмом начинает любое новое дело, но впоследствии может довольно быстро к нему охладеть. (Особенно, если это работа не по призванию.)

Случается, что через силу заставляет себя закончить работу. (Если очень торопится, может даже попросить, чтобы его работу закончили сослуживцы.)

Настроение Гюго слишком сильно сказывается на результатах его работы: иногда ему вообще не удается на ней сосредоточиться, и тогда он работает настолько бездумно, что впоследствии его работу приходится переделывать другим.

В деловых вопросах Гюго очень неплохо ориентируется. Обычно в курсе всех правил, инструкций и предписаний, относящихся к постоянно решаемым им вопросам. Поэтому часто находит выход из многих затруднительных положений, причем без особого ущерба для себя.

В деловых контактах хоть и старается действовать эффективно, но часто привносит в них слишком много суеты.

Качество работы Гюго тем выше, чем больше он осознает значимость своей работы.
При выполнении работы предпочитает пользоваться многократно проверенными методиками.
Срок готовности работы для Гюго определяется окончанием его рабочего дня. (А иногда и пораньше.) Засиживаться после работы, оставаться на сверхурочные Гюго очень не любит, особенно если за это мало платят.

К выполнению особо важной работы старается подготовиться заблаговременно, и тем не менее ее своевременное окончание редко когда удается без "штурмовщины".

Блок СУПЕРЭГО * 4-я позиция * Мобилизационная функция * "Интуиция времени"

Под влиянием настроения у Гюго постоянно возникают какие-то непредвиденные дела, постоянно появляется желание сделать что-то такое, чего он не планировал. Увлекаясь каким-то занятием, Гюго часто игнорирует фактор времени — ему хочется остановить время или думать, что в этот момент оно останавливается, хотя он знает, что это не так, и очень нервничает по этому поводу. Гюго постоянно испытывает желание сделать больше, чем может успеть, и, как следствие этого, постоянный страх перегрузок, перенапряжение, суета, нервозность и ощущение усталости.

Гюго очень трудно планировать свой день: график его дел постоянно сдвигается и уплотняется.

Гюго боится непредвиденного расхода времени. Поэтому любой перерасход времени его раздражает. Гюго раздражает и незваный гость, и нежданный телефонный звонок, и непрошеный посетитель. Раздражает необходимость переделывать свою работу, а значит, тратить на нее лишнее время. Раздражают ожидание транспорта, пробки на дорогах, очереди в магазинах. (Не позавидуешь тому, кто перед носом Гюго пытается проскочить без очереди.)

Гюго постоянно торопится и постоянно подгоняет других. Часто, когда он находится в неуравновешенном, перевозбужденном состоянии, для него свойственно какое-то лихорадочное нетерпение с нотками раздражения в голосе.

Бывает очень неприятно наблюдать, когда Гюго, едва успев прийти в гости, уже начинает куда-то спешить. Это очень мешает общению с ним — он как будто подгоняет хозяев: торопясь, выспрашивает все новости, быстро просматривает все обновки, потом устраивает суету вокруг застолья, а там уж и на часы поглядывает — домой пора!
В людях его раздражают медлительность, неповоротливость, недостаточно быстрые реакции, недостаточно быстрая сообразительность. Гюго раздражает, когда в разговоре возвращаются к теме, которую он считает для себя исчерпанной.

Раздражает, когда "переливают из пустого в порожнее". Раздражает недостаточная информативность разговора — у него возникает ощущение пустой траты времени.
Гюго редко удается выбрать время для чтения. Поэтому представители этого типа, в основном, читают в транспорте, в очередях, поздно ночью перед сном или рано утром перед тем, как встать. Гюго не любит книг с медленным развитием сюжета и слишком подробным изложением.

Гюго мечтает о том времени, когда сможет жить не спеша и успевать делать все, что ему хочется. Но это желание так и остается несбыточной мечтой. Гюго не всегда может позволить себе спокойно посидеть за рукоделием — его постоянно мучает ощущение нерационально используемого времени. Поэтому представители этого типа стараются совмещать все те дела, которые можно делать одновременно: если он сидит и шьет, так у него уже одновременно и стирка прокручивается, и на плите что-то варится, и по телевизору он в это время что-то смотрит, да еще и по телефону успевает отвечать.
Постоянно живя в режиме повышенной деловой активности, Гюго не успевает (да и не позволяет себе) "сделать паузу", проанализировать ситуацию, увидеть ее в развитии и скорректировать свои планы на будущее.

Не способен экономно расходовать свои силы. Очень болезненно переживает, когда критикуют несвоевременность его действий.

Не переносит, когда его обвиняют в непродуктивном расходе времени.
Раздражается, когда его ограничивают во времени: он и так старается предельно рационально его расходовать, а если это не всегда получается, то только потому, что Гюго (как всякий "сенсорик") по собственной инициативе берет на себя дополнительные обязанности. Поэтому у него постоянно возникают какие-то непредвиденные неотложные дела.

Очень не любит опаздывать. Свою неспособность рассчитывать время старается скрыть: например, если очень сильно опаздывает на какое-то мероприятие, то часто предпочитает вовсе не пойти. Переживает, когда его критикуют за недостаточную пунктуальность.

Всегда нервничает, когда ему приходится координировать время: ему очень трудно ощутить течение времени, трудно рассчитать его расход (работа, связанная с координацией времени представителям этого типа явно противопоказана).

Гюго непременно желает быть в курсе всех новостей и всех событий, поскольку, как уже говорилось, его отличает активная гражданская позиция. Его всегда интересуют намечающиеся социальные и политические перспективы, новые постоянно возникающие возможности. Постоянно надеется на перемены, которые откроют новые перспективы лично для него. Рассчитывает с помощью этих перемен решить какие-то свои личные проблемы.
Гюго — оптимист, он ждет от жизни всего только самого лучшего. Поэтому непредвиденные осложнения и неприятности его страшно разочаровывают. (Гюго разочаровывают даже фильмы или книги, которые неожиданно плохо заканчиваются.)
Не любит скептиков, прогнозирующих ему неприятности. Даже если сам предчувствует опасность, предпочитает не советоваться с теми, кто видит будущее только в мрачном свете.

Гюго очень старается быть дальновидным и предусмотрительным, что у него, к сожалению, не всегда получается. Поэтому любую критику по этому поводу воспринимает исключительно болезненно.

Положение коренным образом меняется, когда партнером Гюго становится его дуал. Робеспьер великолепно умеет распланировать время с таким расчетом, чтобы не создавалось никаких предпосылок для перегрузок и перенапряжения. Робеспьер корректирует планы Гюго, регулирует темпы его деловой активности, создает ему режим самой оптимальной жизнедеятельности — условия, при которых высокая продуктивность работы сочетается с самым рациональным расходом времени.

В плане прогнозов, Робеспьер также предпочтительнее всех других типов-"интуитов", поскольку он единственный, кто подсознательно настроен на интуитивные ощущения Гюго. Кроме того, его прогнозы всегда имеют логическое обоснование, а потому кажутся Гюго особенно убедительными, поскольку для Гюго убедительно все, что логично.

С помощью Робеспьера Гюго экономит время, необходимое на обдумывание и решение важных задач, поскольку любая мысль, которую Гюго безуспешно пытался обдумать, обосновать и понять, в изложении Робеспьера сразу становится простой, естественной и доступной для понимания.

И здесь мы подходим к описанию следующей, "внушаемой" функции Гюго — логике соотношений.

Блок СУПЕРИД * 5-я позиция * Суггестивная функция * "Логика соотношений"

Гюго убеждает только то, что логично.

Уважает людей, умеющих рассуждать логически, умеющих высказываться по существу, способных четко и ясно излагать свою мысль.

Старается сам быть рассудительным, хотя знает, что ему это несвойственно. Гюго часто рассказывает а своих безрассудных поступках, как бы приглашая посмеяться над своим легкомыслием.

Изучая какой-либо предмет, Гюго старается увидеть в нем систему. Чем более систематизировано обучение, тем легче оно им усваивается.

Гюго убеждают систематизированные доводы. Понятие "система взглядов" для Гюго звучит очень убедительно. Человек с системой взглядов у Гюго всегда вызывает истинное уважение. Особенно, если "система взглядов" того заслуживает.

Факты для Гюго — самый убедительный аргумент. Обычно он собирает информацию по всем каналам одновременно: книги, друзья, знакомые, радио, телевидение и т.п. Вступая в спор, Гюго часто ссылается на факты, известные ему из доступных источников. Причем, уже сославшись на какой-то общеизвестный факт, Гюго отказывается воспринимать какие-либо возражения или опровержения, особенно если они бессистемны, сумбурны и хаотичны. В такой ситуации он способен выслушать только того, кто сумеет логично, наглядно и лаконично опровергнуть те доводы, которые Гюго прежде считал неопровержимыми.

Как правило, именно таким оппонентом оказывается его дуал Робеспьер — единственный, кто способен собрать хаотично разбросанные мысли Гюго "в одну точку".

Робеспьер не только наводит порядок в "интеллектуальном хаосе" Гюго — он учит его мыслить логично; помогает ему сосредоточиться на каких-то важных проблемах, построить правильный ход рассуждений. Одним словом, он помогает Гюго развить свой интеллектуальный потенциал.

Под влиянием Робеспьера Гюго становится более собранным, сосредоточенным, рассудительным. Он уже не позволяет себе совершать необдуманные поступки, имеющие тяжелые последствия.

Упорядоченные мысли открывают для Гюго новое понимание окружающих его явлений, открывают новые перспективы и новые возможности.

Блок СУПЕРИД * 6-я позиция * Активационная функция * "Интуиция возможностей"

Новые открывающиеся возможности пробуждают деловую активность Гюго. С огромным энтузиазмом он поддерживает всякое начинание, загорается новыми идеями.

Живет в постоянном ожидании каких-то невероятных событий, которые самым неожиданным образом перевернут всю его жизнь. Живет в постоянном ожидании чуда. Часто говорит о своих предчувствиях перемен. Подсознательно готовится к этим переменам. У него появляется неожиданное желание сделать какую-то покупку из расчета возможных перемен. ("Вот я сейчас выйду из дома и вдруг встречу своего "принца"!... Кстати, а в чем я его встречу?..")

Гюго верит в судьбу, верит в перемены к лучшему. Затевая какое-то дело, часто рассчитывает на удачу и везение. «Другим везет, а чем я хуже?» Ему очень импонируют удачливые люди.

Может на последние деньги купить лотерейный билет. Часто проводит аналогию между жизнью и лотереей: "Любовь — лотерея", "Судьба — лотерея".

Гюго с интересом слушает всякие новости. Причем часто, исходя из этих новостей, делает какие-то свои логические и экономические расчеты. "Сейчас передавали по радио: с нового года повышают пособие для матерей-одиночек! Я посчитала — это полторы зарплаты! Теперь-то я наконец смогу себе новую мебель купить! Я ее как раз из этого пособия и выплачу!"

Гюго много и охотно говорит о своих успехах, о возможностях и способностях. И даже там, где чувствует себя недостаточно уверенно, не позволяет усомниться в своих способностях. От него можно услышать изречение типа: "На свете нет ничего невозможного" или "Можно всего добиться, надо только очень захотеть".

Если Гюго чувствует, что в его возможностях все-таки сомневаются, он как бы сразу заводит разговор о каких-то своих достижениях и успехах. Причем для большей убедительности обязательно расскажет, как высоко оценивались его успехи и какие отзывы были о его работе. Собственные успехи и возможности — тема, на которую Гюго охотно откликается. Рассказывая о своих способностях, Гюго так активно и так эмоционально старается воздействовать на собеседника, как будто боится, что этот вопрос кто-то поставит под сомнение.

Успехи и способности его детей для Гюго самая трепетная тема. Детское творчество производит на любого из представителей этого типа глубокое впечатление. Например, слушая детское пение, любой из них умиляется до слез, независимо от того, свой ребенок поет или чужой.

В отличие от Дюма, который не считается с затратами на образование детей, Гюго старается своим детям дать максимум образования при минимальном расходе средств. Например, если Гюго работает в художественно-керамической мастерской, он может приносить своему ребенку глину и краски. ("Разве может такое быть, чтобы ничего нельзя было принести с работы?!") Может упросить начальство разрешить ему обжигать в производственных печах изделия своего отпрыска, а когда в этих просьбах начнут отказывать, может это делать тайком. За оплату частных уроков Гюго торгуется как на рынке и всегда рад возможности получить побольше "пробных" бесплатных уроков.

Гюго часто видит корень своих проблем в том, что у него крадут его права, а следовательно, и возможности. Часто свои неудачи списывает на несправедливость, проявленную по отношению к нему. Гюго всегда активно борется за свои права и за возможности, которые ему эти права предоставляют, поскольку ввиду некоторой ограниченности его интуиции считает, что возможности предоставляются именно правами: "Если тебе не дано, так ты и взять не можешь". В противном случае нарушается правовое равенство, что в свою очередь может привести к хаосу, анархии и разрушению разумных и справедливых устоев общества.

Неравенство возможностей всегда вызывает осуждение Гюго и здесь он полностью сходится во мнении со своим дуалом Робеспьером.

Блок ИД * 7-я позиция * Наблюдательная функция * "Этика отношений"

Гюго считает, что общество только тогда может называться справедливым, когда оно предоставляет всем своим гражданам равные права и равные возможности. И именно на этом принципе выстраивается этическая платформа диады Гюго — Робеспьер: соблюдение правовых установок при распределении возможностей "этика справедливости".

Из всех этических установок Гюго в первую очередь рассматривает соотношение прав и возможностей, поскольку считает, что ущемление в правах ведет к ограничению возможностей, а это в свою очередь мешает человеку проявить себя самым лучшим образом, мешает ему занять свое заслуженное место под солнцем.

Гюго очень памятлив на любое проявление несправедливости и считает этичным и уместным об этом "своевременно" напомнить. Пример: юбилейный вечер Геннадия Хазанова. Все чествуют юбиляра, выступают с поздравлениями, отмечают его заслуги. И вот выступает один из популярнейших актеров, представитель описываемого типа, и припоминает, что в таком-то году уважаемый юбиляр не был принят в театральный институт в то время, как другие актеры (из числа присутствующих в зале) были туда приняты, благодаря своим связям, хотя ничем особенно выдающимся себя в искусстве не проявили.

Разумеется, по отношению к упомянутым актерам этот поступок можно было бы рассматривать как неэтичный, но в том-то как раз и заключается доминирующий принцип этики Гюго: справедливость — превыше всего. Если какие-то люди несправедливо воспользовались своими возможностями, можно без всяких угрызений совести бросить в них камень.

Гюго, по крайней мере лучшие представители этого типа и сами стараются следовать этому этическому принципу. Пример: участвуя в телеигре "Поле чудес", представительница этого типа, популярная и любимейшая актриса выражает готовность отказаться от своего права на выигрыш, поскольку ответ на заданный вопрос ей подсказал другой участник игры. И только после того, как ведущий рассудил, что она имеет право воспользоваться этой подсказкой, она называет слово и выигрывает игру.

Следуя заповеди "Зуб за зуб, око за око", Гюго сосредотачивает свое внимание только на абстрактном уравнении этих понятий: за добро надо платить добром, за зло — злом. Но где сказано, что меры твоего и моего "добра" совпадают? И что зло, причиненное мне, эквивалентно злу, причиненному тебе?

Самым естественным эквивалентом собственных этических ценностей для Гюго всегда являются ценности материальные. Например, ему свойственно весьма оригинальным способом проверять предел щедрости своего партнера: "Когда я иду с новым другом в ресторан, я заказываю все сам-м-мое лучшее! Сам-мое дорогое! И все в огромных количествах — все! А если он не расплатится, у меня всегда есть деньги про запас..." Если в результате таких проверок Гюго все-таки оказался в одиночестве, у него по крайней мере остаются и приятные воспоминания, и некоторая материальная компенсация: "Ну и что, что он вернулся к своей жене?! Зато все его деньги остались у меня. Все, какие были, все мои!"

Только в партнерстве с Робеспьером у Гюго не возникает никаких сомнений по поводу равенства во взаимоотношениях. Только в этом случае он чувствует, что получает не меньше, а даже больше, чем дает. Только в отношениях с Робеспьером, чьи достоинства имеют для Гюго особенно высокую значимость, а недостатки кажутся совершенно незначительными, Гюго перестает просчитывать, "сколько добра он сделал и чем ему за это отплатили".

В общении с партнерами других психологических типов Гюго постоянно испытывает ощущение несправедливости взаимоотношений, ему всегда кажется, что он отдает гораздо больше, чем получает. Он постоянно чувствует себя обделенным и у него в свою очередь возникает желание восстановить справедливость, причем далеко не самыми этичными методами.

Блок ИД * 8-я позиция * Демонстративная функция * "Волевая сенсорика"

Свою этическую неудовлетворенность Гюго обычно компенсирует приоритетом по волевой сенсорике, т. е. старается заполучить силовое превосходство там, где, по его мнению, уже нет и не может быть этического равенства. Для этого Гюго стремится сосредоточить в своих руках все сферы влияния и все материальные ценности своего партнера, который к этому времени уже становится его противником, старается полностью парализовать его волю и активность.

В условиях субъективно ощущаемого "этического неравенства" у некоторых представителей этого типа развивается опасение, что к его родным детям относятся хуже, чем к падчерице или пасынку ("комплекс Золушкиной мачехи"). В этом случае Гюго может "восстанавливать справедливость", добиваясь огромного преимущества и явного перевеса своих интересов. Причем делает это с таким волевым напором и с такой эмоциональной атакой, чтобы больше ни у кого никогда не возникло желания их оспаривать.

В партнерстве с Робеспьером у Гюго не возникает этических предпосылок для такой ситуации, поскольку Робеспьер с подчеркнутым, скрупулезнейшим педантизмом уравнивает в правах и обязанностях всех членов своей семьи, не делая ни для кого из них исключения.

Гюго постоянно и повсеместно демонстрирует готовность защищать свои интересы, независимо от того, покушаются на них или нет. Для него очень важно доказать свое силовое превосходство в качестве предупредительной (профилактической) меры защиты его интересов. Любую форму собственной волевой защиты Гюго рассматривает как необходимое ответное действие на чью-то несправедливость и чей-то произвол, которые он старается не допускать, поскольку опасается ущемления своих прав, равно как и других неприятных последствий.

А неприятностей Гюго старается не допускать. Поэтому изначально заявляет о себе как о человеке, который никому не позволит подавлять себя.

Демонстрация силы и воли для Гюго — естественное состояние. Проявление волевой инициативы для него также естественно, как проявление инициативы этической. Гюго всегда свободен в проявлении своих чувств и желаний, но всегда настораживается, когда это себе позволяет кто-то другой.

Сам боится проявить уступчивость, опасается, что это ущемит его интересы. Предпочитает, чтобы уступали те, кто "по другую сторону баррикады", в то время как "его команда" должна быть непреклонна и неуступчива.

Часто демонстрирует свою решительность, настойчивость и целеустремленность, как бы предлагая свое поведение в качестве образца для подражания. (Гюго обычно очень подробно рассказывает, какие препятствия ему чинили и каким образом он их преодолевал, что ему на это сказали, что он на это ответил, и т. д. и т. п.)
Гюго раздражают слабые (по его мнению) и пассивные люди. Но своего дуала Робеспьера он к таковым не причисляет — если человек готов жертвовать собой во имя идей, он уже силен. Его только надо научить, каким образом можно отстоять идею без особого ущерба для себя.

Гюго способен довольно точно оценить силовой перевес противника, кроме того, достаточно предусмотрителен, чтобы не лезть на рожон. В альянсе с Робеспьером Гюго умеет выждать время для того, чтобы самым рациональным образом применить свои волевые качества и в самый подходящий момент защитить свои права с наименьшими потерями для себя.