Архистратиг божий михаил кто такой. В чём помогает икона

Кто такой архангел Михаил? Какую роль он играет в жизни Православной Церкви и христианской веры? Об этом Вы узнаете, прочитав нашу статью!

вождь небесного воинства

Говорят, сатана ставит себе в большую заслугу, что заставил живописцев НЕ ИЗОБРАЖАТЬ себя поверженным под ногами Покровителя рода человеческого.

Упоминается в канонических книгах:

Дан. 10:13; 12:1.

Иуд. ст. 9.

Откр. 12:7-8.

Один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви.
Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово “ангел” на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность - мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка “архи” к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами.

Имя Михаил - на еврейском значит “Кто, как Бог”.
Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, - по-видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них - архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также архангелы Рафаил , Уриил , Салафиил , Иегудиил и Варахиил , упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19-26). В книге Товита архангел Рафаил говорит о себе: “Я - Рафаил , один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго” (Тов. 12, 15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является архангел Михаил.

В Писании именуется “князем”, “вождем воинства Господня” и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование “архистратиг”, т. е. старший воин, вождь. Так, архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. “И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною”. Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле, как о противнике диавола. (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18).

В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх. 33, 9, 14, 26-28; 4 Цар. 19, 35).

Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник “Собора” (т. е. совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаилом 8 ноября (нов: 21 ноября).

В книге «Руководство к написанию икон святых угодников» говорится о том, что святой Архангел Михаил «изображается попирающим (топчущим ногами) люцифера и, как победитель, держащим в левой руке на груди зеленую финиковую ветвь, а в правой руке копье, на верху коего белая хоругвь, с изображением красного креста, в ознаменование победы Креста над диаволом.» (Академик В. Д. Фартусов, Москва, Синод. Тип., 1910, стр.226).

Русский Златоуст, Архиепископ Херсонский Иннокентий в назидание писал: «Он первый восстал против люцифера (сатаны), когда сей восстал против вседержителя. Известно, чем закончилась эта война, низвержением денницы (сатаны) с неба. С тех пор Архангел Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за церковь и чад ее.

… Посему для тех, кои украшаются именем первого из Архангелов, всего приличнее отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашнею войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением» (Седмь Архангелов Божиих, М., 1996, стр. 5-6).

Вы прочитали статью Архистратиг (Архангел) Михаил . Читайте также:

: 21 ноября, Собор архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Будучи главнокомандующим Божьего воинства, святой архангел Михаил, победивший и изгнавший Люцифера, продолжает вести ежедневную борьбу со злыми силами. В разных религиях мира его почитают как главного ангела, обращаются к нему за помощью в самых тяжелых жизненных ситуациях.

Роль архангела Михаила

Ангелы - вестники Бога, доносящие божье слово людям, ответственные за судьбу и жизненный выбор каждого человека. Ангелы ведут постоянную борьбу со злыми силами, не давая людям принимать темную сторону.

Архистратиг Михаил - один из самых близких помощников Бога. В православной церкви его называют «вождем и главнокомандующим войска Господня». Этот ангел возглавляет воинов света, не давая злу захватить власть над миром и людьми. На еврейском языке его имя означает «равный Богу».

Святой имеет свою историю: Михаил выступил против Люцифера, когда тот вместе с падшими ангелами восстал и отрекся от Бога, пытаясь низвергнуть мир в пучину страха и боли, захватив власть над человечеством.

«Никто не может быть подобен Богу!», — сказал главный ангел и призвал на помощь светлые силы. Михаил заточил в аду падших ангелов, и продолжает препятствовать злым силам, которые пытаются вернуть себе власть над миром.

Архангел в разных религиях

Святой упоминается не только в православной церкви. У евреев архистратиг Михаил - предводитель войска, противостоящего силам тьмы. Вместе с другими архангелами - Габриэлем, Рафаэлем и Ориэлем - он осуществляет волю Божию.

В исламе его почитают как ангела Господня, который живет на седьмом небе и помогает людям в их бедах и печалях. Михаил дарует нуждающимся благодать, поддержку и надежду.

Азиаты обращаются к архангелу за помощью в излечении недугов, которые возникают из-за темных сил, пытающихся завладеть их душами. По мнению греков, святой помогает людям перейти в мир мертвых и присутствует в момент прощания человека с жизнью.

В православии святой архангел Михаил защищает души умерших на Страшном суде, не давая людям, ведущим праведную жизнь, попасть в ад, направляя их под защиту небесных сил. Главнокомандующий войска Господнего с мечом в руках защищает ворота в рай.

Еще с древних времен повсеместно принято строить церкви в честь святого. Храмы обустраивались на местах, где из-под земли бил источник живой воды. Церкви назывались Свято-Михайловскими, поскольку их престольной иконой было изображение святого Михаила.

Многие военачальники, отправляясь на битву, уповали на защиту этого ангела. До наших дней сохранились византийские монеты с изображением архангела, по праву считавшегося защитником воинов и угнетенных.

Чудодейственная сила молитвы

Святой архангел Михаил не только борец со злом, но и первый помощник во всех бедах человечества.

Для обращения к святому можно использовать различные молитвы, собранные православной церковью в специальных сборниках. Можно обратиться к ангелу и своими словами. Надо только искренне верить, что обращение будет услышано.

Михаил - надежный защитник и помощник в различных житейских ситуациях. К нему принято обращаться за помощью в церкви с просьбами:

  • об исцелении телесных недугов;
  • при плохих мыслях и тревоге на душе;
  • при терзании внутренними демонами;
  • защиты и помощи в путешествии;
  • при несчастьях с детьми и семейных разладах;
  • защиты от сглаза, злых мыслей и темных сил.

Архистратиг Божий Михаил поможет в печали и скорби. Он защищает людей, пострадавших от войны, стихийных бедствий и разбойного нападения. Святой вдохновляет человечество на свершение благих дел. Михаил ежедневно совершает чудеса: оберегает от бед и свершения непоправимых ошибок, помогает в работе.

Ежедневная утренняя молитва к архангелу Михаилу помогает в течение всего дня. Небесный страж защищает слабых и неуверенных в себе людей, придавая им силы для различных свершений, укрепляет веру человека в Бога, очищает от сомнений, избавляет от затаенной в душе обиды, страха и зла. Искреннее обращение к святому защищает дом от видимых и невидимых врагов, злого слова, лжи и предательства.

Молитва устанавливает между верующим и архангелом связь, благодаря которой человек ощущает особое внутреннее умиротворение и спокойствие. Можно заказать в храме молебен к святому Михаилу.

Праздник в церкви, посвященный этому ангелу, отмечают 21 (по старому стилю 8) ноября. В этот день лучше оставить тяжелый труд и домашние дела, уделив время родным. Запрещается в этот день ссориться и выяснять отношения, припоминать старые обиды.

Собираясь в церковь, нужно настроиться на позитивный лад. В молитве важна искренность: только слова, идущие от чистого сердца, достигнут архистратига святого Михаила.

Значение иконы Михаила

Чтобы узнать, как выглядит святой архангел Михаил, достаточно посмотреть на иконы. Лик святого всегда одинаков, отличается только общая композиция: это может быть портрет или изображение в полный рост. На иконах архистратиг вооружен копьем, направленным в сторону поверженного врага, символизирующего темные силы. Его оружие украшено крестом. Ангел одет в доспехи и ярко-красный плащ.

Можно встретить и др. изображения архистратига Михаила. На них Божий помощник одет в кольчугу, вооружен мечом и щитом, он полностью готов к битве, чтобы отразить нападение видимых и невидимых врагов. Иконописцы, изображающие святого подобным образом, наделили его чертами римских полководцев - решительностью, целеустремленностью, бесстрашием.

Важное значение имеет место для размещения иконы архангела. Лучшее место - специально выбранный угол в одной из комнат, в котором можно обустроить молитвенное место. Рядом с иконой стоит разместить лампадку с ладаном.

Чудесные явления архангела Михаила

История сохранила немало различных легенд о великих деяниях архистратига Михаила.

  1. Чудесное явление в Хонех. Легенда гласит, что в благодарность за спасение любимой дочери на месте целебного источника один из жителей Фригии обустроил церковь, названную в честь святого. О чудодейственных свойствах воды стало известно и в других городах. За помощью к святому Михаилу обращались не только православные. Иноверцы, оказавшиеся в этих местах, также просили защиты у главного ангела Господа. Более 60 лет настоятелем храма был Архип Херотопский. За искреннюю веру в Бога язычники решили убить священнослужителя и разрушить церковь. Убрав валуны, разделяющие реку, они направили поток воды на храм. В момент опасности священник пал ниц и обратился с молитвой к архангелу, прося отвести беду и защитить святыню от разрушения. Молитва была услышана: Михаил сам пришел на помощь верующим. Явившись возле храма, ударом своего могущественного копья он разделил ближайшую гору на две равные части и перенаправил туда речной поток. Это спасло церковь от разрушений. В дальнейшем случившиеся обросло множеством мифов, а горная равнина была названа Хоны, что с еврейского переводится как «расщелина».
  2. Римская чума. История зафиксировала еще один факт чудесного исцеления. В 589 году в Италии разгорелась вспышка чумы. Практически потеряв надежду на спасение, люди все же не переставали молиться. Совершая крестный ход вокруг города, Римский папа Григорий Великий заметил на холме фигуру святого Михаила. Архангел осенил людей крестным знамением и исчез, после чего заболевшие начали исцеляться, а чума отступила. Чтобы сохранить память об этом чудесном событии, римляне построили мавзолей в честь Михаила, названный храмом святого Ангела.
  3. Спасение Сипонта. В 630 году город подвергся нападению язычников. Жители с молитвой обращались за помощью к Господу, уповая на его защиту. Посланником небесных сил стал архангел Михаил, который явился епископу с предсказанием скорой победы. Святой вдохновил жителей на борьбу, исцелил душевные и телесные раны, после чего показался язычникам, которые, увидев подобное чудо, не только сложили оружие, но и приняли истинную веру. Пережив спасение, жители города намеревались построить храм, который носил бы имя архангела, но Михаил передал им новое послание: неподалеку от Сипонта в горе уже есть святой престол, который и должен послужить основой для будущего храма. Рядом с этим местом был найден источник с водой, обладающей исцеляющими свойствами. В храм потянулись паломники из различных уголков Италии в надежде найти помощь в своих нуждах и утешение в скорби. Сегодня на этой территории построен город Монте-Сент-Анджело.
  4. Грешница, которая встала на путь истинны, став святой. В период царствования великого Траяна жила известная на всю Италию красавица Евдокия. Женщина славилась не только внешними данными, но веселым и свободным нравом. Она любила хорошо провести время, не соблюдая целомудрие, придаваясь всевозможным утехам. В один из вечеров ее внимание привлек прекрасный голос, раздающийся с улицы, который читал молитвы, рассказывал о грехе прелюбодеяния и говорил о неминуемом Страшном суде и потере души. Это был святой Михаил, явившийся грешнице. На следующий день Евдокия призвала к себе священнослужителя, чтобы он научил ее молиться и исповедоваться. Через неделю строгого поста и молебнов перед ней предстал святой Михаил и забрал на небо, где показал, как живут души в раю, после чего они вернулись на землю. С тех пор Евдокия стала вести праведную жизнь, посвятив себя служению Богу.
  5. Чудесное спасение Новгорода. Это событие летописцы описали в Волоколамском патерике. В 1240 году Новгород подвергся нападению ханского войска. Чтобы спасти людей и город, Господь направил туда своего помощника - архангела Михаила, который ободрил терпящих бедствие людей и дал им надежду на спасение. Святой явился вражескому войску и запретил нападать на город, повелев уходить прочь.
  6. Жанна д’Арк. Военачальница слышала голос архистратига Михаила в своем сознании. Он подсказывал ей, что необходимо делать для победы. По его совету Жанна короновала Карла VII. Позже архангел сам явился людям и принимал участие в сражениях, поддерживая французов при Орлеанской битве.

Заключение

История сохранила немало фактов о чудесном явлении архистратига Михаила. Святой всегда выступал защитником угнетенных и нуждающихся, находясь на страже Господа и не допуская победу темных сил над человечеством. Молитва, обращенная к ангелу, поможет в любой сложной ситуации. Искренние слова дадут возможность обрести душевное равновесие, исцелят истерзанную душу и изгонят злых духов.

Архангел Михаил - один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви.
Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово “ангел” на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность - мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка “архи ” к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами.

Имя Михаил - на еврейском значит “Кто, как Бог”.
Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, - по-видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них - архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также архангелы Рафаил , Уриил , Салафиил , Иегудиил и Варахиил , упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19-26). В книге Товита архангел Рафаил говорит о себе: “Я - Рафаил , один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго” (Тов. 12, 15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является архангел Михаил .

Архангел Михаил в Писании именуется “князем”, “вождем воинства Господня” и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование “архистратиг”, т. е. старший воин, вождь. Так, архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. “И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною”. Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле , как о противнике диавола. (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18).

В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх. 33, 9, 14, 26-28; 4 Цар. 19, 35).

Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник “Собора” (т. е. совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаилом 8 ноября (нов: 21 ноября).

Над всеми девятью Ангельскими чинами поставлен Господом Архистратиг Михаил, имя которого с еврейского языка означает - кто как Бог.

Почитание святого Архангела Михаила в Православной Церкви восходит к самым древним временам. По значению слова Михаил есть Ангел, обладающий необыкновенною, беспримерною духовною силою. Святая Церковь представляет величественную историческую картину богосветлых деяний Архистратига святых Небесных Сил бесплотных, повсюду изображая его первым в чину горних воинств, действователем и ратоборцем за славу Божию и за спасение рода человеческого.

Первый бранноносный подвиг святой Архангел Михаил совершил на небе. Сатана, некогда светлейший из всех духов небесных, восстал на Бога, вздумал унизить славу Господню, сделал первое по всей вселенной богоотступничество и увлек за собою множество других духов. Тогда святой Архангел Михаил, как верный служитель Божий, собрав все Ангельские чины и воинства, не увлекшиеся пагубным примером возношения сатанинского, велегласно воззвал: «Вонмем, станем добре пред Сотворшим ны; и не помышляим противная Богу». И стоя на первом месте в сонме духов бесплотных, начал петь торжественную песнь: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Чет. Мин. 8-го ноября). Вслед за сим духи злобы были низвержены с неба.

В Откровении святого Иоанна Богослова повествуется о брани на небеси: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Апок. 12, 7-9).

Но в утешение верующим дается видеть в Откровении, что эта исконная борьба с врагом нашего спасения окончится совершенною победою Агнца (Апок. 19 и 20), и что в борьбе со змием мы имеем высших защитников и покровителей, во главе со святым Архангелом Михаилом.

Когда на земле судьбы Божии особенным образом открылись над избранным народом еврейским, тогда Церковь указу́ет на святого Архангела Михаила, как на хранителя, поборника и защитника народа Божия.

У пророка Даниила Архангел Михаил представляется также особенным защитником и покровителем народа иудейского, всегда встающим на защиту Церкви от всех врагов ее (Дан. 10, 13, 21; 12,1).

Церковь в своих песнопениях и молитвах именует Архангела Михаила безплотных Ангелов первым, чиноначальником и поборником, и Ангелов началовождем, посреде полков Ангельских старейшим, небесных чинов наставником (служба 8 (21) ноября).

Посему и изображается Архангел Михаил в воинственном виде, с копьем и мечом в руке, имея под ногами дракона, то есть духа злобы. Белая хоругвь, украшающая верх копья его, означает неизменную чистоту и непоколебимую верность Ангелов Царю Небесному, а крест, коим оканчивается копие, дает знать, что брань с царством тьмы и победа над ним самими Архангелами совершается во имя Креста Христова, совершается посредством терпения, смирения и самоотвержения.

Писание Апостольское повествует о том, что Архангел Михаил спорил с диаволом о «телеси Моисееве» (Иуд. 9), и послужил его погребению, а диавол противился тому. Архангел Михаил, хранитель народа еврейского, вопреки злому желанию диавола, скрыл могилу пророка Моисея, чтобы евреи, склонные к идолопоклонству, не могли поклоняться ему, как Богу.

Архистратиг силы Господней, Архангел Михаил, являлся Иисусу Навину при взятии Иерихона: «Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал» (Нав. 5,13-15).

Это явление святого Архангела Михаила воодушевило Иисуса Навина надеждой на небесную помощь. Вскоре Сам Господь явился Иисусу Навину и научил его способу, при соблюдении которого, Иерихон, первый сильный город в ханаанской земле, был успешно взят.

Древность так глубоко была уверена в подлинности явления Архангела Михаила Иисусу Навину, что на месте явления, еще в первые времена христианства, был воздвигнут монастырь во имя святого Архангела Михаила.

Вообще святой Архангел Михаил премирнаго чина Чиноначальник, служитель же славы Божественныя и воевода Ангелов всехвальный, помогал израильтянам в их битвах с неприятелями на пути в обетованную землю и сопровождал Моисея в течение всей его многотрудной жизни.

6 сентября ст. ст. Православная Церковь отмечает праздник называемый «Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах).

Во Фригии, близ города Иераполя, находился храм во имя Архангела Михаила и при нем целебный источник. Язычники, недовольные тем, что храм служит местом особого почитания христиан, решились уничтожить его. С этой целью они соединили две нагорные реки в одно русло и направили течение на храм. Но по молитвам святого Архиппа, жившего при этом храме, явился святой Архистратиг Михаил и ударом своего жезла открыл расселину, которая и поглотила спущенную на храм воду, а место это получило название Хоны (отверстие, расселина).

Россия также удостоилась явления Архистратига Михаила, как и другие страны. Это было в 1608 году в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре при нашествии поляков на Русь, когда Архангел Михаил явился архимандриту Иосифу, бывшему в то время настоятелем Лавры, с сияющим лицем, со скипетром в руках и сказал врагам, несколько месяцев осаждавшим обитель: «Вскоре всесильный Бог воздаст вам отмщение». И неприятель, простояв у стен обители без всякого успеха, вынужден был отступить со стыдом.

Защита городов русских Пресвятой Богородицей осуществлялась всегда Ее явлениями с Воинством Небесным под предводительством Архистратига Михаила. Поэтому крепка вера православных христиан в помощь Архангела Михаила во всех бедах, скорбях, нуждах.

Архистратиг Михаил в Ветхом Завете именуется как «князь великий, стоящий за сынов народа», он предстоит пред Престолом Господним. В Ветхом Завете святой Архангел Михаил был Ангелом Хранителем одних вождей и владык народа израильского, в Новом Завете Православная Церковь признала его поборником и заступником всеобщим, она всех и каждого истинного христианина побуждает взывать к первейшему из Ангелов о помощи и ходатайстве пред Богом. Церковь признает Архистратига Михаила своим Божественным украшением, и мира дольняго ограждением и утверждением (служба 6(19) сентября, кан. п. 1). Она учит, что святой Архангел Михаил крепостию божественною обходит всю землю, от лютых изымая призывающих божественное имя его (там же, пес. 3), именует его проповедником божественным, непостыдным представителем верных, путеводителем и наказателем заблудших (пес. 3), молитвенником за людей спасительным (пес. 3). Словом, - она всех и каждого заставляет взывать к великому Архистратигу Божию: «под кров божественных крыл твоих прибегающия верою, Михаиле, божественный уме, соблюдай и покрывай через все житие: и в час, Архангеле, смертный страшный, ты предстани помощник, всем нам благоприемнейший» (служба на 8 (21) ноября, ст. на хвалит.).

Итак, Архангел Михаил - победитель супостатов, избавитель от всяких бед и скорбей, защитник всех православных христиан от видимых и невидимых врагов и злых духов.

Архангелу Михаилу молятся об избавлении от скорби, при входе в новый дом и на основание дома, о покровительстве трона и государства, о спасении и сохранении России.

6 (19) сентября празднование «Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)» (IV).

8 (21) ноября Святая Церковь прославляет все Небесные Силы во главе с Архистратигом Михаилом. Архистратиг Михаил прославляется как вождь Небесных Сил и называется этот праздник - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных.

Тем, кто украшается именем первого из Архангелов, т. е. именем Михаил, приличнее всего отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашнею войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением.

Молитвы Архангелу Михаилу

Молитва 1-я

Свтый и великий Архангеле Божий Михаиле, неисповедимы и пресущественны Троицы, первый во Ангелех предстотелю, рода же человеческаго приставниче и хранителю, сокрушивый со воинствы своими главу прегордаго денницы на небеси и всегда посрамлй злобу и коварства єго на земли!

К тебе с верою прибегаем и тебе с любовию молимс: буди щит несокрушим и забрало твердо Свтей Церкви и православному oтечествию нашему, oгражда их молниеносным мечем твоим oт всех враг видимых и невидимых. Буди наставник премудр и споспешник всем православным христианом, износ им oт Престола Цар царствующих просвещение и силу, радость, мир и uтешение. Буди вождь и соратай непобедим Христолюбивому воинству нашему, венча єго славою и победами над супостаты, да познают вси противлющиис нам, яко с нами Бог и свтии Ангели Его!

Не oстави, o Архангеле Божий, помощию и заступлением твоим и нас, прославлющих днесь свтое им твое; се бо, аще многогрешнии єсмы, oбаче не хощем в беззакониих наших погибнути, но єже oбратитис ко Господу и oживленным быти oт Него на дела блага. Oзари uбо uм наш светом Божиим, да возможем разумети, что єсть вол Божи o нас блага и совершенна, и ведети вс, яже подобает нам творити и яже презирати и oставлти. Uкрепи благодатию Господнею слабую волю и немощное произволение наше, да uтвердившес в законе Господни, престанем прочее влатис земными помыслы и похотьми плоти и ради тленнаго и земнаго вечна и небесна безумне забывати. Над всеми же сими испроси нам свыше истиннаго покани, нелицемерную печаль по Бозе и сокрушение o гресех наших, да oстающее нам число дней временнаго жити нашего во изглаждении зол, соденных нами, совершим. Егда же приближитс час скончани нашего и свобождени oт uз бреннаго сего телесе, не oстави нас, Архангеле Божий, беззащитных противу духов злобы поднебесных, oбыкших преграждати души человечестей восход в горн, да, oхранеми тобою, безпреткновенне достигнем oных преславных селений райских, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечна, и сподобимс uзрети Пресветлое лице Всеблагаго Господа и Владыки нашего и Тому воздати славу, со Oтцем и Свтым Духом, во веки веков. Аминь. (Из службы со акафистом).

Молитва 2-я

O свтый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небеснаго Цар воеводо! Прежде Страшнаго суда oслаби ми покатис oт грехов моих, oт сети ловщих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу, седщему на Херувимех, и мoлис o ней прилежно, да твоим ходатайством послет ю в место покойное.

O, грозный воеводо Небесных Сил, предстателю всех u Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый oружниче, крепкий воеводо Небеснаго Цар! Помилуй м грешнаго требующаго твоего заступлени, сохрани м oт всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи oт uжаса смертнаго и oт смущени диавольскаго, и сподоби м непостыдно предстати Создателю нашему в чac страшнаго и праведнаго суда Его. O, всесвтый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене грешнаго, молщагос тебе o помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби м тамо купно с тобою славити Oтца и Сына и Свтаго Духа во веки веков. Аминь. (Из древней рукописи).

Тропарь, глас 4

Небесных воинств Архистратиже, молим т присно мы, недостойнии, да твоими молитвами oградиши нас кровом крил невещественны твое славы, сохран нас, припадающих прилежно и вопиющих: oт бед избави нас, яко чиноначальник вышних сил.

Кондак, глас 2

Архистратиже Божий, служителю Божественны славы, Ангелов начальниче и человеков наставниче, полезное нам проси и велию милость, яко безплотных Архистратиг.

Архангел Михаил — один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность — мы почти ничего не знаем, да, в сущностии, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка «архи» к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами.

Имя Михаил — на еврейском значит «Кто, как Бог». Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, — по-видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них — архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19-26). В книге Товита архангел Рафаил говорит о себе: «Я — Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов. 12, 15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является архангел Михаил.

Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «архистратиг», т. е. старший воин, вождь. Так, архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле, как о противнике диавола. (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18).

В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх. 33, 9, 14, 26-28; 4 Цар. 19, 35).

Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (т. е. совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаилом 8 ноября.